Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 3 oC

Вопросы, рассмотренные 8 июля на заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Госсобрания Якутии, стали контуром предстоящей в осеннюю сессию усиленной работы парламента и правительства республики.

Вопросы, рассмотренные 8 июля на заседании комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Госсобрания Якутии, стали контуром предстоящей в осеннюю сессию усиленной работы парламента и правительства республики.

Грамотно запланировать

Дежурные пункты повестки включали ряд формальных изменений госпрограмм в связи с уточнением параметров бюджета. Напомним, первую в этом году корректировку главного финансового документа депутаты утвердили в апреле. 
По информации министра экономики Петра Попова, изменения коснулись программы «Экономическое развитие РС(Я)» в части увеличения финансирования информационно-аналитического обеспечения, мер по расширению инвестиционной инфраструктуры территорий опережающего экономического развития (ТОСЭР), развитию территорий местного производства, которых до 2030 года должно быть пятнадцать. 
Обсуждая представленную информацию, глава парламентского комитета Павел Петров обратил внимание на тенденцию сокращения плановых показателей. «По отношению к прошлому году у нас идет сокращение практически на 5%, а в 2025-м на 40%. Как мы планируем развитие республики дальше или оно достигло того состояния, когда не надо финансировать?», — спросил депутат.

2222.jpeg
Как пояснил Попов, это связано с принципом формирования трехлетнего бюджета, когда на плановый период закладывается базовый, как правило консервативный вариант, и при его последующих уточнениях эти показатели будут скорректированы. По идее бюджет должен формироваться на основе заявок и прогнозных расчетов министерств и ведомств. Но сегодня мы имеем обратную картину, когда Минфин сначала объявляет параметры будущего бюджета и уже под них подстраиваются показатели. Подобная практика сложилась в большинстве российских регионов. 
Тем не менее, как считает Петров, необходимо более грамотное планирование, поскольку от этого зависит не только исполнение бюджета, но и в целом выполнение поставленных задач. Напомним, на апрельском пленарном заседании Ил Тумэна у депутатов возникло много вопросов в связи с неосвоением бюджетных средств в объеме 13,9 млрд рублей, из которых 11,3 приходится на Инвестпрограмму, в том числе 6,6 млрд на адресную программу переселения граждан из аварийного жилья. Поэтому глава парламентского комитета видит задачу в комплексном изменении подходов при планировании со стороны правительства. 

О Ленском мосте и Жатайской судоверфи

Также был рассмотрен вопрос об уточнении отдельных пунктов госпрограммы транспортного комплекса, представленный профильным министром Владимиром Сивцевым. В частности, речь шла об изменениях в методике по выделению субсидий муниципалитетам на обустройство авиаплощадок, ремонт местных дорог. 
Разговор был расширен, и министр ответил на вопросы о строительстве Ленского моста. По его словам, сегодня ведется работа по опережающему финансированию из федерального бюджета и в этом году ожидается поступление 5 млрд рублей.
«Мы планируем порядка 300 млн рублей по капитальному региональному гранту направить на начало работ в июле этого года. Это делается для того, чтобы не упускать сезон и в следующем году выйти на работы на воде. Для этого необходимо подготовить основания для коффердамов [сооружение для установки опор моста] и профинансировать закуп металлоконструкций», — сказал Сивцев подчеркнув, что президентом страны установлен срок сдачи мостового перехода до конца 2028 года. В бюджете на 2025 год планируется предусмотреть 5 млрд рублей республиканских средств при потребности в 9 миллиардов. «Сохранение или увеличение объемов — это предмет обсуждения, когда будет формироваться бюджет на следующий трехлетний период», — уточнил он. 
Не обошли вниманием и Жатайскую судоверфь. Сегодня готовность объекта составляет 66%, на строительной площадке работают 121 человек, девять единиц техники. В свое время процесс застопорился, и министр поблагодарил депутатов за поддержку в решении вопроса о выделении дополнительных средств из бюджета на погашение кредита и удорожание строительства.
К основному этапу строительно-монтажных работ приступят после технической экспертизы на предмет нарушений и отклонений от проекта предыдущим недобросовестным подрядчиком. Соответствующие заявления в правоохранительные и надзорные органы были направлены. Предварительные итоги проверки станут известны 15 июля. После этого будут вырабатываться проектные решения, как эти нарушения исправлять. В настоящее время 85% необходимого промышленного оборудования для выпуска речных судов уже находится в Якутске, оставшаяся часть поступит до конца августа. 
Учитывая важность строительства объекта председатель комитета Павел Петров предложил в сентябре провести выездное совещание на Жатайской судоверфи. «Съездим посмотрим, потому что слухов много, поэтому лучше своими руками потрогать», — сказал Павел Петрович.

Готовимся экономить

Не лишним будет отметить тему сокращения государственных расходов, объявленного на днях председателем правительства Якутии Кириллом Бычковым. «Очень сильно обсуждается вопрос жесткой экономии. За счет чего и по какому принципу это будет реализовано», — задал вопрос глава парламентского комитета. 
Как сказал министр экономики «подобное секвестирование программ проводится ежегодно для пополнения резервного фонда. По данному поручению [председателя правительства] около 500 млн рублей сняли с Инвестпрограммы и столько же с госпрограмм и дальше, чтобы не допускать какие-то расходы». По его словам, эта вынужденная мера вызвана тем, что потребность в субсидиях организациям коммунального комплекса составляет около 20 млрд рублей. Учитывая короткий навигационный период необходимо обеспечить завоз топлива.  
В целом же проблема гораздо масштабнее. Об этом, в частности, говорили и на последнем пленарном заседании с участием главы республики Айсена Николаева. Тогда Ил Дархан отметил, что по ЖКХ в последние годы «наблюдается безумный рост расходов». По его словам, принцип, когда государство берет на себя львиную долю расходов, привел к тому, что «многие предприятия ЖКХ просто «свесили ножки» и мероприятия по экономии ресурсов, переходу на новые технологии проводят крайне медленно, если их вообще реализуют. А порой они просто не заинтересованы в этом». Он призвал депутатский корпус проработать этот вопрос для того, чтобы остановить безудержный рост бюджетных расходов на коммуналку, отметив, что «в идеале мы должны переходить на новые модели». Действующий механизм крайне несовершенен и его нужно менять, подчеркнул Николаев.
Напомним, что спикер Госсобрания Алексей Еремеев на том же заседании сказал, что причина не только в росте тарифов, но и в растущих объемах строительства жилья и соцобъектов. «Мы не можем донести населению, что республика дотирует [расходы ЖКХ] из бюджета по северам практически 95%, по Якутску иногда до 60%. Народ об этом не знает. Такая же картина по социальным объектам — ведь такие площади надо отапливать. Я предлагаю правительству совместно с парламентом подумать над этой проблемой, потому что такими темпами через пять-шесть лет из бюджета придется выплачивать только зарплаты и выделять средства на ЖКХ. Денег не останется ни на сельское хозяйство, ни на развитие, ни на инвестиции и т.д. Поэтому это самая глобальная задача», — считает Еремеев.
Но вернемся к сегодняшней встрече депутатов и министров. Расходы растут быстрее, чем доходы бюджета, говорит глава Минэкономики. При этом значительный рост расходов приходится на социальную сферу. Приходится признать, что принцип ежегодного строительства десяти и более школ, особенно в районах, требует пересмотра. Как заметил Петров, не секрет, что в некоторых отдаленных селах в школах на 150 учащихся обучается 25 детей. Министр экономики также привел пример с каменной школой в с. Джебарики-Хая Томпонского улуса на 700 мест, где учится 89 школьников. И таких школ много. 
Пока вопрос их закрытия не стоит, но предстоит выработать решения. Например, по советскому опыту открывать школы-интернаты, где будут жить и учиться дети из малокомплектных школ. Или развивать школьный транспорт и собирать детей на автобусах из небольших сел и возить их в одну школу. 
Как сообщил Петр Попов, ожидается решение правительства РФ по поручению президента о двух тысячах опорных населенных пунктах, которые будут финансироваться из федерального бюджета. «Тогда мы будем вынуждены что-то предпринимать с небольшими населенными пунктами», — сказал министр. 
«Я ездил в поселок Звездочка [в Усть-Майском районе], где проживает два человека — глава администрации и секретарь. Остальные - это золотодобывающие компании», — поделился Павел Петров. Схожий пример в одном из арктических улусов, где один из населенных пунктов обеспечивается электричеством и теплом от дизельной электростанции, а жители села — это сами работники ДЭС. 
Так что в предстоящую осеннюю сессию у депутатов и членов кабмина работы будет много. Перед парламентом и правительством стоят непростые задачи, которые копились годами. Они требуют решений, новых подходов и политической воли.  

Фото: Василий Кононов

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением