Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -28 oC

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области. Однако сейчас там идут большие восстановительные, строительные и ремонтные работы. Как это происходит- мы узнали из видеорепортажа Николая Борисова, ЯСИА. 

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области. Однако сейчас там идут большие восстановительные, строительные и ремонтные работы. Как это происходит- мы узнали из видеорепортажа Николая Борисова, ЯСИА. 

История дороги

Автодорога Р504 «Колыма» имела ранее индекс – М56.  Протяженность между Якутией и Магаданом составляет более 2000 км. Дорога также имеет историческое название «Колымская трасса», под которой она известна в литературе и СМИ. 

Дорога ведет свою историю с 1931 года, когда был создан «Дальстрой» - «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», одной из задач которого стала постройка автодороги от Магадана до Усть-Неры и ответвления на Якутск с использованием труда заключенных Севвостлага. Летом 1932 года заключенными и вольнонаемными специалистами были введены в эксплуатацию первые 30 км дороги и 90 км зимника. Остальные 1042 км до Усть-Неры строились до 1953 года.

В конце 1941 года началась работа над «Хандыгской трассой», ведущей к Якутску через поселок Хандыга. 11 июля 2003 года автомагистраль «Колыма» стала на 13 км длиннее. Ее продлили до здания почтамата в центре Якутска. 25 октября 2008 года, после ремонтных работ в Оймяконском районе, постройки ряда мостов, дорога официально была открыта для круглогодичного движения на всем протяжении. 

Несмотря на непростую историю, данная дорога является одной из ключевых на территории Дальнего Востока России. Колымская трасса является единственным автодорожным стержнем восточной части Якутии, западной и центральной частей Магаданской области.

IMG 5786

Большой ремонт

Ремонтные работы на Колымской дороге начались в 2018 году, когда трасса ушла из-под ведомства ФКУ Упрдор «Вилюй». Уже в 2022 году было отремонтировано 8 объектов на протяжении 103 км. А капитальный ремонт прошел на 14 объектах длиной 150 км. 

- Когда в нашу сторону пришел «Вилюй», мы поговорили с руководителем Николаем Андреевым. Он попросил проектную документацию, а у нас ничего не было. После этого, спустя некоторое время, началась бурная работа по проектированию. Упрдор «Вилюй» внес большой вклад в развитие данной дороги, - сказал директор ООО «Сусуманская Дорожная Компания» Игорь Богданов.

Со стороны Якутии содержанием автомобильной дороги занимается семь подрядных организаций. Колыма имеет участки 4-й и 5-й категории дорог. Так участок дороги Колыма от поселка Нижний Бестях до села Чурапча относится к 4-й категории, имея трехметровую ширину проезжей части.

IMG 5783

Трасса проходит через пять районов Якутии. Это Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский, Томпонский и Оймяконский улусы. 

- В нашем предприятии в данное время работает 125 человек на постоянной основе. Все наши работники – местные жители. Кроме содержания автомобильной дороги Колыма, в этом году мы работаем в Харбалах – Чычмах и на дороге Уолба – Булун. Всего в этом году мы должны сдать 24 километра, - отметил генеральный директор АО «Таатта Автодор» Иван Бочонин

Борьба с природными явлениями

В Якутии, да и во всех северных регионах России большую часть года господствует суровая зима. Крайне низкие температуры, проникновение холодного воздуха в верхние пласты грунтов и почвы способствуют активному развитию вечной мерзлоты. В течение короткого летнего периода грунт успевает насытиться водой на такую глубину, что разъезженные колеи быстро превращает в непроходимые и доступные для проезда лишь большегрузных машин. 

- Где происходят пожары, климат меняется и из-за оттаивания вечной мерзлоты дорога валится. И если время от времени не отсыпать в таких участках грунт, дорога будет непригодной для эксплуатации, - говорит исполняющий директор «ООО ДЭП №132» Алексей Лысаков.

Укладывание дорожного полотна на вечномерзлотных грунтах дает положительный эффект, если искусственные насыпи способны защитить от оттаивания нижний слой почвы в течение достаточно короткого летнего периода. Таким образом, это необходимо для предотвращения появления деятельного слоя грунта, содержащего в себе большое количество подвижных талых вод.

Помимо вечной мерзлоты, на состояние дорог влияют и другие природные факторы. Например, в Томпонском районе есть очень много горных ручьев, которые могут запросто смыть дорогу. И для того, чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, дорожники в работе применяют огромное количество сильной техники. Ручной труд в данной ситуации исключен.

Совсем недавно на трассе Колыма открылся асфальтобетонный завод в Томпонском районе.

- Введение новых оборудований и новых машин приведет к развитию наших дорог. Их состояние не очень хорошее, но, на протяжении последних лет у нас идет большая работа по разработке проектно-сметной документации. Эти работы охватят участки поселка Хандыга со всеми удобствами. Мы все очень надеемся на то, что в ближайшие годы все это будет реализовано. А также мы все живые свидетели производства работ по мосту через Алдан. У данного моста подъездной путь будет составлять порядка 20 километров, - подчеркнул первый заместитель главы МО «Томпонский район» Степан Кривошапкин

IMG 5781

Как производят асфальт?

Производство асфальта происходит путем доведения до определенных температур и смешивания определенных компонентов. Базовый состав асфальтобетона имеет минеральные материалы, а также вяжущее на основе битума и специальные добавки. Современные виды асфальта в большинстве случаев имеют в составе различные модификаторы, которые позволяют усилить определенные характеристики материала.

- Мы используем инертные материалы - щебень и битум. Кроме того, все тщательно просеивается и распределяется по дозировке. После нагревания до определенной температуры все перемешиваем и получаем готовый материал, - рассказал главный инженер АО «Таатта Автодор» Егор Харайданов.

В зависимости от состава и технологии, по которой осуществляется производство асфальта, могут быть получены различные разновидности асфальтобетона, имеющие разное назначение. Одни асфальтобетонные смеси применяются для покрытий с низкой загруженностью, а другие подходят для устройства автомобильных дорог высоких категорий с высокой транспортной нагрузкой. 

IMG 5785

Итоги работ

В 2022 году ФКУ Упрдор «Вилюй» отметило 15-летие со дня основания. За эти годы в строй введено более 1,3 тысяч километров дорог и 204 искусственных сооружения. 

ФКУ Упрдор «Вилюй» уже показал высокий результат по введенным объектам в Якутии. Например, дорогу до села Чурапча сейчас совсем не узнать. Ну, а сейчас в планах капитальный ремонт до Хандыги, начато асфальтирование в поселке Усть-Нера, ведется проектирование моста через реку Алдан. По плану, работы должны завершиться в 2030 году. Трасса Колыма с каждым разом преображается. 

 

Уважаемые работники и ветераны дорожного хозяйства! От лица издательского дома «Ил Тумэн» поздравляем вас с Днем работников дорожного хозяйства! Это праздник тех, кто своим трудом и мастерством прокладывает, обустраивает и содержит в порядке дороги и мосты, объекты улично-дорожной сети. Желаем успешного выполнения стоящих перед вами задач. Крепкого всем здоровья, счастья и благополучия!

Фото из открытых источников

  • 3
  • 0
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением