Об увеличении оптовой стоимости картофеля нашим коллегам из «Фонтанки» рассказали представители нескольких розничных сетей. По словам представителя одной из федеральных сетей, закупочные цены выросли по сравнению с прошлым годом на 60–70%.
— Урожай хуже, картошка мельче, — отмечает собеседник издания. Впрочем, рост цен более ощутим еще и из-за низкой базы предыдущих периодов, добавляет он.
Представитель другой сети говорит, что биржевые цены по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли в 2,5 раза.
— В октябре 2023 года покупали по 15 рублей, сейчас уже 34 рубля. С понедельника поставщики предупредили о новом скачке цен, — отмечает он.
По оценке Картофельного союза, оптовые цены производителей по сравнению с прошлым годом выросли более чем в два раза: с 10−12 рублей до 22−26 рублей за килограмм. Но противоречия тут нет — с учетом логистики входная цена для сетей оказывается выше.
Посеяли мало, собрали меньше
Осенью на прилавки российских магазинов поступает преимущественно отечественный картофель, говорит руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. Поэтому на цены в первую очередь влияет ситуация внутри страны.
По данным Минсельхоза на 10 октября, в России собрано 5,6 млн тонн картофеля — это на 15% меньше, чем на ту же дату год назад. Но этого хватит для внутреннего потребления, уверены в ведомстве.
— Прошлогодних рекордных показателей по картофелю мы не достигнем, но в принципе пока очень уверенно входим в параметры уровня самообеспеченности, чтобы нам хватило этой продукции до урожая следующего года, — заявил на днях директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Роман Некрасов на агропромышленной выставке «Золотая осень» (цитата по «Российской газете»).
По словам Татьяны Губиной, в этом году аграрии сознательно сажали меньше картофеля. Рекордный урожай прошлого года спровоцировал переизбыток продукции, цены упали практически до себестоимости, а фермеры оказались на грани разорения. Некоторые продолжают испытывать финансовые сложности до сих пор.
Но дальше вмешалась погода.
— Повторные заморозки и засуха, а где-то переувлажнения в период вегетации в основных родящих регионах, — отмечает Татьяна Губина.
По оценкам Картофельного союза, всего в этом году удастся собрать чуть больше 7 млн тонн картофеля, тогда как в прошлом году — 8,6 млн тонн. Ранее Минсельхоз прогнозировал, что в организованном секторе в этом году соберут 7,3 млн тонн картофеля, а урожай 2023 года оценивал в 8,2 млн тонн. Для сравнения: ежегодная потребность россиян в картофеле составляет около 8 млн тонн.
Сходные причины называют ретейлеры.
— Из-за заморозков в одном регионе почти ничего не собрали, а из-за дождей в другом собранный урожай не хранится, картошка вся потекла, — рассказал «Фонтанке» топ-менеджер одной из сетей. Часть урожая осталась в полях неубранной из-за отсутствия работников, добавляет он.
В Картофельном союзе подтверждают проблему дефицита кадров.
— Наша отрасль испытывает те же самые сложности, что и все остальные. Это дефицит кадров, это высокая кредитная ставка, — говорит Татьяна Губина.
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в качестве главной причины роста цен на картофель также называют снижение посевов после рекордного урожая и низких цен в прошлом году, увеличение издержек производителей, рост логистических затрат, влияние кадрового дефицита, а также аномальных заморозков в мае, из-за которых в значительной части регионов пришлось отложить сроки посева картофеля.
— Весной на рынке усилился спрос на импортную продукцию, которая подорожала из-за сокращения поставок картофеля со стороны одного из крупных поставщиков — Египта, — говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Осеннее снижение цен за счет нового урожая нивелируется инфляцией издержек российских поставщиков и влиянием высокой ключевой ставки.
— Поэтому закупочные цены на картофель снова пошли вверх, — подчеркивает он.
Только за последний месяц минимальная закупочная стоимость картофеля выросла на 7,8%, отмечает глава АКОРТ.
Заграница не поможет
По словам представителя одной из петербургских сетей, поставок из Египта, Азербайджана и Белоруссии в этом году существенно меньше. Данные таможенной статистики ООН подтверждают наблюдения бизнеса. Так, с января по август 2024 года Египет поставил в РФ 78,2 тысячи тонн картофеля, что на 44% меньше, чем за тот же период прошлого года (139,6 тысячи тонн). Также в полтора раза сократились поставки из Азербайджана (42,5 тысячи тонн в январе — августе 2024 года против 62,5 тысячи тонн). Самый крупный импортер — Белоруссия — не раскрывает таможенную статистику. Однако, по данным Картофельного союза, там сложилась та же ситуация по погодным условиям, что и в России.
Импорт в последние годы составлял около 500 тысяч тонн, то есть покрывал примерно 6% от потребления, ранее оценивала организация. Но основная доля заграничных поставок приходилась на весну, когда кончались запасы отечественной продукции. Кроме того, привезенный корнеплод не будет стоить дешевле отечественного, так что на цены это не повлияет, считает Татьяна Губина. Более того, наращивание импорта может негативно сказаться на российских производителях.
Что будет с ценами в магазинах
По данным Петростата, сейчас средние цены на полках магазинов Санкт-Петербурга — 46,4 рубля за килограмм, что на 37% больше, чем в сентябре 2023 года. С начала года цены выросли и вовсе на 60%, в целом по России — на 47%.
Крупные торговые сети на протяжении последних шести месяцев смягчают ценовое давление: продают самые ходовые позиции картофеля с отрицательной наценкой, удерживают розничную цену на картофель «первой цены» ниже закупочной и растягивают подорожание во времени, снижая его воздействие на потребителей, говорит Игорь Караваев. Так, средняя розничная стоимость картофеля «первой цены» в крупных торговых сетях составляет 33 рубля за килограмм — это почти на 25% меньше, чем в среднем по стране — 43,9 рубля, согласно данным Росстата, отмечает глава АКОРТ.
По словам сетей, пока многие из них держат полку дешевле закупочной цены и торгуют картофелем в минус. «Но проблема качества и наличия обостряется. Будем переходить на торговлю бататом», — шутит представитель одного из петербургских ретейлеров.
Один из способов сдержать цены — переход на прямые поставки от небольших фермерских хозяйств, считает Игорь Караваев.
— Но одних усилий торговли для сдерживания цен недостаточно, ответственный подход к ценообразованию необходим на стороне производителей, — подчеркивает он.
Источник nn.ru
Какие еще продукты подорожали за год больше всего
В десятку продуктов питания, цены на которые выросли на 20% и выше, вошли шесть наименований овощей и фруктов, яйца и баранина, а также единственный импортный фрукт — бананы.
На первом месте антирейтинга расположились помидоры, подорожавшие на год на 52%, и картофель, который только на немного уступил пальму первенства. Народный овощ стал дороже на 47%. Больше 30% прибавили баранина (+30,2%), свекла столовая (+30,8%), чеснок (+33,8%).
Если с подсолнечным маслом все более или менее понятно, ведь урожай оливок оставлял желать лучшего, а своего благородного масла в России нет, то яйца продолжили свой курс наверх. За год источник самого дешевого белка подорожал почти на треть (+32,3%). И это несмотря на все усилия, от уговоров до угроз, которыми власти пытались воздействовать на владельцев птицефабрик, а также несмотря на все закупки за рубежом.
30%-ю границу не преодолели грибы (+20,9%) и свежие огурцы (+24,2%), хотя и прибавили значительно.
В случае с бананами повторилась история с яйцами. Давление на поставщиков из Эквадора не помогло. После шумных разборок с привлечением МИД и привычного Роспотребнадзора цены на народное лакомство все-таки выросли и стали на четверть дороже по году (+24,9%).
Цены на другие продукты питания тоже не стояли на месте. Еще 35 видов продовольствия дорожали быстрее средней инфляции по стране. В этот список входят птица, мясо, рыба, яблоки, капуста, лук, соки, торты и мороженое.
Ниже средних значений инфляции повышались в цене всевозможные консервы, молочка, коньяк и сухофрукты — всего 36 наименований. При ближайшем рассмотрении оказывается, что ни овощей, ни фруктов среди этих не сильно подорожавших продуктов питания нет.
Те, кто покупает еду, исходя из ее цены, питается совсем не по рекомендациям не только нутрициологов, но и даже более сдержанного Минздрава. До здорового питания им и их детям очень далеко.
Ограничивать или оставить рыночными
Во власти уже звучат голоса за то, чтобы ограничить торговые наценки на продукты питания. Их логика понятна: если можно ограничивать цены на бензин, почему аграрии могут продолжать жить в более или менее рыночных условиях?
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев в интервью «Агроинвестору» высказал большие сомнения в том, что запрет можно реализовать: «Это лишит торговые сети возможности балансировать рост цен путем динамического саморегулирования наценки на другие товары, что в конечном итоге приведет к подорожанию всего ассортимента».
Владельцы розничных сетей говорят, что они не формируют цену на продукты, поэтому за повышение отвечают производители и посредники. Но и там маржа не так велика. По данным производителей картофеля, они зарабатывают 15-18% от себестоимости своего товара.
Сети кивают на крестьян, крестьяне — на нефтяников и производителей удобрений, а те — на государство. И действительно, государство забирает у топливной отрасли более 80% выручки в виде налогов, пошлин и отчислений.
И хотя российская экономика, от взрывного роста которой страдало сельское хозяйство как самая мирная из отраслей, замедляется, до снижения инфляции еще очень далеко. В этом году средняя инфляция по стране превысит 8%. Будущий год также не сулит 4%-ного повышения цен, о чем мечтают и ЦБ, и Минфин. Это значит, что цены на продовольствие продолжат расти.
Источник newizv.ru
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0