Таможенная лотерея
Когда западные санкции коснулись российских автомобильных компаний, Правительство разрешило ввозить некоторые авто параллельным импортом — без согласия владельца бренда и через третьи страны, которые санкции не затронули. Часть потока машин хлынула в Россию через страны Средней Азии, включая Киргизию, Казахстан, а также через Армению, которые вместе с Россией и Белоруссией входят в Евразийский экономический союз. Но появились различные лазейки и ухищрения, которые используют некоторые импортеры, сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «Они становятся возможными из-за отсутствия в странах Евразийского экономического союза единых подходов к этому вопросу», — считает он.
Например, сначала автомобиль ввозят на территорию одного из государств — участников ЕАЭС на льготных условиях, которые, по идее, допустимы, только если товар будут использовать внутри страны, а потом перегоняют его в Россию. Пошлину при этом взимают меньше, чем если бы все было официально, пояснил «Парламентской газете» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Ставка остается той же — для юридических лиц 15 процентов от стоимости авто, но саму стоимость занижают. Например, Toyota Camry, которая стоит 33-35 тысяч долларов, оценивают в 5-8 тысяч. Соответственно, 15 процентов от усеченной суммы в несколько раз меньше, чем она должна быть», — сказал он. Тем самым стимулируют приток машин, на которых и зарабатывают, добавил эксперт. «Это получается не параллельный импорт, а черновоз и контрабанда», — считает Шапарин.
Все это создает серьезные помехи для развития внутреннего производства авто и сокращает поступления в федеральный бюджет, пояснил нашему изданию председатель правления Ассоциации таможенных юристов кандидат юридических наук Павел Сафоненков.
Опасно это и для самих автомобилистов. «Если российские таможенные органы получат информацию, что стоимость автомобиля, а соответственно, сумма пошлины была занижена, им совершенно ничего не мешает доначислять то, что было скроено за рубежом», — пояснил Шапарин.
Он добавил, что это может коснуться владельцев и машин, ввезенных ранее, даже если те сменили несколько хозяев. «За последние полтора года я уже устал говорить автомобилистам, что нельзя покупать машины, которые были растаможены в Киргизии, Армении и Казахстане, потому что они неминуемо столкнутся с проблемами. Тем не менее в эту лотерею играли многие», — сказал он.
Недоплаченные налоги все равно найдут
Российское Правительство решило взять ситуацию в свои руки. Сначала кабмин подготовил предложения партнерам из ЕАЭС создать единую систему управления рисками. Речь шла о том, чтобы обмениваться информацией о средней таможенной стоимости товаров, контролировать, чтобы авто, которые ввезли в одно из государств — членов Союза по льготным тарифам для внутреннего пользования, продавали на территории только этой страны, и других мерах.
Но потом, видимо, решив не дожидаться, пока появится единая система, Правительство решило поменять правила расчета платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран ЕАЭС уже с 1 апреля.
«Так, налоги и сборы, недоплаченные вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, будут учитываться в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами», — говорится в сообщении, опубликованном 14 апреля в телеграм-канале кабмина. Следить за этим будет Федеральная таможенная служба.
А электромобили, которые ввозят из ЕЭАС, можно будет растаможить только на территории России. Новые правила вступят в силу с 1 апреля 2024 года. Для тех, кто ввозит автомобили из стран ЕАЭС, но занимается растаможкой в России, ничего не изменится.
Плюсы и минусы
Все это должно создать равные условия для граждан и компаний, ввозящих в Россию автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, и тех, кто проходит эту процедуру в России с уплатой всех необходимых налогов и сборов, пояснили в кабмине.
Если пошлины станут начислять с полной стоимости авто, это будет справедливо по отношению к другим участникам рынка, отметил Владимир Гутенев. Сейчас ввозимые из ЕАЭС авто могут быть гораздо дешевле, чем машины, производимые в России.
По мнению Павла Сафоненкова, создание новой системы поможет закрыть лазейки для недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. «Но, конечно, если не будет возможности занижать таможенные пошлины, это приведет к увеличению конечной стоимости автомобилей, реализуемых гражданам автосалонами», — сказал эксперт.
По его прогнозу, подорожают электромобиль Zeekr, ввозимый в Россию через Киргизию, и другие электромобили — Lixiang, Nio, BYD, Avatr.
По словам Шапарина, коснется это и других иномарок, параллельный импорт которых разрешило Правительство. Например, Mercedes, Audi, Volkswagen и Toyota. Ставка будет та же, но умножать ее придется уже на полную стоимость авто.
С другой стороны, то будет означать и снижение рисков — если автомобилисты сразу заплатят полную сумму пошлины, им уже не придет счет на сумму, недоплаченную при растаможке в странах Средней Азии, сказал Шапарин.
Источник: "Парламентская газета"
Фото: Виталий Аньков, РИА Новости
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0