Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

 Спасибо школьной программе и художникам кондитерской фабрики «Красный Октябрь», превратившим картину великого русского пейзажиста в конфетную обёртку с мишками, облюбовавшими поваленную сосну...

 Спасибо школьной программе и художникам кондитерской фабрики «Красный Октябрь», превратившим картину великого русского пейзажиста в конфетную обёртку с мишками, облюбовавшими поваленную сосну...

Но вот теперь у нас появился шанс своими глазами, вживую увидеть работы русского художника Ивана Ивановича Шишкина, родом из Елабуги — талантливого живописца и не менее талантливого графика. Шанс редкий. Уникальный. Как сказала заместитель директора по хранению и учету музейных фондов Государственного музея изобразительных искусств Татарстана (ГМИИ РТ) Марина Кутнова, увидеть оригинал — это совсем не то, что виртуальное знакомство.

Из собрания ГМИИ РТ для выставки в Якутске было отобрано 83 произведения: 33 живописных работы, 50 графики. А если прибавить к ним еще одно полотно — «Сумерки» — из коллекции Национального художественного музея плюс шесть наших офортов, то выходит, что в Якутии на сегодня картин Шишкина больше, чем на его родине,в Татарстане. А в Татарстане, как сказала директор Национального художественного музея РС (Я) Влада Тимофеева, осталась только одна его работа.

Заметим, что сейчас в НХМ экспонируется только половина прибывших в Якутск офортов — они провисят до конца июня–начала июля. Затем их снимут, упакуют и представят вниманию посетителей другую часть. Почему так? Надо понимать, что полотнам Шишкина плюс минус 150 лет — солидный возраст, поэтому им требуется особая транспортировка, хранение и условия экспонирования. Они могут висеть в открытом доступе не больше трёх месяцев.

И уж, конечно, они не приехали в том виде, в котором предстали перед посетителями – их доставили в специальных ящиках. На то, чтобы принять, распаковать, оформить в рамы с паспарту ушло примерно дней пять. К чему это я? К тому, что картины, доставленные в Якутск — настоящее чудо, которое случилось, благодаря выставке «От Олонхо к пространству творчества» из собрания НХМ РС (Я), с успехом прошедшая в Казанском Кремле в 2021 году.

Если учесть, что собрание работ Шишкина включает ранние ученические работы 1850–60-х годов и картины более зрелого периода, вплоть до последнего года жизни, то можно в полной мере ощутить всю глубину редкого таланта художника.

Шишкин невероятен во всех работах — и огромные живописные полотна,и небольшие эскизы карандашом удивительно детализированы, он прописывал даже тонкую, сухую травинку. Писал несколько вариантов с одного и того же места, обогащая их новыми деталями.

321 056 7728 5 P4245073

На выставке в НХМ можно увидеть два больших полотна: одно — из собрания татарского музея, «Вечер в сосновом лесу», написанное Шишкиным в 1875 году,  другое — «Сумерки» 1883 года, из собрания НХМ. На картине, написанной ранее, та же извилистая дорожка, мокрая после дождя, с отражёнными в лужах небесами и закатным солнцем, фигурки удаляющихся людей. Можно подумать, что они введены сюда для того, чтобы подчеркнуть могучесть деревьев, их торжество, этот красивый багряный закат, одевший вековые сосны в золото. А если вспомнить, что годом ранее умерла любимая жена Шишкина, а в этом, 1875 году, еще один сын,маленький Константин, картина обретает другой смысл. Возможно, что художник, потрясённый горем, изображает своих близких, отправившихся в мир иной? На картине, написанной восемь лет спустя, людей уже нет. Так что тогдасумерки в понимании художника?

Шишкин столь подробен и дотошен в изображении природы, что научные сотрудники Ботанического сада института биологических проблем криолитозоны СОРАН, подготовили экспертное описание всевозможных растений, изображённых на его полотнах. И в этом еще однаоригинальная особенность якутской выставки.

316319

Когда сотрудники НХМ обратились к директору Ботсада Татьяне Коробковой с предложением помочь оформить выставку, она откликнулась с удовольствием: было сделано описание картин, предоставлены гербарий, срезы пород деревьеви даже... запахи, которые можно понюхать на выставке! Всё оформлено ею и руками лаборанта-исследователя Валерия Горьева. «Золотые руки!» — хвалит она его.

Мы с Татьяной Сергеевной остановились возле этюда «Дуб».

— Когда я готовила описание этой картины, на переднем плане видела траву, которую тоже описала. Но на этой картине травы нет! Оказывается, есть несколько вариантов этого этюда, которые хранятся в разных музеях.

Да, Шишкин полон чудес.

Отмечу, что в торжественной церемонии открытия выставки приняли участие Глава РС (Я) Айсен Николаев, первый заместитель Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков, заместитель министра культуры Республики Татарстан Дамир Натфуллин, заместитель директора по хранению и учету музейных фондов ГМИИ РТ Марина Кутнова и, конечно, генеральный директор НХМ РС (Я) Влада Тимофеева.

Выступая с приветственным словом, Александр Жирков отметил замечательную черту характера Ивана Шишкина. Известно, что у него был добрый нрав. Но то, как он был великодушен к начинающему алтайскому художнику Григорию Гуркину (Чоросу Гуркину), вошло в историю. Он не просто поддержал не прошедшего по конкурсу в Петербургскую Академию художеств юношу, но предоставил ему мастерскую, мольберт, краски и холсты. «Пишите со мной!» — предложил он ему и стал его наставником.

Шишкин будто торопился передать ему всё, чем сам владел в совершенстве. Их знакомство произошло в 1897 году. А на следующий, 8 марта 1898 года, Иван Шишкин умер на руках своего ученика из неведомого алтайского края.

Ну и напоследок мне всё же хочется вернуться к мишкам на конфетных обёртках. Этой картины в Якутске нет, она, написанная по заказу Павла Третьякова, хранится в Третьяковской галерее.

Наверное, уже многим известно: эту картину Шишкин написал в соавторстве со своим добрым другом, талантливейшим художником, имя которого незаслуженно забыто — Константином Савицким, в честь которого даже назвал своего сынишку. Исследователи до сих пор не могут понять, зачем он его позвал дописать медведей: пейзаж уже был готов, да и эскиз медвежьего семейства тоже, сам Шишкин был прекрасным художником, ему удавались и люди, и животные, мог и сам написать.

Так или иначе, но медведей написал Савицкий. Третьяков, увидевший вторую подпись, немедленно потребовал скипидара и стер фамилию автора мишек. Шишкин, конечно, был обескуражен, но четверть своего гонорара от картинычестно отдал своему другу.

Эта история породила немало слухов. Мол, сам Шишкин был скучен, животные ему не давались. Но, если судить по тем работам, которые выставлены в НХМ, весьма сомнительно, что он чего-то не умел.

На мой взгляд, тут совсем другая история. В тот год, когда у Шишкина умер второй ребенок, у Савицкого произошла драма с французским акцентом:во время пребываниясупругов в Париже, женаСавицкого покончила собой. Пишут, из ревности, но сам художник был потрясен случившимсяи абсолютно выбит из колеи. Следующая драма настигла Шишкина, когда в 1881 году умерла его вторая жена. Эти несчастья, очевидно, еще больше сблизили друзейи, когда Константин женился снова, Иван, возможно, захотел его поддержать и предложил дописать тех самых мишек.

Впрочем, это всего лишь моё предположение. Ну, а так это или нет, вы решите для себя на выставке полотен Ивана Шишкина в НХМ, где увидите руку мастера.


Елена СТЕПАНОВА



  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением