Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -10 oC

Вправе ли школы вводить дресс-код для учеников и учителей, можно ли оценивать музыку и изо по системе «зачет/незачет» и почему нельзя требовать освоение общеобразовательной программы на каникулах — ответы на эти и другие вопросы наших читателей публикуем в совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования (РАО) «Образование: право возможностей». Как действуют различные нормы права в сфере образования, рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко.

Вправе ли школы вводить дресс-код для учеников и учителей, можно ли оценивать музыку и изо по системе «зачет/незачет» и почему нельзя требовать освоение общеобразовательной программы на каникулах — ответы на эти и другие вопросы наших читателей публикуем в совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования (РАО) «Образование: право возможностей». Как действуют различные нормы права в сфере образования, рассказывает руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко.

Законны ли домашние задания на каникулах? Можно ли их не делать, ведь это время предназначено для отдыха?

Несмотря на то что прямого запрета задавать задание на каникулы или выходные дни нет, необходимо учитывать, что Федеральный закон «Об образовании» относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет каникулы как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

Исходя из указанной правовой нормы, домашние задания в каникулярный период могут носить только рекомендательный характер. Не исключаю, что педагог, руководствуясь благими намерениями, может задавать задания для того, чтобы на каникулах ученик наверстал упущенное, подготовился к продолжению обучения, олимпиаде и так далее. Вместе с тем требовать от обучающихся выполнения заданий на каникулах, то есть возлагать обязанность по освоению общеобразовательной программы — по выполнению домашних заданий, привлечение к мероприятиям, не предусмотренным учебными планами, — в каникулярный период является неправомерным.

Более того, такие факты можно рассматривать как нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся.

Почему в школе такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, технология, физкультура, то есть предметы, которые зависят от творческой, физической и тому подобных составляющих ребенка, оцениваются по общей шкале и, по сути, влияют на успеваемость? Почему по этим предметам нет системы «зачет/незачет»?

К сожалению, ответить на вопрос «почему?» достаточно сложно. Возможно, администрация образовательной организации не знает о такой возможности. Вместе с тем возможность безотметочного обучения законом предусмотрена.

О необходимости введения безотметочного обучения по отдельным предметам говорится уже давно. Еще в 2003 году Министерство образования и науки направляло такое письмо в образовательные организации, в котором рекомендовало использовать при обучении физической культуре, изобразительному искусству, музыке безотметочное оценивание по зачетной системе. Но, к сожалению, немногие школы проследовали этим рекомендациям.

В настоящее время допускается указание отметки «зачтено» по учебным предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», а выпускникам, относящимся к специальной медицинской группе для занятия физической культурой, — дополнительно по учебному предмету «Физическая культура». Об этом прямо указано в Приказе Минпросвещения от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов».

Поскольку Закон «Об образовании» относит установление форм, периодичности и порядка текущей и промежуточной аттестации к компетенции образовательной организации, для перехода на безотметочное обучение по указанным предметам должен быть принят соответствующий локальный акт.

Родители обучающихся, как участники образовательного процесса, вправе инициировать этот вопрос как перед директором школы, так и перед коллегиальным органом организации, в полномочия которого входит принятие таких локальных актов. Это могут быть педагогический совет школы, совет школы и так далее. Точную информацию о компетенции органов образовательной организации можно узнать, изучив устав школы, который в обязательном порядке размещен на сайте образовательного учреждения.

Существует ли дресс-код для преподавателей?

В Законе «Об образовании» не предусмотрены какие-либо требования или ограничения для работников образовательных организаций в части их внешнего вида, в том числе одежды. Вместе с тем такие ограничения могут быть установлены образовательными организациями самостоятельно в локальных нормативных актах.

Локальные нормативные акты, регулирующие вопросы внешнего вида педагогов и иных сотрудников, могут быть отражены в правилах внутреннего трудового распорядка, кодексе корпоративной этики и тому подобное, главное, чтобы локальный нормативный акт был утвержден уполномоченным органом организации, а работники были ознакомлены с этим документом под подпись. Кроме того, требования к одежде могут быть отражены в должностной инструкции работника.

О необходимости принятия подобных локальных актов сказано в совместном Письме от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 Минпросвещения и Профсоюза работников народного образования и науки. К письму прилагается Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, где указано, что педагоги, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы.

Несмотря на отсутствие законодательных требований к внешнему виду педагогических работников, хочется напомнить, что педагог не только дает детям знания в определенных областях, но и занимается их нравственным и эстетическим развитием. Согласитесь, немаловажную роль в достижении этих задач играет и подобранная со вкусом одежда.

Для того чтобы педагог имел стильный и деловой образ, который, несомненно, придется по нраву всем окружающим, необходимо уважение к себе, ученикам и своему труду. А локальные нормативные акты могут быть только дополнительной мотивацией в этом вопросе.

Справедливо ли требование преподавателя к дресс-коду студентов на экзамене?

В действующих федеральных нормативных актах не содержатся специальные требования к одежде обучающихся в высших учебных заведениях. Исключение — вузы, которые готовят студентов по определенным специальностям, например по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, таможенного дела и еще некоторых других, для которых предусмотрено понятие форменной одежды.

Все остальные организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения (пункт 1 статьи 38 Закона «Об образовании»). Такие требования предусматриваются в уставе, правилах внутреннего распорядка или специальных актах о внешнем виде обучающихся.

Важно учитывать, что соответствующие локальные нормативные акты образовательной организации должны приниматься с учетом мнения представительного органа работников организации или обучающихся в ней.

Если же такой локальный акт принят в образовательной организации, то, безусловно, студент, идя на экзамен, должен одеваться в соответствии с требованиями, поскольку экзаменационный период — это часть образовательного процесса.

Вместе с тем независимо от наличия локального нормативного акта, регулирующего дресс-код, желательно одеваться так, чтобы выглядеть уместно на занятиях или экзамене. Шорты, другая пляжная одежда и обувь, рваные джинсы, прозрачные блузы и майки, вызывающе короткие мини-юбки, декольтированная и спортивная одежда явно не подходят для посещения образовательной организации. Студент должен понимать разницу между клубной вечеринкой, спортивными соревнованиями и экзаменом в вузе и подбирать для каждого случая соответствующую одежду.   

Имеет ли преподаватель право проводить занятие вне аудитории, например в музее, предварительно запланировав такое занятие в календарно-тематическом плане?

Залог спокойной и уверенной работы педагога — знание своих прав!

Основным нормативным актом, регламентирующим права и обязанности педагогов, является Закон «Об образовании». Частью 3 пункта 4 статьи 47 ФЗ № 273 предусмотрено право педагога на свободу выбора и использование педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Таким образом, решение о форме проведения урока, о методах и средствах обучения принимает педагог.

Безусловно, это должно найти отражение в рабочей программе по предмету, и, конечно, при проведении уроков вне образовательной организации должны быть соблюдены все необходимые меры безопасности по сопровождению обучающихся.

Хочется добавить, что, несмотря на то, что основной формой проведения урока остается классно-урочная система, модель проведения урока вне аудитории позволяет значительно расширить образовательное пространство. Учебную деятельность можно организовать в сквере, парке, театре, музее, около памятника или на школьном дворе. Конечно, обучение на природе несколько сложнее организовать, чем обычный урок, но и результат может быть гораздо более впечатляющим как с познавательной стороны, так и с эмоциональной.

Источник: Парламентская газета

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением