Меж тем наша республика для других субъектов может послужить позитивным примером, так как еще в середине 1990-х годов именно у нас зарождалась практика заключения таких договоров. И именно Владимир Михайлович был тем человеком, который впервые подготовил такой договор, который впоследствии подписали компания «Алроса» и Нюрбинский улус. Тогда это был лишь один листок формата А4. Практика заключения договора с компанией продолжена в Нюрбинском улусе по сей день. Но как говорит Владимир Михайлович, не все крупные компании спешат заключать подобные договоры.
- Безусловно, Вячеслав Анатольевич как всегда прав. Как человек, имеющий огромный опыт руководства крупнейшим производственным предприятием, руководителя региона, он абсолютно прав. В условиях, когда у нас имеется определённый перекос в распределении налоговых доходов между федеральным центром и субъектами и особенно теми, где добываются полезные ископаемые, многие регионы являются дотационными. Как, например, Республика Саха (Якутия). Это, конечно же, несправедливо.
Добывающие субъекты дают стране очень много. Поэтому то, что говорил Вячеслав Анатольевич и в Салехарде в 2002 году как президент республики, и будучи сенатором, и в сегодняшнем качестве, абсолютно верно.
Хочу особенно подчеркнуть, что Вячеслав Анатольевич сам проводил работу по заключению соглашений между муниципалитетами и компанией «АЛРОСА», когда был ее президентом. В 1994 году, когда на территории Нюрбинского района нашли первое алмазоносное месторождение, первый глава нашего района Никифоров Валентин Иванович подписал первый договор района с компанией. Затем в 1997 году при поддержке первого президента республики Михаила Николаева и президента компании «АЛРОСА» Вячеслава Штырова тогдашняя глава Нюрбинского улуса Варвара Андреевна Петрова подписала следующий договор о социально-экономическом развитии Нюрбинского улуса, который был пролонгирован в 2003 году.
Я помню, что Вячеслав Анатольевич горячо поддержал идею подписания большого договора между компанией и районом в 1997 году. И будучи главой республики, он постоянно вел такую политику.
В начале нулевых годов федеральный закон «О недрах» давал субъектам возможность участвовать в вопросе распределения недровых ресурсов. Был у нас так называемый «второй ключ», к большому сожалению, в дальнейшем эта возможность для регионов была утеряна. У нас не осталось рычага воздействия на недропользователей.
Мы в парламенте разработали проект закон о внесении изменений в федеральный закон «О недрах», чтобы вернуть такую возможность. Лет десять уже пытаемся толкаться, предлагать, доказывать, но ни «Роснедра», ни соответствующие министерства и ведомства пока на встречу не идут.
Суть поправок заключается в том, чтобы законодательно предусмотреть возможность заключения договоров и соглашений между недропользователями и субъектами, муниципальными образованиями вплоть до общин коренных малочисленных народов Севера. Так как такой нормы в законе «О недрах» нет, конечно же, многие недропользователи особо не стремятся подписывать такие соглашения.
Тем не менее в 2017 году нам удалось после нескольких лет работы, утряски, принять свой республиканский закон «Об ответственном недропользовании», где мы прописали возможность подписания таких документов. Закон работает. Почти все крупные недропользователи имеют соответствующие соглашения, но нет общих критериев, методики и каких-то правил игры, так как их не хотят принимать на федеральном уровне.
Поэтому процесс договора идет достаточно сложно. Например, какая-то крупная компания может предоставить либо небольшую сумму в качестве помощи территории, или построить какой-то небольшой объект и этим ограничиться. А на сегодня в соответствии с налоговым законодательством, к большому сожалению, от жидких углеводородов субъекту не достается практически ничего. Имеется в виду налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – 0 процентов за газ, нефть.
Тут надо отметить (не многие это знают), что благодаря Вячеславу Анатольевичу Штырову мы получаем НДПИ по алмазам в размере 100 процентов. Это большое дело.
Поэтому считаю необходимым законодательно, на федеральном уровне, четко закрепить обязанность всех недропользователей участвовать в социально-экономическом развитии каждого региона и каждого муниципального образования, где идет добыча полезных ископаемых. Это должно быть федеральной нормой.
- Есть точка зрения о том, что недропользователи платят все положенные налоги в федеральный бюджет, бюджет республики, предоставляют рабочие места, так зачем с них требовать что-то сверх?
— Это, скорее всего, точка зрения людей не из регионов, потому что они не понимают и не знают условий, их особенностей. Другой вопрос, если было бы справедливое расщепление доходов, может быть, этот вопрос и не поднимался бы.
Но, с другой стороны, Вячеслав Анатольевич абсолютно прав - все компании должны быть вовлечены в жизнь субъектов, соответствующих муниципальных образований. Они же извлекают немалые доходы, у большинства компаний очень серьезная рентабельность. Поэтому есть только два пути – либо справедливое расщепление налогов, учитывающее интересы субъектов и муниципальных образований, либо напрямую заключение договоров.
- Насколько реально внести такие изменения в федеральное законодательство или это несбыточная мечта?
- Я думаю, что если руководители соответствующих министерств и ведомств федерального уровня поймут такую необходимость, то это решаемый вопрос. Тем более что президент нашей страны Владимир Путин не раз подчеркивал о необходимости участия недропользователей в жизни добывающих регионов. Он сам об этом говорил много раз, но почему-то пока это не исполняется ни Правительством России, ни соответствующими министерствами.
Фильм смотрите по ссылке «Территория развития Вячеслава Штырова». Режиссер фильма Владимир Ермаков.
Маргарита Нифонтова
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0