Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 3 oC

В начале недели в Госсобрании РС(Я) прошёл «Час эксперта». Народные депутаты и отдельные члены правительства выслушали мнение доктора географических наук, профессора кафедры экономической и социальной географии МГУ Натальи Зубаревич, которая привезла с собой последние экономические данные о том, как обстояли дела в стране и у нас до коронавируса, насколько сильно пандемия ударила по региону, а также озвучила свои мысли по поводу того, что нам предстоит ожидать в ближайшем будущем.

В начале недели в Госсобрании РС(Я) прошёл «Час эксперта». Народные депутаты и отдельные члены правительства выслушали мнение доктора географических наук, профессора кафедры экономической и социальной географии МГУ Натальи Зубаревич, которая привезла с собой последние экономические данные о том, как обстояли дела в стране и у нас до коронавируса, насколько сильно пандемия ударила по региону, а также озвучила свои мысли по поводу того, что нам предстоит ожидать в ближайшем будущем.

Четыре России

Кто такая профессор Зубаревич? В первую очередь, тот специалист, который работает с большими массивами экономической информации. Общественную известность профессор получила как автор популярной ныне «теории четырёх Россий», по которой страну, коротко говоря, можно разделить на четыре вагона. В первом классе к счастливому будущему несутся жители больших постиндустриальных городов. Их не так много - 12 миллионников и плюс города поменьше, как правило, региональные центры. Те города, которые пылесосом втягивают в себя финансы, ресурсы, человеческий капитал, в общем, соки из страны… Сюда с некоторыми оговорками прекрасно вписывается и наш Якутск.

«Вторая Россия», по Зубаревич, – страна средних промышленных городов, в основном, монопрофильных индустриальных. Здесь, в нашем случае, напрашиваются Мирный, Нерюнгри и даже пгт Мохсоголлох с его цемзаводом и колонией строгого режима…

«Третья Россия» – периферия, состоящая из жителей села, поселков и малых городов. Она выживает «на земле», вне политики. Такой России у нас тоже хватает, Якутия до сих пор живёт и держится сельскими районами и землёй…

 «Четвертая Россия», -- живущие на федеральных трансфертах республики Северного Кавказа и юга Сибири (Тыва, Алтай). Тут «в уме» наши арктические районы, в которых не осталось ни промышленности, ни сельского хозяйства.

У теории есть свои противники. Одни говорят, что профессор слишком упрощает, другие, что напротив, усложняет, но теория стала довольно модной, так как, выйдя в свет в 2011 году, прекрасно объясняла москвичам, почему страна не увидела и не поддержала протестов на Болотной площади. Мол, есть Россия больших городов и продвинутого населения первого класса и вся остальная, заскорузлая, подавляющая  масса населения - оплот советского образа жизни…

Но как бы то ни было, мы действительно давно и прочно живём по законам капиталистического классового общества, да и экономическую географию, в которой Наталья Зубаревич, является доктором наук, никто не отменял.

 

Точка отсчёта

Стартовую точку, от которой наша страна вошла в пандемию, эксперт назвала нехорошей. «Мы не вышли ещё из прошлого кризиса», - говорит она.  

Впрочем, с профессором можно и поспорить, точка-то не самая плохая. С того кризиса страна вынесла не только Крым, но и продовольственную независимость. О которой сейчас, когда рухнула вся мировая логистика и для ряда стран маячит угроза голода, западные экономисты говорят, как о главном конкурентном преимуществе России.

Сюда можно добавить и золотовалютные резервы, которые на 1 марта составляли 570,381 млрд долларов, что является одним из самых высоких исторических уровней страны. Насколько хватит этой «подушки» посмотрим, но она позволила платить зарплаты миллионам россиян, ушедших в режим самоизоляции, адресно помогать семьям с детьми.

Ситуация на данный период ещё не самая плохая, объясняет Зубаревич. Шок, который переживает сейчас мировая экономика, аналогов не имеет. Вкупе с ней и российская экономика остановилась. Единственное, что как-то тянет экономику вперёд, только сила инерции, которая уже фактически угасла.

Вместо просвета впереди перспектива второй волны пандемии, которая уже начинается и всё это придётся пережить, добавляет эксперт.

 

Цена карантина

Если сравнивать показатели на январь-апрель прошлого года, которыми оперировала эксперт, то Якутия сравнительно легко перенесла промышленный спад - 4,5%. Здесь всё просто, из промышленности у нас как таковая имеется только добывающая. А нефть и газ даже несмотря на тяжёлую ситуацию на Чаянде и Талакане, исправно качались, проблем удалось избежать на угольных шахтах и у алмазников. Не было затруднений со спадом ввода жилья - 3%. Тут как бы ждать сюрпризов тоже не приходится: в эти месяцы строительный сезон только начинает набирать обороты, а объекты у нас массово  вводятся либо к 1 сентября (школы, детсады) либо до Нового года.

Впрочем, спад в строительстве есть, и судя по всему нарастает. В середине июня и.о. первого заместителя правительства республики Кириллу Бычкову и министру строительства РС(Я) Павлу Кылатчанову «попало» от заместителя генерального прокурора РФ Демешина  за то, что в республике на 14 возводимых объектах долевого строительства приостановлены работы, либо они отстают от графиков, а еще 20 объектов находятся в зоне риска срыва сроков сдачи.

В негативную сторону весенние графики показали нашу отрасль  розничной торговли.  Если по стране снижение розницы по стране составило 23% то у нас  - 28%.

"Почему у вас спад на 28%? У вас карантин был дифференцированным, не был жестким, как в Москве. Что это вы так посыпались?", - с удивлением задавала вопросы Зубаревич. На что ей отвечали, мол, наша структура торговли больше «заточена» на оптовые закупки, которые не упали, а даже показали небольшой рост… А спад у нас по последним цифрам стабилизировался на 13 %.

За кадром осталось то, что наш карантин был введён раньше и был все-таки жестче, чем в целом по стране. И из торговли в те месяцы фактически выпал весь сектор непродовольственных товаров…  

Спрашивала она и почему у нас максимальный среди всех регионов, в два раза, спад по платным услугам…  Ответ здесь в принципе тот же.

 

Беда с доходами

«С доходами полнейшая беда», -  отмечает эксперт, которая предрекает сложности с пополнением бюджета региона уже летом и осенью. Основная зона риска - наша ориентированная на экспорт промышленность и снижение глобального спроса на нефть, газ и алмазы.  Сравнительно меньше, чем в других регионах по бюджету республики ударит кризис сектора рыночных услуг. Так как у нас он особо не развит. При нынешнем кризисе пострадают больше всего развитые регионы, в структуре бюджета которых большая доля приходится на налог от прибыли. «Кризис бьет по сильным, а вы посередке».

Была отмечена невысокая по сравнению с другими регионами доля занятых в неформальном секторе - 17%. Рост зарегистрированной безработицы с 2% в марте до 3,2% в апреле. Реальный уровень безработицы профессор оценивает в 7,2%. Высокие риски по росту уровня бедности. «В прошлом году у вас он был 19 % и в текущем году может выйти за 20%», - замечает Наталья Васильевна.

 

Дети и бедность

Уровень бедности по стране напрямую коррелирует с ростом числа детей в семьях. Это же верно в отношении Якутии, где основным фактором бедности, по мнению московского гостя, в первую очередь являются более высокая рождаемость по сравнению с большинством регионов страны и соответственно более высокая нагрузка на семьи.

Потому выгодно и важно принятое правительством решение таргетировать поддержку через детей. Двухразовая помощь - хорошее подспорье для домашних хозяйств. «Надеюсь, такая помощь будет продолжена», - сказала она и посоветовала забыть про ближайшие планы снизить уровень бедности наполовину, «забыть и выкинуть, потому что мы все прекрасно понимаем, что этого не будет".

По словам экономиста, уровень дохода населения в 2014-2019 годах упал на минус 7%. "Сейчас мы летим вниз во второй раз. Во втором квартале прогноз ВШЭ минус 7%, Минэкономразвития - минус 3,5%. Вторая волна «короны» покажет, с какой скоростью будем выползать из этого экономического обвала. Так что диапазон от 4 до 7% к прошлому спаду".

По ее прогнозам, число бедных по стране приблизится к 23 млн человек. Половина из них - семьи с детьми. Чтобы этого не произошло, их необходимо и дальше поддерживать материально. И это должно стать суперприоритетом государства.

Тяжелым вопросом для республики Наталья Зубаревич считает обвальное нарастание долгов по ЖКХ и высокую закредитованность населения. Кредитная нагрузка якутян составляет 40% от их дохода. По этому показателю республика лидирует на Дальнем Востоке. "И когда надо будет платить, у вас будет очень нескучно. Потому что доходы полетели вниз, кредитная нагрузка большая, и как люди будут платить - это очень большой вопрос. Людям будет очень тяжело, и они пойдут к вам просить о помощи», - уверена эксперт.

 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Уопсастыба

Чахчы, дьикти дьылҕа!

Дьокуускайга аны сайын, бэс ыйын 25 күнүттэн от ыйын 7 күнүгэр диэри, «Азия оҕолоро» VIII…
19.04.24 17:38
Түһүлгэ

Айылҕа уһуктан эрэр

Чаҕылыс-иҕилис мичээрдээх, сэргэх сэбэрэлээх, сааскы сандаархай күн сардаҥата…
19.04.24 16:03
Булт

Сааскы көтөр

Халлаан сылыйарын, сааскы ылааҥыны кытта тэҥҥэ кэлбит туллуктарбытын, тураахтарбытын,…
19.04.24 12:04