Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 3 oC

В марте 2017 года впервые в истории Якутии состоялся I Съезд депутатов представительных органов муниципальных образований республики. Основанием для проведения съезда явились, прежде всего, определенная организационная, нормативная зрелость местного самоуправления, накопленный опыт деятельности, который требовалось изучить, обобщить с целью вывести работу представительных органов местного самоуправления на новый уровень.

В марте 2017 года впервые в истории Якутии состоялся I Съезд депутатов представительных органов муниципальных образований республики. Основанием для проведения съезда явились, прежде всего, определенная организационная, нормативная зрелость местного самоуправления, накопленный опыт деятельности, который требовалось изучить, обобщить с целью вывести работу представительных органов местного самоуправления на новый уровень.

Ключевыми задачами I Съезда были определены: во-первых, повышение роли и статуса представительных органов в системе органов МСУ, во-вторых, требование активного и деятельного участия депутатов представительных органов муниципальных образований в решении долгосрочных социально-экономических задач развития Якутии, в-третьих, принятие долгосрочных решений по взаимодействию парламента республики с представительными органами муниципальных образований.

Основные положения резолюции I Съезда депутатов представительных органов муниципалитетов республики исполнены.

За годы, предшествовавшие проведению сегодняшнего съезда, в стране произошли изменения, в том числе непосредственно затрагивающие местное самоуправление.

В настоящее время в стране формируется единая система публичной власти. В 2020 году проведена конституционная реформа. В Конституцию Российской Федерации внесены изменения, согласно которым органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

В развитие конституционных изменений о единстве публичной власти 21 декабря 2021 года принят Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который выстраивает обновленную модель организации и деятельности органов публичной власти на территориях субъектов Российской Федерации.

Парламентом Якутии приведены в соответствие с новым федеральным законом более 20-ти основополагающих республиканских нормативных правовых актов, включая Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия), конституционные и иные законы.

В развитие этого федеральным законодателем ведется работа по реформированию местного самоуправления. Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который направлен на формирование модели местного самоуправления в единой системе публичной власти. Этот закон заменит действующий основополагающий федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Большой резонанс в республике данный законопроект вызвал в связи с опасениями по поводу упразднения наслегов и органов власти поселенческого уровня. Эти опасения необоснованные. Границы и перечень наслегов в республике регулируются специальным законодательством об административно-территориальном устройстве, и это исключительное полномочие Республики Саха (Якутия). Таким образом, даже если данный законопроект будет принят в том виде, в котором он сейчас находится, наслега были, есть и будут.

Что касается органов власти на местах, законопроект предусматривает образование в наслегах территориальных органов местной администрации, которые будут исполнять, в том числе функции и полномочия, возложенные сейчас на улусные, районные муниципальные органы. Это значительно упростит решение вопросов граждан, так как не будет разделения полномочий на районные и наслежные. По любому вопросу можно будет обратиться в территориальный орган местной администрации, что также уменьшит количество административных барьеров для граждан.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не осталось в стороне от обсуждения такого важного проекта федерального закона: основательно изучив законопроект, мы подготовили и направили в Государственную Думу свои предложения.

Наши поправки следующие. Мы предлагаем исключить право федеральных органов государственной власти выступать инициаторами изменения границ муниципального образования. Это должно быть полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как это и установлено сегодня Федеральным законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Исходя из этой же логики перераспределения полномочий между уровнями власти, мы предложили подойти к вопросу преобразования муниципальных образований путем принятия закона субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов муниципальной и региональной власти.

В главу 10 об особенностях организации местного самоуправления внесли поправку, что на определенных территориях, таких как столица субъекта Российской Федерации, территории, расположенные в районах Крайнего Севера, в Арктической зоне Российской Федерации, территории опережающего социально-экономического развития и муниципальных образований, особенности организации местного самоуправления устанавливаются только по согласованию с субъектом Российской Федерации.

Еще одна наша поправка направлена на финансовое обеспечение перераспределяемых полномочий органов местного самоуправления – любое закрепление за органами местного самоуправления полномочий должно вступать в силу только с начала очередного финансового года.

Также внесены поправки, касающиеся организационных основ местного самоуправления, территориального общественного самоуправления и вопросов, выносимых на публичные слушания.

Рассмотрение данного законопроекта пока приостановлено на неопределенный срок, но в будущем он будет принят и поэтому находится под нашим пристальным вниманием. Государственное Собрание (Ил Тумэн) будет защищать интересы населения республики в Федеральных Собраниях Российской Федерации.

Согласно проекту федерального закона, который, повторюсь, будет принят, повышается роль представителей народа в органах местного самоуправления. Это единственный орган местного самоуправления, который будет избираться только на прямых выборах.

Пандемия коронавирусной инфекции, затем введение беспрецедентных санкций в отношении России вызвали необходимость принятия органами государственной власти существенных мер поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Государственным Собранием (Ил Тумэн) приняты законодательные решения по налоговым льготам для предпринимателей: снижены ставки по упрощенной системе налогообложения до минимальных значений, на 2023 год перенесен поэтапный ввод нового порядка исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, от уплаты налога на имущество организаций за 2022 год освобождены объекты торговли в 20 муниципальных районах и в 1 городском округе, а также организации кинематографии.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Сергеевич Николаев в своем послании в декабре 2022 года определил важнейшей задачей налаживание системы закупок производственными предприятиями у малого бизнеса и агропромышленного комплекса. Айсен Сергеевич подчеркнул необходимость расширения поддержки предпринимателей именно в сельской местности. Для этого Правительству республики совместно с Государственным Собранием (Ил Тумэн) поручил разработать и принять закон о территориях развития местного производства, чтобы уже в 2023 году этот механизм заработал.

Предлагаю главам администраций, депутатам представительных органов муниципальных районов совместно с предпринимателями продумать и внести в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) свои предложения в проект закона о территориях развития местного производства.

Качественное развитие местного самоуправления невозможно без высокого уровня профессиональной подготовленности муниципальных кадров, из которого вытекает необходимость повышения квалификации и переподготовки кадров. Решение задачи комплектования органов местного самоуправления квалифицированными кадрами.

В единой системе власти органичным явится возможность не только профессионального роста сотрудников органов местного самоуправления, но и обогащения опытными кадрами из местного самоуправления системы государственной службы, для этого требуется развитие системы кадрового лифта. Необходимо создать условия, дающие возможность наиболее подготовленным управленцам из органов местного самоуправления с богатым опытом, знанием дела «на земле» переходить в органы государственной власти. В Правительстве республики, в министерствах и ведомствах должно быть больше людей, имеющих опыт руководящей работы на уровне муниципальных образований; люди с богатейшим опытом управления районами, городскими округами должны быть востребованы в органах государственной власти.

Теперь о некоторых федеральных законах, требующих реализации на муниципальном уровне и вызывающих определенные сложности на местах.

От органов местного самоуправления в адрес Государственного Собрания (Ил Тумэн) поступают многочисленные обращения по вопросам изменения федерального законодательства в части регулирования деятельности в области обращения побочных продуктов животноводства и в области ответственного обращения с животными.

С 1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующий всю цепочку обращения побочных продуктов животноводства.

 Хочу подчеркнуть, что требования данного федерального закона распространяются на юридические лица, индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства. На граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, требования закона не распространяются.

Основной вопрос возник в связи с требованием закона, которым на собственников побочных продуктов животноводства возлагается обязанность оборудовать специализированные площадки для обработки и переработки побочных продуктов животноводства. Хранение должно организовываться отдельно от хозяйственно-бытовых, производственных и смешанных сточных вод. Сами площадки должны быть из монолитного бетона или герметичного пленочного покрытия, есть еще ряд обязательных условий.

Здесь важно отметить, что при содержании сельскохозяйственных животных на условиях круглогодичного или сезонного пастбищного содержания хранение побочных продуктов животноводства на период пастбищного содержания осуществлять не требуется. 

Федеральный закон мы оцениваем положительно, потому что законом побочные продукты животноводства исключены из-под действия законодательства об отходах, что освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от обязанности платить за негативное воздействие на окружающую среду. Данный закон четко отделил побочные продукты животноводства от отходов, а требования по складированию побочных продуктов не являются особо обременительными.

Большой проблемой для наших муниципальных образований является реализация Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». С момента вступления в силу федерального закона складывается крайне не благоприятная обстановка с нахождением на территориях населенных пунктов животных без владельцев, а именно безнадзорных собак, количество которых постоянно растет. Во многих регионах участились случаи нападения бродячих собак на людей, некоторые из которых заканчиваются трагедией, к сожалению, наша республика также не является исключением.

Государственным Собранием (Ил Тумэн) данная проблема была озвучена в феврале 2022 года на площадке Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Тогда было принято обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеславу Викторовичу Володину о необходимости совершенствования правового регулирования отношений в области обращения с животными без владельцев.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся два законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», внесенные депутатами Государственной Думы и Законодательным Собранием Забайкальского края. Оба законопроекта предусматривают исключение обязанности возврата безнадзорных животных на прежние места их обитания и установление случаев умерщвления таких животных.

Тем не менее, Государственное Собрание (Ил Тумэн) совместно с законодательными органами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации, планирует внести законодательную инициативу в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению порядка осуществления мероприятий по регулированию численности животных без владельцев.

Также необходимо подумать над реализацией Федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2022 года. Этот федеральный закон предусматривает, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Теперь субъекты Российской Федерации своими законами могут изымать на определенный срок из компетенции муниципальных образований и брать на себя исполнение полномочий по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В настоящий момент в республике финансовые затраты на оплату труда педагогов, на учебные расходы обеспечиваются из средств регионального бюджета, а содержание и ремонт зданий, оплата труда технического персонала школы оплачиваются из средств муниципалитета.

Опыт перераспределения полномочий предварительно был апробирован в 20 регионах Российской Федерации. В 2017 году Министерство просвещения Российской Федерации начало апробацию трех моделей управления системой образования. Первая модель предполагает передачу на региональный уровень и полномочий управления, и имущества образовательных организаций. Вторая – передачу полномочий региону с сохранением имущества у муниципалитета. Третья – сохранение полномочий управления за муниципалитетом и заключение соглашения с региональной властью.

Отзывы об апробации разные. Особенно неоднозначно передача полномочий воспринимается в регионах с большими расстояниями и большим количеством сельских школ. Апробация показала, что существует риск оптимизации учебных учреждений, то есть закрытия малочисленных сельских школ, содержание которых зачастую обходится дороже. Нет абсолютной уверенности в том, что такой переход будет эффективным. В целом, исходя из всех факторов, нужно будет принять оптимальные решения, благодаря которым будут наиболее полно реализовываться конституционные права граждан на основное общее образование и выбор форм его получения.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) проведет парламентские слушания по данной теме с приглашением органов исполнительной власти республики, представителей органов местного самоуправления.

Одним из приоритетных направлений нашей деятельности сегодня является поддержка участников специальной военной операции и их семей. Президентом Российской Федерации поставлена задача поддержать семьи каждого участника специальной военной операции, исходя из их индивидуальных потребностей и проблем. Именно органы местного самоуправления лучше всего знают нужды своих земляков, героически выполняющих сегодня задачи по защите нашей Родины. Необходимо окружить наших бойцов и их семьи заботой и вниманием, чтобы они чувствовали нашу поддержку и ни в коем случае не сталкивались с волокитой и проволочками в решении своих вопросов.

Несмотря на все имеющиеся сложности организационного, кадрового, финансового состояния, местное самоуправление как уровень публичной власти обладает необходимым потенциалом развития в целях исполнения своей основной задачи – ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА МЕСТАХ.

Уверен, что складывающаяся в стране единая система публичной власти, прямое, конструктивное взаимодействие всех ее уровней повысят эффективность нашей работы, что, безусловно, улучшит качество жизни наших граждан. 

0adfe036 9d0f 4dbf b276 713a832ec6fd

Газета "Ил Тумэн", 30 марта 2023 г.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Булт

Сааскы көтөр

Халлаан сылыйарын, сааскы ылааҥыны кытта тэҥҥэ кэлбит туллуктарбытын, тураахтарбытын,…
19.04.24 12:04
Культура

20 тысяч кинозалов к 2028 году

«Якутская компания «Экстра Синема» запустит федеральную киносеть. Уже в мае в Якутске…
19.04.24 10:06