От самодеятельности до триумфа
Создание Якутской территориальной организации Союза композиторов СССР в июне 1979 года стало логическим этапом в становлении профессиональной национальной музыкальной культуры. В выездном учредительном заседании приняли участие композиторы Ян Френкель, Людмила Лядова, Борис Тищенко. По их словам, более чем полувековой путь становления якутской композиторской школы ознаменовался освоением практически всех музыкальных форм и введением новых для академической музыки жанров, основанных на традициях музыкального фольклора народов Севера.
Нужно отметить, что музыкальная культура европейского типа в Якутии начала формироваться на рубеже XIX-XX веков. Организовывается музыкальная самодеятельность, возникают первые оркестры, хоры, в том числе при культурно-просветительских обществах «Саха аймах» (1917-1920), «Саха омук» (1920-28). В 1920-е гг. в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры русских и якутских (ансамбль хомусистов) народных инструментов. Предпринимались попытки организации симфонического оркестра.
Важную роль в становлении профессиональной музыкальной культуры сыграл Якутский радиокомитет, остававшийся одним из центров профессионального исполнительства до 90-х годов. В 1943 при радиокомитете были созданы хор и симфонический оркестр. Велась большая музыкально-просветительская концертная деятельность. В конце 40-х начале 50-х годов было поставлено несколько национальных и русских опер. В 1948 году в Якутске образовано музыкальное училище. В середине 1950-х гг. состоялись первые выпуски якутской оперной студии при Уральской государственной консерватории.
В 1940-м поставлен первый национальный спектакль - музыкальная драма «Нюргун Боотур», в 1947 - первая национальные опера «Нюргун Боотур» и балет «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского. Добавим, что в 1957 г. состоялось легендарное представление оперы «Нюргун Боотур» на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в рамках Декады якутской литературы и искусств. В 1971 на базе музыкально-драматического театра создан Якутский музыкальный театр, преобразованный в начале 1990-х годов в театр оперы и балета.
Наставники и последователи
Ведущую роль в становлении якутской профессиональной музыки сыграл композитор Марк Николаевич Жирков — автор популярных песен и хоров, создатель первых национальных oпep «Нюргун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр» и балетов «Полевой цветок», «Алый платочек». В середине 40-х созданы сочинения на якутском материале московскими композиторами: M. Мильманом, P. Роммом, M. Мееровичем, Ю. Крейном — камерно-инструментальные сочинения, Н. Пейко — сюита «Из якутских легенд», Л. Белым — хоровые миниатюры и другие произведения.
Большой вклад в развитие якутскую музыкальную культуру внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950- 60-е годы - Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, В.Г. Кац. Среди написанных ими произведений особо выделяются: оперы «Лоокут и Нюргусун» Григоряна (1959), «Песнь о Манчаары» Г. Комракова и Э. Алексеева (1967); оратория «Якутская праздничная» Григоряна (1955); кантата «Песня дерева Аал-Луук» В. Каца (1976), концертная импровизация для хомуса с оркестром (1972), оратория «Огни седого Вилюя» (1972) и концерт для трубы с оркестром (1981) Н. Берестова. В 70-е годы появляются композиторы-саха — 3.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А. Созонов, А. Самойлов, К. Герасимов, П.Н. Иванова.
Нужна государственная поддержка
Успехи, достигнутые за эти годы в музыкальном искусстве, во многом стали плодом содружества композиторов, исполнителей и творческих коллективов республики. С другой стороны, в последние годы остро встают вопросы государственной поддержки деятельности союза. Не секрет, что сегодня, говоря о музыке, в том числе и профессиональной, подразумевается эстрада, современные стили и направления. Противиться этому невозможно. Но тем не менее, существуют базовые академические основы музыкального образования, историческое наследие, а главное — якутская профессиональная музыка продолжает развиваться. Создаются оперы, балеты и другие музыкальные произведения. Но говорить о систематической государственной поддержке пока сложно.
Как правило, новые крупные произведения национальной тематики востребованы преимущественно в период подготовки к большим юбилейным мероприятиям. При этом для авторов очень важно, чтобы их сочинения исполнялись регулярно. Собственно, для слушателя она и создается.
По словам ответственного секретаря Союза композиторов РС(Я), кандидата искусствоведения Чаянды Скрыбыкиной есть сложности с изданием сочинений, печатью партитур. В советское время существовала практика государственного заказа, когда Министерство культуры выкупало у авторов произведения за достойную оплату. Кроме этого, выделялись средства на содержание территориальных отделений, на представительские расходы. Сейчас этого нет. Деятельность осуществляется на средства грантов, которые не всегда удается получить. В разные годы размер грантовой поддержки составлял от 500 тысяч до 1 млн рублей ежегодно. Последний грант Союзу композиторов был выделен в 2019 году. В 2023 году грант получил совместный проект с Высшей школой музыки — фестиваль классической музыки «Махтал» прошел в Якутске, Иркутске, Улан-Удэ и монгольском Улан-Баторе с 23 октября по 8 ноября. Для примера, деятельность аналогичного союза в Башкортостане осуществляется полностью при поддержке региональных властей.
Сохранить и развивать
Союз ежегодно составляет план мероприятий включающий лекции, конкурсы, в том числе межрегиональные, для юных композиторов, межвузовские конкурсы для исполнителей, научно-практические конференции. В этом году эти мероприятия приурочены к 45-летию Союза композиторов Якутии. На юбилей, который планируется отметить в октябре, планируется пригласить гостей из других регионов, но это требует средств. Пока же мероприятия включаются в планы театра оперы и балета, филармонии и носят характер общественной работы.
По большому счету нужно выкупать не только готовые авторские работы, но и архивы наших композиторов, представляющие ценность с точки зрения их изучения, использования в образовательном процессе в детских музыкальных школах, средних специальных учебных заведениях, Высшей школе музыки, Арктическом институте культуры и искусства. Сегодня речь идет о сохранении богатейшего музыкального материала в виде звуко-видеозаписей современных якутских композиторов. Но в настоящее время в республике нет соответствующей профессионально оборудованной студии, позволяющей вместить оркестр, хор. Наверняка многие помнят, а у кого-то хранятся сборники грампластинок якутских произведений, выпущенных тогда еще фирмой звукозаписи «Мелодия». К сожалению, сегодня записей на современных звуконосителях нет. То же самое можно сказать и о партитурах, клавирах опер, балетов, которые существуют только в единственных авторских экземплярах, а значит могут быть утеряны навсегда.
Кроме этого, на уровне республики еще не решен вопрос о правовом статусе композиторов. В 2022 году разработанный при поддержке Минкультуры РФ профессиональный стандарт, позволяющий им получать господдержку, официальную зарплату и трудовую пенсию был зарегистрирован в Минюсте. Документ был подготовлен Союзом композиторов России при поддержке Минкультуры РФ во исполнение поручения президента РФ о мерах государственной поддержки композиторов и, как сообщается на сайте ведомства, вступил в силу с 1 марта 2023 года. Но конкретно в Якутии соответствующих нормативно-правовых актов не принято.
Добавим, что Союз композиторов Якутии является крупнейшим на Дальнем Востоке и имеет богатую историю, накопленный богатый опыт. Сегодня его председателем является молодой композитор Николай Михеев. Всего же в составе — шесть композиторов и пять музыковедов. Налажены крепкие связи с творческими организациями других регионов. Но как показывает время, для сохранения и развития нужно внимание со стороны государства.
Фотографии предоставлены Союзом композиторов РС(Я)
- 1
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0