Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Говорят, главный художник Якутского музыкально-драматического театра так увлекался работой на сцене, что падал с неё в оркестровую яму, но выбирался и продолжал работать, как ни в чем не бывало...

Говорят, главный художник Якутского музыкально-драматического театра так увлекался работой на сцене, что падал с неё в оркестровую яму, но выбирался и продолжал работать, как ни в чем не бывало...

Огонь и море — как настоящие

— Я впервые увидела театр, оперу «Нюргун Боотур» в 1957 году, — рассказывала известный искусствовед Зинаида Иванова-Унарова на открытии выставки работ и фотографий первого театрального художника из народа саха Георгия  Туралысова в Национальном художественном музее. — Я же совсем юной уехала из Нюрбы в Москву и до Москвы вообще не видела никакого театра. А когда увидела!... До сих пор у меня перед глазами та сцена, на которой бушует море, откуда-то из воды выходит огонь и, двигаясь на тонкой проволоке, не на жизнь, а на смерть, бьются боотуры...

Как ребёнок, я принимала всё за чистую монету, думала, будто происходит всё на самом деле. Это было ярчайшее впечатление, которое осталось со мной на всю жизнь. Так впервые я познакомилась с творчеством художника Георгия Михайловича Туралысова и открыла для себя театр...

Зинаида Ивановна убеждена в том, что не только она — многие впервые открыли для себя театр, благодаря тому, что его художественно оформлял Георгий Туралысов.

Вдоль заборов - кумачовые афиши

Любопытнейшие детали от историка театра, балетоведа Лиры Габышевой, прокомментировавшей старинные фотографии эпохи Георгия Туралысова, раскрасили и без того яркое о нём представление.

Вместе с Лирой Львовной мы унеслись в 1927 год, где сделано фото с собачкой — тогда, находясь в театре на практике, Георгий Михайлович поставил первую свою оперетту «Девушка, выходящая замуж». Первой вокалисткой, исполнительницей партии девушки, выходящей замуж, была Анастасия Маркова, а партии были сочинены на основе тойука.

Прекрасно, конечно. Но этот спектакль обратил внимание на отсутствие музыкального искусства Якутии. А вот когда в афише спектакль, поставленный по пьесе самого реакционного произведения Анемподиста Софронова-Алампы, Георгий Туралысов пытался замаскировать под оперетту, его замысел был раскрыт и пресечен...

Георгий Михайлович был одним из режиссёров фрагмента «Туйарыма Куо» в апреле 1937 года. Звучала музыка Марка Жиркова и это было первым подступом к полноценному спектаклю «Нюргун Боотур», каким мы его знаем.

эскиз к опере Нюргун Боотур. Бумагаю войлок фольгаЮ акварельЭскиз к опере "Нюргун Боотур". Бумага, войлок, фольга, акварель.

А 20 марта 1943 года шёл 100-й показ этого легендарного спектакля и по всему городу на заборах развесили кумачовые полотнища: в те времена полотняные афиши тянулись вдоль заборов, а тут в качестве основы художник выбрал красный цвет.

Фото этой удивительной, кумачовой афиши, как и другие свидетельства эпохи, бережно хранятся в музее Театра оперы и балета, которым долгие годы заведовала Лира Львовна, и были показаны на открытии выставки в НХМ.

бомонд

«А вы Маяковского видели?»

Зинаиде Ивановой-Унаровой посчастливилось не только познакомиться с Георгием Михайловичем, но и довольно часто его видеть: вместе они работали в Якутском художественном училище, когда он ушёл из театра и вышел на пенсию. Она была совершенно очарована его рассказами. Да что она! Очарован был весь коллектив.

— Он был удивительный рассказчик! Слушая его, мы задерживались после работы. Или он что-то рассказывал во время перемены, в антракте и часто бывало, что нас студенты ждут, а мы не можем от него оторваться — такой он был интересный рассказчик!

Что особенно меня восхищало, что он учился во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе. Зная об этом, я постоянно его спрашивала: «А вы Маяковского видели?». Для меня было удивительным, что человек учился в то самоевремя, когда там любил выступать Маяковский.

Вообще, студенты ВХУТЕМАСа Маяковского очень любили. Пушкина считали буржуем. Этой молодежи нравился поэт-бунтарь, его новое понимание искусства -в те времена ценилось всё необычное, новое, смелое. Любопытный народ — вхутемасовцы! Они не пропускали ни одного спектакля, ни одного концерта, были, как выразилась Зинаида Ивановна, очень жадные до культурной жизни. И это — правильное слово.

И Георгий Михайлович отвечал Зинаиде Ивановне: «Ну, конечно! Видел его и когда поступал, и когда в институте проходили вечера Маяковского— мы все туда устремлялись».

«Футуристы, — рассказывал Георгий Михайлович, — особый народ. Помню, как они шли по улице, как выступали, как читали стихи…». Видимо, это было очень выразительно, потому эти годы и остались у него в памяти,и о них он рассказывал с увлечением.

Он мог говорить очень долго, беспрерывно. Пьёт чай, тут же слушает, тут же говорит. И никогда не говорил о тех трудностях, которые он испытал — о том, что был обвинён, когда поставил пьесу Ойунского, за что сидел в тюрьме. Мы знали про это и знали, что он не любил об этом говорить, и всегда избегали этой темы.

Георгий Михайлович очень ценил людей, которые получили высшее образование, он говорил: «От нас с вами, якутской интеллигенции, зависит вся наша жизнь — жизнь нашего народа».

Он был очень эмоциональный, очень жизнелюбивый и в своих рассказах, может, немножко что-то и приукрашивал. Однажды у Туралысова-артиста был эпизодна сцене, где он должен был бороться. Но, по условию пьесы, не должен был победить.

И вот началась борьба. Хапсагай.

«А я передумал и не хочу сдаваться! — говорил Григорий Михайлович. —  И я применяю прием, опрокидываю своего партнёра на спину и — выигрываю бой... Ну, и испортил сцену».

В духе Станиславского

Георгий Михайлович создавал декорации в духе театра Станиславского — это когда имеется задний фон, созданный с помощью живописного рисунка.

IMG 20230705 171834

Его стиль живописно-декорационного театра продолжил Владимир Давыдович Иванов, который был последователем Георгия Туралысова. В конце 50-х, когда была представлена новая редакция оперы «Нюргун Боотур», Владимир Иванов вместе с Афанасием Осиповым, впоследствии народным художником, помогали мэтру в работе над декорациями.

Туралысов Осипов Антонов. Лунная гора. эскиз к опере НТуралысов, Осипов, Антонов. "Лунная гора", эскиз к опере "Нюргун Боотур".

А известный ныне театральный художник Лена Гоголева была в Якутском художественном училище ученицей Иванова. Она поблагодарила организаторов от имени Сахатеатра за прекрасную выставку о Георгии Туралысове, как бы между прочим, отметив: «Театральных художников не так часто балуют».

Ну, и действительно. Разве человек такого масштаба как Туралысов, не заслужил более широкого празднования? Нельзя, нельзя забывать тех, кто стоял у истоков, друзья, хоть театра, хоть литературы, да хоть чего. А то так и до Иванов,непомнящих родства недалеко…

— Как художники-исполнители, художники-декораторы, мы проходили практику под руководством Владимира Давыдовича в стенах Саха театра, — рассказала Лена Ивановна. — И там мы восстанавливали старые декорации Туралысова, а это было технически очень сложно. Потом изучали эскизы, и нас учили хранить, уважать и учиться у мастеров.

В рамках заказа

— Я сама работала в театре и знаю, что это такое — работа театрального художника, — поделилась председатель Союза художников Якутии Ольга Скорикова. — Эта работа по-своему очень сложная. Театральный художник — это не такой свободный художник как живописец или график, который сам себе придумывает замысел, как хочет его воплощает и как хочет исправляет. Тут фактически художник получает техническое задание. Есть определённый сюжет, заданные рамки и театральный художник всегда вынужден действовать в этих рамках, выражая свою творческую сущность и,одновременно,отвечая на заказ. При этом он является организатором большого, сложного производственного процесса, работает с исполнителями, работает собственноручно, работает с режиссёром — такой человек-оркестр. И то, что Георгий Михайлович выполнял всю эту работу, говорит о том, что он был, действительно, человеком выдающимся.

PHOTO 2023 07 11 13 42 35

В этом году мы отмечаем 95-летие Афанасия Осипова, одного из столпов якутского изобразительного искусства. На мой взгляд, Георгий Туралысов с ним сравним по величине. Конечно, он жил в совершенно другое время, в других условиях, решал абсолютно другие задачи, но он был одним из основоположников якутского изобразительного искусства.

IMG 20230705 171806

И хотя он учился в Москве, когда в искусстве того времени преобладали авангард, конструктивизм и рационализм, а сам ВХУТЕМАС закрыли в рамках борьбы с формализмом в советском изобразительном искусстве, придя на якутскую сцену, Туралысов сразу задал реалистическое направление, хотя ничто не обязывало его поступать именно так. И поступил очень мудро. Во-первых, якутский зритель был вовсе не готов принимать какие-то «-измы», а во-вторых, ему нужно было донести до якутского населения всю ценность материальной и духовной культуры якутского народа и народов Севера. А это можно было сделать, прежде всего, очень качественным, профессиональным, реалистическим искусством, в чем он и преуспел.

Очень радует, что у нас получилась династия.  Я была знакома с Климом Михайловичем Туралысовым — мы с ним вместе даже делали объекты, а внучка Георгия Михайловича Тереза Пачеко Чавес — одна из самых интересных художников современности. И я благодарна семье, которая бережно хранит память о своем выдающемся предке.

Бесценный дар

Семья Туралысова, его потомки, передали в дар Национальному художественному музею часть архива Георгия  Михайловича, который содержит уникальные  фотографии и документы. Это его фотографии с художниками, его работа в театре, а также старые заметки о нем в газетах и журналах разных лет, собранные, в том числе, его сыном Климом. Этот архив, переданный в музей,будет ещё изучаться. Директор НХМ РС (Я) Влада Тимофеева выразила потомкам признательность за бесценный, по её словам, дар.

ha4cwt614lcn3vb7wor953rh08g8067r

«Художники всегда были щедры, — сказала Влада Владиславовна. — Они приносили в музей какие-то редкие вещи, уникальные документы и фотоматериалы, ведьименно здесь находится научный центр, изучающий народное и профессиональное искусство Якутии».

Учился у выдающихся

Георгий Туралысов родился 22 марта 1903 года в селении Кыллах Олекминского района, —рассказала главный научный сотрудник НХМ, куратор выставки Галина Неустроева. —Мальчишкой он любил рисовать. То ли красота тех мест на него так влияла, то ли это была обычная детская увлечённость, но политссыльный, который учил его грамоте, увидев рисунки, сказал: «Ого! Да ты можешь стать художником!». К месту сказанное слово сыграло свою роль. Мальчишка это запомнил и стал рисовать еще прилежнее. Да и было-то ему всего девять лет.

В 1916 году семья переехала в Вилюйск. Вилюйск тех времен — это старинный, провинциальный казачий город со своей уникальной культурой, город, где работал поэт и общественный деятель А.Е. Кулаковский, а Марк Жирков сочинял мелодии по мотивам якутских народных песен, сотрудничая с первым якутским учёным‑лингвистом С.А. Новгородовым, педагогом и краеведом П.Х. Староватовым и другими.

Имелся там и народный театр, где 16-летний мальчишка был и актером, и гримером, и художником. Ему посоветовали учиться дальше, вот он и уехал в 1924 году в Москву и, выдержав конкурс, поступил в Высшие художественно-творческие мастерские — ВХУТЕМАС, которые готовили художников широкого профиля. Там он учился у замечательных художников Петра Кончаловского, его ассистента Александра Осьмёркина, авангардиста Льва Бруни, импрессиониста Сергея Герасимова.

На второй год он попал к выдающемуся мастеру, одному из создателей русского театрального авангарда ХХ века Исааку Моисеевичу Рабиновичу. А режиссуре он учился у Василия Сахновского, который работал режиссером-педагогом в Театре В.Ф.Комиссаржевской, а затем был приглашён во МХАТ.

В 1929 году Туралысов вернулся в Якутск и поставил 13 спектаклей, где был и режиссёром, и художником музыкально-драматического театра. С тех самых пор с его именем связывают развитие якутского театрально-декорационного искусства.

Эскиз к драме А.Софронова Любовь. Бумага. АкварельЭскиз к драме А.Софронова "Любовь". Бумага, акварель

С 1930 по 1964 годы он был главным художником Якутского государственного музыкально-драматического театра. Вместе с режиссерами Василием Местниковым, Спиридоном Григорьевым, композитором Марком Жирковым, по сути, впервые создавали якутский театр.

За это время на сцене Туралысовым было поставлено и оформлено более 150 спектаклей разного жанра. Это такие комедии как «Женитьба» Гоголя, высокие трагедии Шекспира, спектакли на бытовые темы. И он не просто оформлял спектакли, а стал первым художником, который также занимался сценографией и костюмами для балетных спектаклей, оперетт и опер.

IMG 20230705 171756Туралысов Г.М. Эскизы костюмов к трагедийному представлению Н. Погодина "Третья Патетическая", 1961 г.

В 1936 и 1945 годах Георгий Туралысов стажировался в Москве у легендарного театрального художника Фёдора Фёдоровича Федоровского, по эскизам которого был выткан золотой занавес и исполнен живописный арлекин сцены Большого театра СССР.

И, конечно, Георгий Михайлович увлекался графикой. В Национальном художественном музее хранятся некоторые его прекрасные акварели, рисунки тушью, портрет жены, написанный в 1929 году, его собственный автопортрет.

Туралысов

Кроме того, Туралысов был пионером агитационно-массовой работы Якутии: в 1932 году он оформлял праздники, посвящённые десятилетнему юбилею Якутской автономии. А в 1945 году — знаменитый Ысыах Победы на алаасе Мюрю в Усть-Алданском районе, в котором приняло участие 10828 человек.

Портрет жены

Эскизов художника Георгия Туралысова, к сожалению, сохранилось немного. Но самым значительным произведением была опера «Нюргун Боотур» Марка Жиркова и Генриха Литинского. Как музыкальная драма этот спектакль был поставлен в 1940 году, фундаментальную концепцию по оформлению оперы Туралысов создал в 1947 году к двадцатилетию революции и в 1957 году — к декаде Дней якутской литературы и искусства в Москве, где опера получила высокую оценку в советской печати.

Одна из малоизвестных страниц его творчества — книжная иллюстрация. В Национальной библиотеке хранится книга «Мы творим мир», в которой собраны портреты ударников труда, партийных деятелей, сделанные чёрной акварелью. Также его иллюстрации украсили книгу воспоминаний о годах Гражданской войны якутской комиссарши Веры Синеглазовой, изданной в 1967 году,  «Ты помнишь, товарищ». Ну, и альбом драмы Тимофея Сметанина «Лоокут и Нюргусун».

Надо отметить, что при всей своей занятости он нашел время для изостудии при театре, которую сам исоздал. Там Туралысов готовил будущих художников и артистов. В числе его учеников — Семён Александров, Фёдор Павлов, Федот Павлов, скульптор Лукин и другие. Один из его учеников по фамилии Савин (имя не сохранено), который позже уйдет на войну и не вернется, напишет искреннее письмо своему уважаемому учителю, только узнав о том, что его выпустили из тюрьмы, и он реабилитирован. «Дорогой учитель, — писал молодой человек, — как мы все за вас рады...».

IMG 20230705 171822

Отметим: под колесо репрессий Георгий Туралысов попал в 1937 году. В 1940 году был полностью реабилитирован.

В 1964 году Георгий Михайлович ушёл из театра и стал преподавать в Якутском художественном училище, где и работал до самой своей кончины в 1970 году.

а это я на выставке

Он ушел, оставив богатейшее наследство — сцены двух театров, Театра оперы и балета и Сахатеатра, которые могут гордиться именем своего первого художника.

Елена СТЕПАНОВА

На главном фото - картина Г.У. Кравченко "Портрет художника Г.М. Туралысова", 1963 г. 

Газета "Ил Тумэн", 14 июля 2023 г. 

  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением