Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -13 oC

В России грядет изменение местного самоуправления. Об основных моментах предстоящей реформы, предложениях республики нашему изданию рассказал председатель профильного комитета Госсобрания Якутии Владимир Прокопьев.

В России грядет изменение местного самоуправления. Об основных моментах предстоящей реформы, предложениях республики нашему изданию рассказал председатель профильного комитета Госсобрания Якутии Владимир Прокопьев.

Новый закон

— Владимир Михайлович, начнем с предыстории вопроса. Как формировалась система местного самоуправления?
— Первый закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве был принят еще при Советском Союзе в 1990 году. Но потом ускорились процессы, связанные с распадом страны и тогда в РСФСР был принят закон о местном самоуправлении. Он тоже был половинчатый, поскольку органы МСУ были встроены в систему государственной власти. Закон No 154 был принят в 1995 году, оттуда можно начать отсчет создания органов местного самоуправления. Но поскольку в первые моменты нормативных актов было недостаточно, было очень много пробелов. Поэтому до 2003 года была некая неопределенность. Парламент РС(Я) принял первый закон о местном самоуправлении в конце 1997 года. Но он был также еще не наполнен, поэтому второй созыв очень плотно работал над принятием нормативных актов в течение четырех лет — тогда было принято 18 законов.

В конце 2002 года были проведены первые выборы глав муниципальных районов. Был установлен переходный период до 2009 года, но с 2005 года постепенно начали вводить местное самоуправление на поселенческом уровне. И вот тогда и появились первые избранные главы поселений. До этого они все назначались в течение 15 лет. Как вы помните, в 2020 году были внесены изменения в Конституции РФ и появилась норма о единой системе публичной власти. В конце 2021 года был принят закон No 414 об общих принципах организации публичной власти субъектов. Этим законом субъектам отделен достаточно широкий круг полномочий. Как логическое завершение всей этой системы в Государственную Думу был внесен проект закона об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти. Он был принят 25 января 2022 года.

— Принятие такого важного закона предполагает общественное обсуждение?
— За этот промежуток времени в нашей республике, было организовано широкое обсуждение. В том числе во всех муниципальных образованиях, с участием населения и общественности. Особый акцент мы сделали на ветеранов государственных и муниципальных служб, на людей опытных, которые прошли все этапы становления. В результате мы получили множество предложений.

Была создана специальная рабочая группа с участием администрации главы РС(Я), депутатского корпуса. В результате были сформулированы девять поправок, которые были утверждены постановлением Ил Тумэн 15 февраля 2022 года. Таким образом, парламент республики своевременно выполнил свою задачу. Но в связи с тем, что некоторые субъекты РФ и общественные организации страны не успели в этот период, срок внесения поправок был продлен до конца мая 2022 года, а затем было принято решение продлить еще до 22 октября 2024 года.

— Какие поправки внесли депутаты Ил Тумэн?
— Если говорить в двух словах, то мы эти поправки направили по пяти главам проекта закона, где речь идет о территориальной, функциональной, организационной основе местного самоуправления. Они направлены на расширение полномочий субъекта по решению вопросов местного значения по преобразованию муниципальных образований, установлении их границ.

Мы предложили более четкие формулировки и предложения в законопроект. Концепция проекта предусматривает создание территориальных органов МСУ на местах, создание муниципальных округов как на городском, так и на сельском уровне в районах. То есть согласно концепции данного законопроекта в переходный период должны быть созданы муниципальные округа состоящие из всех муниципальных поселений.

Далее, прописано, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей, поскольку административное устройство регулируется законодательством субъектов. И раньше, и сегодня оно регулируется отдельно. Поэтому и наименование населенных пунктов, и как административные единицы, наслега сохраняются.

Что касается управленческих структур, предполагается, что работники и руководители территориальных органов являются муниципальными служащими. То есть в этом плане эти кадры мы не должны терять. Мы специально не стали вносить свои предложения в полномочия. Самое главное это права и обязанности полномочия муниципалитетов. По проекту у них остается 27 собственных полномочий, которые они обязаны исполнять и есть 28 полномочий, которые могут быть закреплены за муниципальным образованием. Они более широкие, требуют более серьезных финансовых ресурсов. То есть муниципальным образованиям сегодня, если они имеют возможность исполнять те или иные государственные полномочия, мы можем передавать их как субъект. Но при этом моя позиция заключается в том, что любые полномочия, они должны быть обеспечены соответствующими ресурсами.
Безусловно, должен быть дифференцированный подход, поскольку муниципальное образование, например, город Якутск – это одно, а небольшой отдаленный район это другое.

Кто будет руководить?

— В соцсетях рассылаются сообщения, что в случае принятия закона будут упразднены администрации поселений. Им на смену будут назначаться старосты. Так ли это?
— Позиция руководства парламента заключается в том, что сегодняшние работники наших поселений должны остаться муниципальными служащими. Со всеми социальными гарантиями и так далее. Потому что на самом деле кадры многое решают, особенно на местах. Новый проект учитывает этот момент.

Что касается старост и так далее, о чем некоторые пугают, то у нас старост не будет. Мы сами имеем возможность по закону решать, какое будет наименование у муниципального образования, как будут должности называться и так далее.

Что касается избрания или назначения. Есть три варианта избрания руководителя муниципального органа — это прямые выборы, как сегодня. Второй вариант — избрание депутатами районных советов из своего состава. И третий вариант — представительный орган [райсовет] может избрать руководителя из числа кандидатов, не менее двух, предложенных главой субъекта. Если закон будет принят в таком виде, мы будем обсуждать эти варианты и определяться.

— Вы сказали, что предстоит масштабная работа?
— В случае принятия закона мы должны внести изменения, дополнения в 60 с лишним законов. Это громадная работа.

— Высказываются предложения создавать муниципальные округа не по районам, а по поселениям...
— Такое данным проектом не допускается, поскольку есть статья 88 и там четко прописано, что в переходный период все поселения района должны войти в округ, то есть один район, один округ. То, о чем вы сказали это неправильное понимание и толкование законопроекта. В последующем, по завершению переходного периода, по волеизъявлению населения могут быть разные объединения, формы, разные округа. Это уже второй этап.

Поселения останутся

— Что будет с советами депутатов на поселенческом уровне?
— Сегодня по всей России есть проблемы с депутатским корпусом. В нашей республике по закону должно быть 4,4 тысячи депутатов, а избраны и работают только около 3,9 тысяч человек. Это связано с разными причинами. Люди не желают становиться депутатами поселкового совета.

Но вместе с тем, поскольку не будет такого представительного органа, мы все-таки предлагаем создать некий общественный совет, коллегиальный орган на уровне наших поселений, который бы восполнил этот пробел, вакуум. Это тоже обсуждается. По выходу закона мы увидим. Но даже если этого не будет в федеральном законе мы все равно будем думать, как нам такое представительство сделать.

— В недавней передаче на НВК «Саха» принимали участие молодые главы наслегов, и они говорили о том, что если будут упразднены местные администрации, то у селян могут возникнуть сложности, например, с оформлением сельхозугодий и другим житейским вопросам. Кроме того, есть опасения, что поселения не смогут участвовать в различных программах развития территорий, благоустройства и т.д.
— Во-первых, полномочия, касающиеся земельных вопросов и сегодня относятся к ведению районов, а на местах имеются представители улуса. Они собирают необходимую информацию, заявки, затем на уровне района оформляются документы. То есть вся эта система сохранится. Во-вторых, в программах они также смогут и будут участвовать потому что они территориальные органы местного управления. Это будет зависеть от их инициативы.

— Последний вопрос, какие прогнозы по принятию этого федерального закона? Была информация, что до конца года?
— Не могу сказать. Но переходный период все равно должен быть.

Фотография Василия Кононова

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Культура

Эта музыка будет вечной!

Союз композиторов Якутии в этом году отмечает свое 45-летие. Юбилею творческой…
19.10.24 11:50