Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 7 oC

Кто они - люди с камерой на плече? Те, кто в любое время дня и ночи готовые, как солдаты, запечатлеть историю нашей эпохи на пленку? Несмотря на всю сложность работы телеоператора, это одна из самых интереснейших профессий. Накануне 60-летия телевидения Якутии продолжаем писать о людях, которые делают наше телевидение сегодня. Сегодняшний материал - об одном из ключевых работников НВК «Саха», о человеке, через объектив которого были сняты многие исторические события из жизни нашей республики, запечатлены портреты тысяч якутян, главном операторе НВК «Саха» Вадиме Анатольевиче Ганкевиче.

Кто они - люди с камерой на плече? Те, кто в любое время дня и ночи готовые, как солдаты, запечатлеть историю нашей эпохи на пленку? Несмотря на всю сложность работы телеоператора, это одна из самых интереснейших профессий. Накануне 60-летия телевидения Якутии продолжаем писать о людях, которые делают наше телевидение сегодня. Сегодняшний материал - об одном из ключевых работников НВК «Саха», о человеке, через объектив которого были сняты многие исторические события из жизни нашей республики, запечатлены портреты тысяч якутян, главном операторе НВК «Саха» Вадиме Анатольевиче Ганкевиче.

Он является единственным телеоператором в Якутии, удостоенным Государственной премии в области журналистики РС (Я), его имя увековечено в энциклопедии «Журналисты России. ХХ - XXI века», он - дважды победитель республиканской премии имени Еремея Порядина, обладатель знака «Гражданская доблесть Республики Саха (Якутии)». Несмотря на все заслуги, Вадим Анатольевич - очень скромный и интеллигентный человек. В операторской среде его очень уважают и ценят, а он, в свою очередь, стоит в строю со своим коллективом наравне, не сидит на чиновничьим стуле только руководя, когда есть возможность, обучает операторскому мастерству молодое поколение. Может, его история жизни станет для кого-то примером и поможет определиться с будущей профессией.

- Вадим Анатольевич, кем вы мечтали стать в детстве?

- Как и все мальчишки нашего времени - лётчиком, инженером, путешественником, военным, гонщиком. Вот оператором почему-то быть не мечтал. О работе именно на телевидении не думал.

- Как и когда вы пришли работать на телевидение? Ваше первое впечатление?

- После службы в армии, в 1986 году, искал работу. Так как военная специальность была связана с радиосвязью, думал о чём-то подобном. Помог мой дедушка - устроил собеседование с директором Радиотелецентра Виталием Дмитриевичем Корниловым. В результате мне было предложено место на телевидении, в аппаратно-студийном комплексе.  Моя первая профессия на телевидении - микрофонный оператор (была такая профессия). Моими обязанностями были установка/подключение микрофонов и управление агрегатом под названием «Журавль». Это длинная стрела на колёсах, на конце которой были смонтированы микрофоны, и по указанию звукорежиссёра я должен был направлять их в нужное место. Казалось бы, работа простая, но этот «Журавль» очень мешал операторам и осветителям! Потому что «лезет в кадр, даёт тени от приборов, и вообще, и так места для камер мало, а тут ещё этот «Журавль»!» В общем, чтобы вписываться в студийное пространство, нужно было изучать расположение осветительных приборов, какие планы камеры берут и т.д. С этого я и начал освоение азов технологии телевизионного производства.

WhatsApp Image 2023 07 11 at 17.38.39

Без отрыва от работы, заочно, окончил Новосибирский электротехнический институт связи. Занимал должности электромеханика АСК, инженера отдела передвижных средств телевидения.

Нужно сказать, что телевидение всегда было и остаётся одной из самых высокотехнологичных отраслей - сложная техника, строгий регламент работы. А якутская студия телевидения в конце 80-х - начале 90-х годов была очень хорошо оснащена. Передвижных телевизионных станций, которая у нас была, во всём СССР было несколько. А о принятых в эксплуатацию телевизионных журналистских комплектах (ТЖК) другие телестудии только мечтали! Поэтому, конечно, работать в такой обстановке было для всех предметом гордости. Кроме того, я попал в прекрасный коллектив: главный инженер Лев Наумович Пейсихис, инженеры Андрей Крумин, Николай Луговской, Николай Татарников, Валерий Пятков, Лев Пнёв, Анатолий Игнатьев, Вера Андреева, Любовь Поскачина, Яков Олесов, Владимир Семёнов, Сергей Тараканов, Алексей Лахно, звукорежиссёры Любовь Чащина, Рита Пшенникова, Леонид Мордосов, режиссёры Ольга Новгородова, Людмила Кострицкая, Галина Раевская, Любовь Золотарёва, операторы Руф Егоров, Валерий Литвинцев, Рейн Платонов, Михаил Неустроев, Сергей Таюрский, Иннокентий Каменев, Семён Васильев, Валерий Дегтярёв и многие другие. Это все талантливые люди, отличные специалисты в своих профессиях, открытые и доброжелательные в общении и, вместе с тем, принципиальные, требовательные в работе. Для меня телевидение Якутии – это, прежде всего, они, с их преданностью своей любимой профессии и высочайшей ответственностью за то, что они делают. Считаю, что именно они создали ту базу, которая позволяет развиваться нашему телевидению и по сей день.

- Почему выбрали профессию оператора? Ваши первые работы, помните ли их? Какие они были?

- И снова дело случая. В 1990 году режиссёр Фенна Юрьевна Пластинина, оператор Владислав Всеволодович Бочковский и я, в качестве техника и ассистента оператора, снимали фильм к 16-летию города Нерюнгри. В первый день командировки, при подготовке к съёмкам, Бочковский для настройки камеры попросил меня сделать пробный кадр: «Ну вот, например, девушки идут с коляской, их сними!», - сказал он. Я сделал кадр и не придал этому значения.

Потом, в последний день командировки, когда все съёмки по плану закончились, Бочковский куда-то ушёл по своим делам, я в гостинице собирал аппаратуру, в соседнюю комнату поселили нового соседа, никому неизвестного художника-костореза, приехавшего в Нерюнгри со своей выставкой. Он стал показывать нам свои скульптуры из кости. Едва их увидев, Фенна Юрьевна сказала: «Так, это обязательно нужно снять, достаём камеру!». А Бочковского нет… «Ну, значит, ты снимать будешь», - сказала мне Фенна Юрьевна. «Камеру включать умеешь, дальше разберёшься, сможешь!». Снимал я не один и не два часа, а, может, и не три. Но мой пробный кадр девушек с коляской оказался первым кадром фильма, сюжет о неизвестном косторезе прошёл в эфире республиканских новостей. Его имя — Константин Мамонтов, ныне народный художник Якутии и России. Увидев свои первые кадры на экране, я понял, что по ту сторону объектива камеры есть свой, особенный мир и мне захотелось в нём остаться.

- Были ли у вас наставники, кто обучил профессии? На кого равнялись и равняетесь в своей профессии?

- Выезжая на съёмки с операторами в качестве техника, я имел возможность на практике осваивать технику, технологию съёмок, операторские приёмы. От каждого, с кем работал, я чему-то научился. Особо хочу сказать о Валерии Дегтярёве - талантливейшем операторе. Меня всегда поражала его способность замечать, казалось бы, в обыденной действительности потрясающе выразительные детали. Все мы воспринимаем мир, прежде всего, через непрерывную зрительную информацию, а оператор, вдобавок к этому, должен видеть ещё и фрагментарно, то есть определённой последовательностью кадров выразить определённую мысль. В этом состоит суть профессии оператора. А для выполнения этой задачи оператору необходимы знания в области физики, оптики, геометрии, электротехники, основ изобразительного искусства. И обязательно он должен обладать терпением и внутренней дисциплиной, без этих качеств ничего не получится.

Я очень благодарен коллективу программы «Якутия» 90-х годов: руководителю Наталье Ивановне Шестаковой, режиссёру Фенне Юрьевне Пластининой, корреспондентам Галактиону Иннокентьевичу Захарову, Иннокентию Михайловичу Слепцову, Людмиле Витальевне Рыбкиной, Владимиру Николаевичу Молукову за то, что они дали мне возможность работать с ними в качестве оператора, с пониманием относились к моим ошибкам и промахам, в общем, позволяли расти.

После окончания первого вуза в 1993 году я официально перешёл на должность телеоператора. Позже окончил по специальности «телеоператорство» Московский институт повышения квалификации телевидения и радиовещания.

WhatsApp Image 2023 07 13 at 15.43.09

-Операторы - почти спортсмены и экстремалы. Вы с этим согласны?

- Сравнивать оператора со спортсменом я бы, наверное, не стал. Конечно, определённые физические данные играют немаловажную роль, но суть спортсмена какая? «Быстрее, выше, сильнее!» - спортсмену нужно побеждать. А нам с кем бороться, кого побеждать? А вот насчёт экстремалов: да, среди операторов есть самые настоящие экстремалы. Прежде всего, это Владислав Бочковский (к сожалению, его уже нет в живых), совершавший на своей парусной яхте морские полярные и кругосветные путешествия. В настоящее время с нами работают Андрей Рукавишников, альпинист и участник марафонских зимних (!) забегов, и Александр Слепцов, участник арктических экспедиций, сопровождавший, к примеру, знаменитый конный поход Дугуйдаана Винокурова. И при всех трудностях они не забывают, что являются операторами - снимают фильмы. Настоящие экстремалы!

- Какие операторы в вашей команде? Расскажите о них, пожалуйста.

- Вообще, мои коллеги по цеху Андрей Асекритов, Сергей Васильев, Илья Жараев, Александр Жуков, Айал Павлов, Станислав Полосков, Александр Иванов, Сергей Софронов, Михаил Тартакынов (всех не буду перечислять, сейчас в нашем отделе 18 операторов) - это хороший дружный коллектив, грамотные специалисты, процент операторов с профильным образованием довольно высокий. Коллектив стабильный, «текучки» мало, значит те, кто приходит, осознанно относятся к выбору профессии. В прошлом году проводили на пенсию Валерия Степановича Литвинцева, проработавшего на телевидении 52 (!) года. Сейчас самые старшие - 1966 года рождения, самый младший - 2000 года рождения. Так что смена поколений есть, жизнь продолжается.

Ещё должен сказать, что наша повседневная работа состоит не только из увлекательных командировок и съёмок красивых клипов. Существенная часть нашей работы — это ежедневные прямые эфиры, многочисленные прямые трансляции. К примеру, на спортивных соревнованиях приходится стоять на ногах по несколько часов подряд и не просто стоять, а безупречно держать в кадре стремительные прыжки, резкие броски, неожиданные удары и т.д. Чем не экстрим? Здесь оператору нужны немалая выдержка и реакция. А студийным операторам, чтобы быть готовыми к открытию утреннего эфира нужно подниматься в 4–5 утра, а вечерние эфиры заканчиваются в 10 вечера. Работа со светом в студийном павильоне также требует отдельного подхода, а оператор им рисует. Светом можно сделать всё вокруг красивым, а можно всё испортить. Поэтому оператор при работе с ним должен иметь особое чувство меры, чувство вкуса. И во всём этом я с уверенностью могу положиться на своих коллег.

- Вы являетесь главным оператором НВК "Саха" - это очень ответственная работа. Как вам удается совмещать творческую работу с руководящей?

- Быть руководителем, конечно, ответственно. Во-первых, это работа с людьми. Каждый из нас имеет свой характер, способности, определённые сильные и слабые стороны и задача главного оператора  сделать так, чтобы каждый максимально эффективно работал. Самое сложное в работе руководителя, на мой взгляд, это принимать решения в отношении других. Не всегда и не всем эти решения нравятся, но что делать, желания и возможности совпадают далеко не всегда, но, если решение аргументированно, оно принимается и воспринимается. А вот свою работу на этой должности на руководящую и творческую составляющие я не разделяю. Нельзя просто руководить, не представляя, для чего ты руководишь. Так что исключённым из творческого процесса я не считаю. Производственный процесс ещё какой творческий!

- С кем из режиссеров или редакторов было легко работать на площадке?

- Неоднозначный вопрос. Встречались такие (к счастью, мало), которым тему лишь бы отработать, сами не знают, чего хотят, и с ними вроде как не особо сложно, но сильно утомительно. А те, у кого своя идея, замысел, взгляд - они требовательны и к себе, и к тебе, ты выкладываешься, но, когда видишь результат работы - появляются новые силы.

- В каком жанре больше всего любите снимать?

- Мой любимый жанр - репортаж. Особый вид работы, где предполагается импровизация оператора. Конечно, можно и даже нужно перед съёмкой узнать о сути, характере события, даже составить примерный сценарий, но как всё будет происходить в реальности, не знает никто. Корреспонденту и оператору нужно мгновенно реагировать на происходящее и самое главное - одинаково понимать, чего хотят от этого репортажа. Иногда бывает так, что оператор увлекается набором красивых кадров, но при этом отвлекается от сути происходящего и упускает ключевое действие. А чтобы этого не произошло, оператору репортажа важно не только видеть, но ещё и слышать. Или корреспондент озадачен тем, чтобы побольше «синхронов» набрать, и у оператора нет возможности снять полноценный видеоряд. В репортаже нет приоритетов - видео или звук, в репортаже важно всё и если съёмочная группа репортажа это понимает, тогда работать легко и репортаж получится.

WhatsApp Image 2023 07 11 at 17.41.18

И, само собой разумеется, оператор должен быть готов во всеоружии: на 100% рабочая камера, всё необходимое (аккумуляторы, микрофоны, носители записи) - строго при себе! Всякое «пусть в машине полежит» или «режиссёр подержит» исключается. Да, тяжело, но любая оплошность мгновенно даст о себе знать. Дубль — это не про репортаж, это из другой сказки. И всегда помнить, что никогда не будет хватать пяти минут и пяти кадров. Поэтому отрабатывать минимум на 105%, а лучше на 110%.

- Какие из работ вам наиболее дороги и близки?

-Циклы документальных фильмов «Звёзды Победы», «Живые голоса войны» и «Достояние республики», автором сценария и режиссёром которых является Фенна Юрьевна Пластинина, а ведущим журналистом Наталья Ивановна Шестакова. Над этими циклами работали несколько лет. Это документальные фильмы о якутянах - участниках Великой Отечественной войны и Героях Социалистического Труда. Уникальность в том, что герои этих фильмов являются непосредственными свидетелями и участниками значимых исторических событий, и рассказывают они их в тех местах, где это происходило, например, в Москве, Ленинграде, Волгограде, Курске, Берлине.  Считаю эти работы непревзойдёнными по значимости и масштабу не только на якутском телевидении, но и во всей Якутии. Наиболее ценными для себя из этих работ выделяю фильмы «Один день и вся жизнь» о блокадниках Ленинграда и «Ысыах Победы» о первом послевоенном национальном празднике в Якутии.

Вадимом Анатольевичем в общем снято около 40 фильмов и 2 сериала посвященных ВОВ. Хотелось бы добавить одно важное событие, которое произошло во время съемок фильма об участнике Великой Отечественной войны, кавалере ордена Отечественной войны II степени Феодосия Семеновича Донского. Феодосий Семёнович один из расписавшихся на стене поверженного Рейхстага: «Были и мы – из Якутии Донской Ф.С., из Чувашии Коннов Ф.Ф.». Эти надписи стали одним из главных символов победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Люди, оставившие такие же подписи, стали живыми легендами. А запечатлен этот знаменитый автограф Феодосия Семеновича военным фотокорреспондентом Анатолием Морозовым.  Феодосий Семёнович познакомил съемочную группу с этим легендарным фотографом, автором исторического снимка водружения Знамени Победы над рейхстагом. Так вот, Вадим Анатольевич стал первым телеоператором, снявшим Анатолия Морозова в фильме под названием «Баллада о знамени». Это ценная работа хранится в золотом фонде НВК «Саха» и Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) им. И.С. Жараева. 

-География ваших поездок на съемки?

-Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск, Архангельск, Новосибирск, Кемерово, Биробиджан, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Албена, Сеул, Лондон, Берлин, Торонто, Квебек, Оттава. Конечно, Якутия, все районы.

WhatsApp Image 2023 07 11 at 17.44.38

-С кем из первых лиц России довелось работать?

- Мне посчастливилось работать над организацией освещения визитов в Якутию Р.И. Хасбулатова, Б.Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева, В.И. Матвиенко. 

- Кроме телевидения долгое время вы были личным оператором двух глав нашей республики. Через ваш взгляд, через объектив были запечатлены ключевые моменты истории Якутии. Трудно ли быть личным оператором главы и освещать важные события республики?

- Отдельный период моей работы — в структуре Администрации Главы и Правительства РС (Я) с 2010 по 2018 годы.  Здесь должен поправить, что я, наверное, всё-таки не был личным оператором главы республики Егора Афанасьевича Борисова в буквальном смысле этого слова. Во-первых, Егор Афанасьевич как-то сказал: «Не нужно снимать МЕНЯ, снимай то, что вокруг, это гораздо важнее». Кроме того, в составе пресс-службы я активно работал и над освещением работы правительства республики.

Как-то на одном из мероприятий в Москве меня спросили: «Вы - официальный оператор Главы и Правительства Якутии?». Пожалуй, этот термин, «официальный оператор Главы и Правительства Якутии», наиболее точно отражает суть моей работы тогда. Конечно же, объективность такова, что в центре внимания моих съёмок был глава республики. Но, вместе с тем, я понимал, что деятельность руководителя республики неотделима от общественно-политических событий, от происходящего вокруг. С одной стороны, глава Якутии является инициатором этих событий, а с другой стороны, происходящее вокруг, в целом, влияет на его действия. Без обратной связи невозможно. Поэтому в своей работе я стремился доступными средствами доводить до зрителя информацию от «первого лица», сохраняя при этом максимальную достоверность и документальную точность.

Часто меня спрашивали, не скучно ли всё время снимать «говорящие головы» в кабинетах. Нет, не скучно, если умеешь слушать и понимаешь, о чём говорят. И дополняешь это иллюстрациями реальной действительности. А съёмки в кабинетах — это далеко не вся часть той работы. Основная работа была там, где люди, где идёт жизнь со своими радостями, проблемами и достижениями.   Быть первым рядом с первыми было чрезвычайно интересно!

- Насколько изменилось ТВ со дня вашего прихода?

- Настолько, насколько изменились мы сами.

- Ваш совет будущим операторам.

- Пока всё в будущем, хорошо подумайте — это точно вам надо?  be6d1caa 1e5c 4ea9 8056 dfe4d24ef1af                                                   

  ***

Все материалы, которые снял за восемь лет работы в Администрации Главы и Правительства республики В.А. Ганкевич, были сданы в Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС (Я) им. И.С. Жараева.

Любовь Лобанова, начальник отдела экспертизы и комплектования фонда Национального центра аудиовизуального наследия народов РС(Я) им. И.С. Жараева.

- У нас хранятся работы Вадима Анатольевича еще с 80-х годов. На сегодняшний день он является обладателем самого большого фонда из операторов. Я его считаю одним из самых маститых операторов республики.

Мы успели отсмотреть его работы за период с 2011 по 2015 год и вышло более 1950 сюжетов, а еще осталось материалов за 4 года на просмотр о деятельности республики. Все эти материалы для будущего республики имеют научную, историческую, культурную и общественную ценность, ведь это срез жизни нашей республики за 8 лет.

Так пишется история работниками телевидения. Представьте себе, один человек сделал столько для освещения и сохранения аудиовизуального наследия. Настолько бесценны его труды. Самое главное, что он умеет собирать детали, которые восстановят Время, сколько бы ни прошло лет и сколько бы не случилось событий. Вадим Анатольевич - очень скромный, интеллигентный, никогда своими успехами не будет хвастаться, но очень деятельный человек. Он любит телевидение ревниво и нежно, радуется его победам. И он ни разу ему не изменил. Это правда!

Победы на фестивалях:

Удостоен Гран-при конкурса видеофильмов "Саха-Питеркит 2010" и диплома в номинации "Лучшая операторская работа". Дипломат VII Международного фестиваля телевизионных работ "Человеке и море" (г. Владивосток). Дипломант Московского международного кинофестиваля детективных фильмов "Детектив -ФЕСТ". 

c50fd83e 3ca4 4562 8459 39b8800702e7                                                                          

Ангелина ВАСИЛЬЕВА

Фото предоставлено из личного архива героя

Газета "Ил Тумэн", 14 июля 2023 г. 

  • 6
  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением