Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 6 oC

Задумывались ли вы о том, что холод и его влияние, как неотъемлемая часть нашей жизни является объектом научных исследований в гуманитарной сфере? Об этом на научно-практической лекции рассказала доктор исторических наук, руководитель центра интеллектуальной истории и культуры Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Екатерина Романова.

Задумывались ли вы о том, что холод и его влияние, как неотъемлемая часть нашей жизни является объектом научных исследований в гуманитарной сфере? Об этом на научно-практической лекции рассказала доктор исторических наук, руководитель центра интеллектуальной истории и культуры Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Екатерина Романова.

Климат и прогресс

Гуманитарные исследования холода — это междисциплинарное направление, которое изучает культурные, социальные и исторические аспекты восприятия холода и жизни в условиях низких температур. Эти исследования связаны с такими дисциплинами, как антропология, история, социология, культурология и философия. В этой области рассматриваются различные аспекты того, как холод и морозные условия влияют на общество, культуру и индивидуальное восприятие. 

Этим направлением в Якутии и занимается Екатерина Романова. Помимо работы в институте она читает лекции студентам СВФУ, АГИКИ. Сейчас занимается инновационной, прорывной темой - антропологией холода. Отметим, что на прошедшем во Восточном экономическом форуме доклад замглавы МинАрктики Якутии Михаила Погодаева «Невечная мерзлота» вызвал большой интерес. В нем, в частности, отмечалось влияние климатических факторов, прежде всего, таяния вечной мерзлоты на экономику северных территорий. Погодаев сообщил, что арктическое побережье региона ежегодно теряет около 10 километров суши. За последние полвека среднегодовая температура воздуха в регионе повысилась на 4 градуса. Эти изменения особенно заметны в Центральной Якутии, где таяние мерзлоты приводит к деформации ландшафтов и сдвигам земных слоев. Он добавил, что потепление климата особенно сильно влияет на Арктику. Проблему усугубляют природные пожары в труднодоступных районах. Кроме того, изменение климата влияет на ареалы обитания животных и их миграцию. Это актуализирует не только прикладные исследования в различных областях имеющих непосредственное отношение к экономике, но и в гуманитарной сфере. 

Долгое время природно-географические, климатические условия Крайнего Севера, даже среди исследователей и ученых воспринимались как предельно экстремальные, по сути малопригодные для жизни человека. Некий «край света», где проживают дикие, невежественные люди, у которых никогда не будет прогресса. «Этот дискурс, о том, что в условиях холода речь идет исключительно о выживании закреплялся постоянно. Но наступил XXI век и народы, проживающие на Севере, точно также, как и другие, не только живут, но и развиваются, находят новые стимулы», — подчеркивает Романова.

История XX века показывает, что основной акцент наука делала на противостоянии человека экстремальным условиям, борьбе с холодом, а учитывая открытия в геологоразведке, на промышленном освоении богатейших недр и в производственной сфере. Во многом это способствовало формированию современных представлений о Якутии, большей частью стереотипных, как о крае, где исключительно речь идет о добыче алмазов и других полезных ископаемых, домах на сваях, о зоне рискованного земледелия и т.д. При этом, на втором плане оказывалось то, что республика многонациональна, где проживают представители более ста народов, с уникальной культурой. «Я преподавала в одном из российских университетов и первое, на что я обратила внимание, все были очень удивлены, как на севере, в Якутии, сохранилось степная культура народа саха — коневодство. Об этом писал выдающийся якутский ученый-этнограф Гаврил Васильевич Ксенофонтов», — отмечает Екатерина Назаровна.

7svg9ey1bkuswizm7s6wptkhai53b212.jpg

Холодный мир

Современные исследования закладывают основу для общей стратегии развития республики. Один из основных тезисов — холод как преимущество. По словам Романовой, мы порой не замечаем такой важный принцип — холод как образ жизни, это адаптивный механизм всех живущих на севере, являющийся жизненным фактором криософии, системы представлений о роли мира холода.

Задача ученых — формирование позитивной северной идентичности, как отдельного направления в мировой цивилизации. По мнению ученого, социокультурный облик Арктики меняется и усилия государства, общества должны быть направлены не только в плане ее промышленного освоения, но и в сохранении, развитии культурного наследия. 

В своих исследованиях Екатерина Романова использует методологию ментальной карты Арктики, поскольку разные улусы Якутии имеют свои особенности. Как писал Ксенофонтов, якутская культура - это понятие собирательное. Об этом свидетельствуют, в частности, названия местностей, рек, гор. Например, в большинстве сохранилась тунгусская топонимика. Взаимосвязанность культур присутствует в старинных преданиях, мифах и во вполне привычном образе жизни — использовании холода для хранения продуктов питания, употребление замороженной пищи в сыром виде. 

Имидж царства холода

Большое значение имеет использование этнической специфики в современном градостроительстве. В последние годы наблюдается широкое использование названий, образов Севера, холода в оформлении зданий, общественных пространств. Кстати, это новый тренд имеющий большие перспективы на основе взаимодействия науки, образования и бизнеса. Взять к примеру световой и цветовой дизайн. Даже привычные дома типовой застройки можно изменить за счет оригинальной покраски, муралов. В Китае, Финляндии и других странах сейчас широко используют технологии подсветки зданий, видеопроекции различных изображений и сюжетов. То есть главной целью изменений является человеческий фактор, создание условий для комфортного проживания, гармоничного сосуществования человека и природы. 

Речь также идет об имиджевом конструировании. Отмечен, например, такой факт, что северная идентичность очень привлекает туристов. Фестиваль «Зима начинается с Якутии» приобретает все большую известность. Тот же образ Чысхаана, символизирующего духа холода и придуманный совсем недавно, очень удачная находка, собирательный миф. Туристы, посещающие Полюс холода в Оймяконе уже не просто хотят увидеть это место своими глазами, но и пожить там, ощутить на себе экстремальный холод. В Верхоянье большой интерес вызывает местность Кисилях с каменными памятниками природы и создается уже современная история о ее магических особенностях.

Ментальная память Севера

Северная идентичность основана на культуре воспоминаний, есть такой научный термин. До сих пор у нас сохраняется алгыс — обычай благословления, в ювелирных украшениях, одежде используются рисунки, образы в национальном стиле. Многие не обращают внимания на то, что одним из элементов северного образа жизни остается культура больших пространств — бескрайняя тайга, тундра, малонаселенность, огромные расстояния. 

Екатерина Романова обратила внимание на один любопытный факт. Еще в 30-е годы, когда геологи активно исследовали территорию Якутии, их проводники из числа местных жителей зачастую не разглашали названия той или иной местности, где были обнаружены залежи природных ископаемых. Они относились к этим местам по-особому, называли их священными, а последующую массовую разработку считали большим грехом, вмешательством в мир природы и человека. Поэтому сегодня на картах так много ничего не говорящих названий — «Голубичное», «Комсомольская» и т.д.

Примерно в таком же контексте мифологических образов существует научное понятие «закрытые тексты культуры». «Как правило это относится к шаманам. Никто и никогда не скажет, что здесь жил, захоронен тот или иной шаман. То есть вся история Якутии наполнена такими знаками», — говорит ученый. Еще один интересный момент. Раньше якуты называли северное сияние «огнями юкагирских костров». Это говорит о том, что когда-то на этой земле проживало много юкагиров и несмотря на то, что сегодня их осталось очень мало память об этом сохраняется.

000-1.jpeg

Нельзя обойти вниманием якутское кино, ставшем поистине феноменом в российской киноиндустрии. Вот уж где в полной мере по используются сакральные символы народа саха, мифология, переплетаются современные истории с образностью северной культуры. К большому сожалению, по мнению Романовой, в республике нет своей профессиональной кинокритики. В перспективе этим могут заняться будущие культурологи, обучающиеся в СВФУ и АГИКИ. Талантливые якутские режиссеры не только осваивают безграничное пространство кино, завоевывая высокие награды на различных смотрах, но и формируют новые культурные традиции.  

Фото из открытых интернет-источников

  • 3
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Праздники и даты

"Ил Түмэн" хаһыат 25 сыла

Күндү доҕоттор! Балаҕан ыйын 25 күнүгэр өрөспүүбүлүкэ парламенын “Ил Түмэн” хаһыатын…
27.09.24 12:59