Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

Не учитывать на судебных процессах, в том числе, бракоразводных, мнение ребенка, а принимать во внимание только его интересы и позицию родителей — с такой законодательной инициативой выступили несколько депутатов Госдумы. Ее собираются рассмотреть на одном из ближайших заседаний Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. «Парламентская газета» узнала, какие у законопроекта перспективы.

Не учитывать на судебных процессах, в том числе, бракоразводных, мнение ребенка, а принимать во внимание только его интересы и позицию родителей — с такой законодательной инициативой выступили несколько депутатов Госдумы. Ее собираются рассмотреть на одном из ближайших заседаний Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. «Парламентская газета» узнала, какие у законопроекта перспективы.

Вместо воли — интересы

Семейный кодекс гарантирует детям право выражать свое мнение и в семье, и на любом официальном разбирательстве. А в определенных случаях ни суд, ни органы опеки вообще не могут принять решение, не учтя мнение ребенка, которому исполнилось 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда ребенку хотят поменять имя или фамилию, усыновить его, установить над ним опеку и некоторых других. Также девочку или мальчика должны спросить, с кем они хотят жить, если родители разводятся. Ответ должны принять во внимание, только если это не противоречит интересам ребенка.

Этот порядок сочли устаревшим депутаты Олег Матвейчев, Дмитрий Кузнецов, Дмитрий Гусев, Иван Мусатов и Станислав Наумов. Они считают, что нынешние правила приняли, чтобы увязать Семейный кодекс с международной Конвенцией о правах ребенка. А она, по мнению авторов, позволяет представителям власти заменить решения родителей собственными, руководствуясь ничем не подкрепленными соображениями об интересах ребенка. Депутаты сочли, что это бросает вызов традиционным российским представлениям о семейной жизни, которая всегда отвечает наилучшим интересам детей и родителей, которые «всегда способны решить, что лучше для их детей». Кроме того, по их мнению, в силу своего возраста и психологического развития дети просто не могут «знать, понимать и осуществлять свои права и обязанности» в полном объеме.

Поэтому авторы документа предложили учитывать в суде не мнение ребенка, а его интересы, а также мнение родителей. Интересами же хотят считать создание ему условий, необходимых для жизни и благополучного развития «в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями». Ими авторы назвали сохранение детско-родительских отношений, крепкую семью, сохранение индивидуальности ребенка, включающей в себя общение со всеми членами семьи, в том числе живущими отдельно, формирование авторитета родителя, контроль над ребенком, возможность не разлучаться с мамой и папой и перенимать жизненный опыт дедушек и бабушек.

Полезно, но трудно

Комитет Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, на который расписали законопроект, категорически против того, чтобы игнорировать мнение ребенка, сказала «Парламентской газете» председатель комитета Нина Останина. «Например, есть статья о смене имени ребенка. Если его 10 лет звали Петром, а теперь решили звать, например, Радзивилом, даже не спросив его, разве это нормально? Или если речь идет об усыновлении, и ребенок категорически не хочет быть усыновленным, а решение все равно принимают против его воли, разве это правильно?» — задалась вопросами депутат.

Останина добавила, что поправки обсудят, пригласив на заседание комитета их авторов и экспертов. «Но Правительство уже дало отрицательное заключение на законопроект, против высказалась Патриаршая комиссия, экспертный совет нашего комитета, мы не поддерживаем эти изменения», — отметила глава комитета.

Она считает, что любое вмешательство в Семейный кодекс — это тонкая и щепетильная тема, поэтому каждое возникающее предложение нужно выносить на широкое обсуждение.

Тем временем в законопроекте нашли и плюсы. То, что в документе причисляют к интересам детей, включая общение со всеми родными, действительно необходимо и полезно самим мальчикам и девочкам, хотя и трудно выполнимо, считает известный эрудит, депутат Госдумы Анатолий Вассерман. «Поэтому, скорее всего, придется искать компромиссы, определять, какие из этих пожеланий первоочередные, а чем в силу каких-то обстоятельств придется жертвовать», — сказал он «Парламентской газете», добавив, что в целом законопроект конкретизирует задачи судей в бракоразводных процессах и в какой-то мере служит ориентиром самим родителям.

А вот насчет лишения детей права на мнение он засомневался: «Конечно, ребенок недостаточно опытен, чтобы понимать, что ему может понадобиться в будущем, но любой человек, в том числе ребенок, вряд ли согласится мириться с тем, что принято явно против его воли. В какой-то мере и в какой-то форме учитывать мнение ребенка все равно понадобится».

В Совете Федерации порекомендовали посмотреть на вопрос с другой стороны. Эта тема не допускает формализма, считает глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Перминова. В каждой конкретной ситуации судебным органам надо разбираться тщательно, особенно в случаях, когда детям уже исполнилось 10 лет, сказала сенатор, комментируя инициативу «СенатИнформ». Перминова полагает, что судебным органам просто надо качественнее работать вместе с психологами и другими специалистами.

Источник Парламентская газета

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением