Вот уже пять лет она считает театр своим вторым домом. Здесь происходило ее творческое становление, а теперь Айталина сама делится своим жизненными, профессиональным опытом с молодыми коллегами. Хрупкая, сияющая Айталина может часами вдохновенно рассказывать о любимом театре и профессии. Рассказывает актриса удивительно, излучая светлый оптимизм.
Айталина родом из села Майя Мегино-Кангаласского улуса. Будущая актриса выросла в любящей и дружной семье Цыпандиных. В семье она старший ребенок и первая внучка. Родители актрисы познакомились на «Эстафете культуры и спорта», который проводится в Мегино-Кангаласском районе каждый год для работников государственных организаций. Мама работала в поликлинике, а папа на санитарно-эпидемиологической станции. Мать, Цыпандина (Платонова) Марина Егоровна, по образованию медицинская сестра. Она окончила Жатайский медицинский колледж. Более 20 лет работала в Майинской детской поликлинике. Папа - Цыпандин Василий Иннокентьевич по образованию ювелир-монтировщик, окончил Якутский промышленный техникум (ГПТУ-16). И вот по воле судьбы будущие супруги встретились, влюбились, и с тех пор неразлучны.
Айталина признается, что не помнит, когда именно у нее проявился интерес к сцене. Девочка с детства любила петь и танцевать перед зеркалом. Все началось, кажется, с фольклора, которым они занимались всем классом. Ребята учили чабыргах (скороговорка) и осуохай.
А с 5 класса будущая актриса начала заниматься в театральном кружке, руководителем которого была Александра Семеновна Скрябина. Театральный кружок сыграл свою роль в определении жизненной цели Айталины. Уже тогда она поняла, что хочет стать актрисой. До этого ей были известны такие творческие профессии, как певец и хореограф.
Именно на сцене она чувствовала себя, как дома. Так, В 2020 году окончила Арктический государственный институт культуры и искусства с красным дипломом, (художественный руководитель А.С. Борисов).
– И поэтому, как-то инстинктивно образовалось понятие - профессия в сфере культуры. Но в подростковом возрасте, конечно же, была путаница. Были идеи стать переводчиком с корейского языка, физиком или учителем русского языка и литературы. Кроме меня в моей школе никто больше не выбрал профессию из сферы культуры. Поэтому стало как-то не по себе и я задумалась: правильный ли это шаг? Но послушав свое сердце, я не отказалась от выбора и не предала искусство!
Театр
С 2020 года Айталина начала служить театру. Этот год можно назвать знаковым в ее судьбе. С сентября выпускница присоединилась к команде режиссера Романа Дорофеева. Дорофеев ставил новый спектакль «Мой бедный Марат» А. Арбузова. Актерский состав был очень сильным, среди которых были такие именитые артисты, как Тамара Обутова, Илья Портнягин и Вячеслав Лавернов. Будучи вчерашней студенткой, Айталина видела их только на сцене, на экранах и вот теперь она оказалась вместе со знаменитостями, и могла свободно разговаривать с любимыми актерами. «Теперь мы - коллеги!» – одна эта мысль переполняла ее счастьем.
– Режиссер Роман Романович взял меня в дублеры на роль Лики. Сказал присутствовать на читке и всё записывать. Потом через несколько дней он подходит и говорит, что я буду играть Лику. Я сперва не поняла и автоматом ответила «хорошо». И вот, по воле судьбы, моя первая роль в театре - это Лика в спектакле «Үс түүннээх кэпсэтии». Премьера прошла, как во сне. Мои братья по цеху Илья и Слава очень хорошо приняли меня в семью. Всегда помогали, давали советы. Между нами сразу возник «коннект». А вот режиссер Роман Дорофеев из алмаза сделал бриллиант или же из куска пластилина слепил фигуру. Я так благодарна ему, за то, что дал шанс вырасти, как актриса.
Роли
– Самой сложной ролью для меня была всё-таки Лика из спектакля «Үс түүннээх кэпсэтии”. Я, вчерашняя студентка, вышла на большую сцену с именитыми актерами. Именно здесь я получила большой урок и опыт, ведь тогда я стеснялась петь на сцене. Всегда говорила, что не умею. Услышав это, Роман сказал: «Актриса Саха театра должна уметь все».
После этих слов во мне проснулась уверенность. Именно, благодаря этим словам, я стала чувствовать себя равной с другими актерами. Это был выход из зоны комфорта. После этой роли уже было легче подстраиваться под другие.
Неожиданная роль была еще в спектакле «Театрга буолбут түбэлтэ” (режиссер Андрей Борисов). Роль падчерицы очень интересная, глубокая, характерная. Эта роль была для меня экзаменом на сопротивление. По внешности тогда мое амплуа подходило «героине». Поэтому я очень удивилась.
Я ассоциирую себя с персонажем Корделии из «Короля Лира». В реальной жизни не умею врать, лицемерить, всегда за справедливость. Также обожаю разговаривать со старшим поколением, узнавать от них новое, интересное. Как Корделия, я не смогу жить без своих близких людей. Они мои мотиваторы, ангелы-хранители. Не каждый может терпеть мой характер. Поэтому, моя семья – это моё всё.
Все мои роли – мои дети. Ведь детей же не разделяешь на любимых и нелюбимых. Просто могу разделить на категории: первая роль в театре, первая возрастная роль и т.д. Вообще, если ты получил роль в спектакле, то ты счастливый актер. Некоторые всю жизнь могут играть в массовках, эпизодах, так и не получив главную роль. Или наоборот есть репертуарные актеры, которые задействованы во всех спектаклях театра. Но это еще зависит от режиссера. У них бывают «актеры-любимчики», которые всегда задействованы. Я поработала со всеми режиссерами театра, и у всех разные методы постановок. У каждого своя изюминка. Беру то, что надо именно мне. Всегда прислушиваюсь к их словам. Пытаюсь делать то, чего они требуют. Поэтому все мои роли для меня ценны и очень важны. Чему-то постоянно учусь, мастерство растет с каждым выходом на сцену.
Творческая команда
Айталина трудится в одной команде со своим мужем. Он тоже актер Саха театра, ее однокурсник Владимир Винокуров.
– Мы с Владимиром уже 9 лет вместе. Он мой агент, продюсер, оператор, режиссер, мотиватор, брат, учитель и друг. Я всегда прислушиваюсь к его советам. Он очень тонко чувствует все мои эмоции, так как он тоже актер. Я не представляю мужа с другой профессией. Володя знает театральную кухню и не требует от меня самоотдачи, в нашей семье никогда не поднималась тема ревности. Наоборот, он приземляет меня. Не дает забывать откуда мы родом. У нас даже есть традиция, после громких премьер, всегда мыть посуду и таким образом спускаться на землю.
Современный театр
– Современный театр… Думаю, все театры сейчас в поисках какого-то ориентира. Наша жизнь как будто ускорилась. Все куда-то торопятся. Но вот куда?
И чтобы сделать паузу, выдохнуть, люди приходят в театр. В настоящем времени репертуар театра диктует зритель, а должно быть наоборот. Наш народ «требует» от театра классику, чтобы посмотреть, как на русский сериал, где думать не надо, поплакали, посмеялись и всё. Браво!
А мы – актеры, хотим донести мысль, играя глубокие спектакли, чтобы после просмотра, наш дорогой зритель задумался, переоценил свою жизнь, поступки. Чтобы он задумался. Но, к сожалению, не все зрители хотят этого. И это наша большая проблема.
В нашем театре репертуар очень многогранный. Режиссеров становится больше. В современном мире стало слишком много цензуры. И от этого некоторые спектакли «ждут» своего часа. Вот поэтому толкование «современный театр» сейчас имеет шаткое понятие.
Но я думаю, что он должен быть многогранным. Должны быть не только якутские произведения, но и зарубежные, и русские. В зарубежных и русских произведениях есть очень интересные линии ролей. Драматургия более обширная и интересная. Мы сами должны приучить народ принимать такие спектакли.
Не могу сказать, что зрителей нет, они есть, но в малом количестве. Если мы показываем реальную жизнь, зритель уже принимает это в штыки. И всё. Так, я думаю, быть не должно. Народ должен получать удовольствие от всех спектаклей, испытывать умиротворение и самое главное - задуматься.
Так как наш театр Академический, то он не должен потерять в современном мире репертуар, начиная от Шекспира до современных писателей. И, конечно, же должны быть «герои нашего времени» такие, как Дмитрий Петрович Коркин, Маһары Бозеков. Эти спектакли всегда собирают полный зал. Сейчас нам нужны такие герои. Они нужны для подрастающего поколения. Такие спектакли дают мощный толчок в мировоззрении юных зрителей. Наша главная цель - это приучить молодое поколение к театру, искусству. Тогда мы не потеряем наш язык, нашу культуру. Народ саха не исчезнет, пока Саха театр будет существовать!
Кино и театр
За 5 лет работы Айталина снялась фильмах «Сура5а суох” (режиссер В. Чиркова»), «Айта» (режиссер С. Бурнашев), «Лоокуут уонна Ньургуһун» (режиссер К. Тимофеев), «Харчы» (режиссер Е. Эверстова), «СпидСтар» режиссер (А. Амбросьев).
– Когда мы заканчиваем институт, в дипломе указывается специальность «Актер драматического театра и кино». Кино и театр никак неразделимы.
Во-первых, мы в театре служим всю жизнь. Это наша основная работа. А кино – это, как подработка, но именно через кино ты делаешь себе имя. В нашей республике так, в центральных городах России актеров очень много, поэтому они в прямом смысле выживают. Не все могут попасть в театр или кино.
Если же сравнивать театр с кино, то разница огромная. В театре ты каждый раз можешь сыграть по-разному, что-то добавляя или наоборот. Ты играешь перед живыми зрителями, наяву видишь и слышишь их эмоции. А в кино снимают несколько дублей, и из них режиссер выбирает тот, который ему понравился. Ты уже не можешь что-либо изменить.
Потом на премьере смотришь и ищешь недостатки: «А, здесь я могла сделать так-то». Тебя снимает оператор и через экран видит режиссер. И больше никого. Когда съемка начинается, я всегда прошу операторов «влюбитесь в меня, чтобы найти мои красивые, нужные ракурсы» и это работает. У вас должен быть «коннект» с режиссером и оператором. Ты должен понять, какой кадр хочет видеть режиссер, только тогда будет успех. Поэтому я не смогу выбрать между театром и кино.
Источники вдохновения
– Для меня источником вдохновения являются наши актеры-аксакалы. Зоя Багынанова, Михаил Семенов, мой мастер Андрей Борисов, мои преподаватели Степанида Борисова, Ефим Степанов. Смотря на них, я заряжаюсь энергией и готова свернуть горы. Им по 70-80 лет, и до сих пор порхают на сцене, как бабочки, полностью отдаются искусству. Дай Бог здоровья им, чтобы еще долго служили театру. Именно они подняли искусство на новый уровень. Благодаря имя, открылись театры в нашей республике.
И мы – молодое поколение, не имеем право допустить исчезновение нашей культуры, искусства. Наша миссия еще ответственнее – рассказать о народе саха всему миру! Сейчас такое время, что один шаг может изменить твою судьбу. В мире коммуникаций нужно быстро реагировать и действовать. Наши аксакалы готовят нас к этому. Делятся своими наблюдениями, знаниями. Это многого стоит.
Утрата интереса обычно происходит, когда ты еще студент. Правильно ли ты выбрал профессию, когда другие уже зарабатывают деньги? И тогда те, кому не суждено стать актерами, уходят. А вот те, которые действительно хотят, мечтают покорить сцену и киноэкраны идут до конца.
После того, как тебя приняли в труппу, интерес пропадать не должен. Когда ты встречаешься с коллегами и разговаривашь обо всем, все невзгоды исчезают. Смотришь на них и думаешь, какой же ты счастливый человек. Работа для меня, как праздник. Здесь всегда весело, интересно. Мы все привыкли друг к другу. Иногда даже скучаешь по кому-то. Мы – одна большая семья. Просто для разнообразия нужно найти хобби: писать сценарии, делать переводы пьес, учить детей и т.д. В общем, когда есть аксакалы, то ты не имеешь права утратить интерес к искусству.
Наша миссия – это сохранение нашей культуры и языка. Наша профессия дает возможность окунутьсяв прошлое, т.е. к нашим предкам, их обычаям, традициям, и т.д. Актер должен иметь хорошие память, воображение. Поэтому актеры в пожилом возрасте всегда имеют ясный ум. Благодаря тому, что мы на сцене можем играть школьников, студентов, организм актеров не стареет. Мы молоды не только душой, но и телом! Зоя Багынанова в свои 80 лет спокойно может ходить на каблуках, падать, таскать тяжелые предметы. на сцене Профессия нас омолаживает.
Есть еще очень много преимуществ: бесплатные обучения, мастер-классы, перелеты в разные города на гастроли, знакомство с другими культурами. Можно еще сказать, что профессия актера - это профессия-праздник!
Забавный случай
– Смешных историй очень много. Постоянно что-то случается. На гастролях бывают незабываемые моменты. В первые годы служению театру, я всегда была заменой для актрис в театре. Каждую неделю учила новую роль. И из-за этого уже весной я начала побаиваться звонка заведующей труппой. «Опять новая роль, снова учить слова». Сразу приходили такие мысли.
Однажды, была ситуация, где я забыла текст. Идет спектакль, уже половина сыграна и вдруг я забываю свой текст. Смотрю на партнера и пытаюсь глазами передать, что забыла текст. И он сразу понял это, подхватил, сказав мои слова. После этого я наконец-то вспомнила, что там дальше нужно было говорить. До сих пор благодарю партнера Айаала Аммосова, что вытащил меня из неловкой ситуации.
А недавно на гастролях я засмеялась на сцене. Это было новогоднее представление. Опять в самый разгар говорю текст, потом смотрю на партнера и вдруг, как засмеюсь в полный голос! Долго не могла остановиться. Смех превратила в плач, но даже это не помогло. Зрители, конечно, же увидели и услышали мой смех. Не знаю почему так вышло. Но это была какая-то истерика.
Советы молодым людям
– Если действительно хотите стать актерами - действуйте! Слово «актер» происходит от латинского «действующий». Читайте, смотрите спектакли офлайн и онлайн, разные мастер-классы, интервью великих актеров. Слушайте аудио-спектакли, подкасты. Интересуйтесь этой профессией изнутри. Не стоит стесняться преподавателей, своих однокурсников. Если не получается, повторите.
Как говорила наш преподаватель по сценическому движению Мария Маркеловна Маркова: «Сделай непривычное привычным» и ещё «Умри, но сделай». Вот эти предложения «разошлись» по всем клеткам нашего тела, став путеводителями в будущее. Если кто-то начинает сдаваться, то мы всегда напоминаем однокурсникам эти золотые слова. И тогда всё получается.
Также, если вы уже поступили, то ваш курс должен стать семьей. Это самый главный секрет нашего курса. Мы можем разговаривать на любые темы. Ни от кого ничего не скрываем. Если понадобится помощь, мы знаем, что наши не откажут, придут по первому звонку. Я все четыре года обучения была старостой в группе и осталась ею по сей день. Организовываю встречи, собираю деньги и т.д. Все наши ребята трудоустроены в разных театрах нашей республики, тем и уникален наш курс.
Семья
– Мы с мужем оба служим в Саха академическом театре имени П.А. Ойунского. Все 24 часа проводим вместе: дома и на работе. Мы привыкли к такому образу жизни еще со времен студенчества.
Мой муж Владимир родом из села Томтор Оймяконского улуса. Познакомились мы в 2016 году на вступительных экзаменах. Володя был таким энергичным, харизматичным, высоким, хорошо играл на гитаре. Я всегда путала его имя с именем его друга. По воле судьбы начали встречаться 15 сентября того же года. Нам понадобилось только 2 недели, чтобы понять, что мы предназначены друг другу судьбой.
И так уже 9 лет рука об руку идем по жизни. Мы любим добиваться целей сами, без чьей-либо помощи, медленно, но верно. В свободное время стараемся уделять внимание друг другу. Вроде всегда вместе, но это совсем не так. Мы не демонстрируем свои отношения. Если на работе, мы не тискаемся, не целуемся, не обнимаемся. Только когда никого нет.
В выходные можем спокойно до обеда спать или же сделать генеральную уборку. Никто никого не заставляет. Обожаем вылазки на природу. Любовь к природе привил мне именно Володя. Можем поехать на рыбалку. Или же вообще взять палатку и переночевать где-нибудь на природе. Разговаривать до рассвета. У нас всегда действие начинается со слов «а, давай…».
Пока мы молоды, мы легки на подъем. Хотим успеть насладиться молодостью по полной, а также работать, чтобы в старости путешествовать по странам Азии. Кстати, мы те еще гурманы. Обожаем вкусно покушать и любим пробовать разные кухни. Составляем список, что и где готовят вкусно. Володя любит острую еду, я тоже. Я обожаю Южную Корею. И вот с этой страны хотим начать наше путешествие в будущем.
Беседовала
Владлена Охлопкова.
Фото из архива Айталины Цыпандиной-Винокуровой
-
1
-
1
-
0
-
0
-
0
-
0