Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -20 oC

С 25 июня по 1 июля прошло Общероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ. Его результаты показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам. Важные нормы были приняты всей страной, поэтому принятые поправки лежат в основе дальнейшего развития России. Справедливо мнение главы государства о том, что мы – многонациональный народ РФ -приняли это значимое решение вместе, всей страной, и оно касается тех ценностей и базовых принципов, которые лежат в основе дальнейшего развития России, делают нас действительно одним народом, единым целым. В интервью с Александром Ким-Кимэном, Председателем Конституционного суда РС(Я), Председателем ЯРО Ассоциации юристов России, доктором юридических наук, профессором, мы говорим о Конституции, государстве и обществе.

С 25 июня по 1 июля прошло Общероссийское голосование по поправкам к Конституции РФ. Его результаты показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам. Важные нормы были приняты всей страной, поэтому принятые поправки лежат в основе дальнейшего развития России. Справедливо мнение главы государства о том, что мы – многонациональный народ РФ -приняли это значимое решение вместе, всей страной, и оно касается тех ценностей и базовых принципов, которые лежат в основе дальнейшего развития России, делают нас действительно одним народом, единым целым. В интервью с Александром Ким-Кимэном, Председателем Конституционного суда РС(Я), Председателем ЯРО Ассоциации юристов России, доктором юридических наук, профессором, мы говорим о Конституции, государстве и обществе.

– Александр Николаевич, вы говорили, что «Конституция должна стать настольной книгой каждого гражданина». Расскажите, пожалуйста, что вы вкладываете в это выражение?

– Моя позиция исходит из того, что Конституция Российской Федерации - это главный учредительный документ государства, он является основным нормативным правовым актом, который имеет высшую юридическую силу, статьи которого реализуются в других нормативных актах. А для граждан важно то, что Конституция РФ, как учредительный акт, закрепила права человека как высшую ценность, и заложила новый этап развития нашего государства как демократического, правового и федеративного. Каждый гражданин должен знать, что Конституция защищает его права и свободы, а также даёт возможности для самореализации и успешного построения своей жизни на основе уважения к Закону и знания своих прав и обязанностей.

Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни. Каждый из нас должен понимать, что на самом деле Конституция — это не текст, который у нас лежит на столе, а то, что реализация основных конституционных положений зависит именно от каждого из нас. Мы своими жизненными достижениями обеспечиваем будущее Конституции, превращая ее в реально действующий Основной закон.

Я убежден, что жизнь на основе Конституции — это залог демократического, правового развития, поэтому приоритетное значение Конституции  способствовало провозглашению верховенства закона.

Действующая Конституция РФ представляет собой закон прямого действия, он отражает расстановку политических и общественных сил в обществе, следовательно, с одной стороны, он должен планомерно развиваться с развитием общественных отношений, с другой стороны, он должен выполнять функцию сохранения внутренней гармонии развития общества.

С другой стороны Российская Федерация – это федеративное государство, основанное на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов и органами местного самоуправления. Верховенство закона на всей ее территории является основным принципом, установленным Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ее положениями все субъекты Российской Федерации обладают определенными полномочиями, часть из которых они осуществляют совместно с Федерацией. Закрепленный перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок их осуществления регламентируется как нормами федеральной Конституции, так соответствующими федеральными законами, а также конституциями республик и уставами других субъектов Российской Федерации.

Государственно-правовой статус Республики Саха (Якутия), который был закреплен Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Конституцией Республики Саха (Якутия) 1992 г., что, несомненно, наложило ощутимую меру ответственности органов государственной власти республики перед федеральным центром и перед населением республики.

Сегодня мы можем говорить, что в нашей республике создана серьезная база для дальнейшего конституционно-правового развития Якутии и повышения жизненного уровня ее населения. 

Конечно, многие задачи, которые мы ставили в начале 90-х годов XX века, пока в полной мере не реализованы, но сегодня мы можем сказать, что движемся по правильному вектору развития. Справедливо будет отметить и то, что благодаря всенародно избранным нашим лидерам Михаилу Николаеву, Вячеславу Штырову, Егору Борисову, Айсену Николаеву и их командам, республика живет и развивается. Только сообща и совместными усилиями населения и руководства республики, федерального центра мы сможем достигнуть новых успехов во благо родной республики и Российской Федерации.

В отношении обновления Конституции РФ, хочу отметить, что в своё время Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин в своей статье «Буква и дух Конституции» в «Российской газете», совершенно справедливо отметил, что, для того, чтобы России «взять правовой барьер» и «полноценно жить по Конституции», «надо суметь соединить присущий российскому народу коллективизм, сформированный, – можно сказать, выкованный, – суровой природой, бесчисленными оборонительными войнами, необходимостью объединить множество наций и народностей «общей судьбой на своей земле», на основе конституционных принципов правового, демократического и социального государства… Без этого стране грозит очередной застой, опасные последствия которого мы уже испытали на своем опыте».

Результаты Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам. Важные нормы были приняты всей страной, поэтому принятые поправки лежат в основе дальнейшего развития России. 4 июля Президент страны Владимир Путин подписал указ, согласно которому поправки в Конституцию РФ вступили в силу с 4 июля 2020 г.

В голосовании приняло участие около 68 процентов избирателей, и абсолютное большинство - порядка 78 процентов - поддержало новые конституционные нормы. Поэтому справедливо мнение главы государства о том, что мы – многонациональный народ РФ приняли это значимое решение вместе, всей страной, и оно касается тех ценностей и базовых принципов, которые лежат в основе дальнейшего развития России, делают нас действительно одним народом, единым целым.

Со своей стороны еще отмечу то, что результаты голосования, по его словам, показали высокий уровень консолидации общества по ключевым вопросам, имеющим общенациональное значение. Нормы обновленной Конституции РФ начали действовать сразу после обнародования. Например, нормы, связанные с индексацией пенсий, порядком назначения правительства, с приоритетом Конституции над любыми актами, в том числе международными. При этом ряд положений потребует развития в действующем законодательстве, чем в настоящее время занимается Федеральное Собрание РФ.

– Вы возглавляете Конституционный суд РС(Я). Расскажите, пожалуйста, какие важные решения принял суд в этом году?

– Отвечая на этот вопрос, могу отметить, что 29 июня 2020 года в открытом заседании Конституционного суда Республики Саха (Якутия) состоялось публичное оглашение Постановления Конституционного суда РС(Я) по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V «О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)» в связи с жалобой Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)».

В целях обеспечения гласности конституционного судопроизводства всем участникам судебного процесса, а также гражданам и организациям, секретариатом Конституционного суда республики была предоставлена возможность присутствовать в настоящем судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи программного обеспечения «Zoom» путем подключения по ссылке, опубликованной на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)», в которой оспаривается конституционность отдельных положений указанного Закона республики, устанавливающих условия присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)». В соответствии с правовой позицией заявителя, сформулированной в связи с оспариваемым нормативным регулированием в его жалобе, указанные положения Закона республики «О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)» противоречат Конституции Республики Саха (Якутия), поскольку установленные ими законодательные критерии наделения граждан, продолжительная и добросовестная трудовая деятельность которых осуществлялась на территории Республики Саха (Якутия), в качестве условий реализации прав этих граждан на присвоение им ветеранского статуса за их активное участие в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) и трудовые заслуги перед обществом и государством, предполагающего социальную защиту в виде социальной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, ограничивают круг лиц, заслуживающих права на присвоение им звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)» по сравнению с правилами федерального законодательства, закрепляющими условия присвоения звания «Ветеран труда», и тем самым нарушают конституционные права и законные интересы граждан, являющихся (являвшихся) членами профессиональных союзов.

Согласно правовой позиции Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), содержащей обоснования нормативной аргументации альтернативных мнению заявителя выводов по существу рассматриваемых Конституционным судом республики вопросов в связи с настоящим делом, которая является консолидированной с аналогичными выводами и аргументами, выраженными в правовых позициях иных государственных органов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации – участников настоящего судебного процесса, указанные положения Закона республики «О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)», закрепляющие критерии нормативно-правового основания присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)», как соответствующие Конституции Республики Саха (Якутия) не нарушают конституционные права граждан.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) своим итоговым решением по настоящему делу постановил признать пункты 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V «О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)» не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования отношений в сфере социальной защиты – содержащиеся в них положения, определяющие условия присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)», устанавливают правовой механизм социальной защиты отдельных категорий граждан в пределах конституционной компетенции Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и дискреционных полномочий законодателя Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством.

Вместе с тем, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) указал, что признание данных законоположений не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), не исключает правомочия законодателя Республики Саха (Якутия) внести –  исходя из требований Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении – в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, направленные на совершенствование правового механизма социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе нормативных правил его составного компонента, устанавливающего условия присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)».

В настоящем Постановлении Конституционного суда республики отмечено, что в современных условиях рыночной экономики, характеризующейся существованием острой конкуренции в сфере трудовых отношений, нестабильности и динамичности экономической ситуации как в стране, так и в мире в целом, обусловленных периодическими кризисами глобальной экономики, являющихся причиной банкротства и (или) ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм собственности и иных работодателей, либо сокращения численности их работников, многие граждане, утратившие работу в результате этих жизненных обстоятельств, а не по собственной инициативе, были вынуждены трудоустраиваться в иных сферах деятельности (отраслях экономики) Республики Саха (Якутия). Кроме того, современные процессы кардинальной модернизации национальной экономики в связи с ее цифровым моделированием, телекоммуникационной оптимизацией, широким распространением технологий робототехники и внедрением других научно-технических инноваций, также неблагоприятно отражаются на ситуации в сфере занятости населения и имеют негативные последствия, нивелирующие стабильное состояние трудовых ресурсов, и являются причиной возникновения многочисленных рисков существования возможности продолжить гражданину работать (служить) в одной сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия) не менее 15 лет.

Следовательно, законодатель Республики Саха (Якутия), устанавливая перечень условий присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)» и определяя нормативное содержание правил этих условий, должен принимать во внимание целевое назначение положений включаемых в него элементов и исходить из того, что их законодательное закрепление, как и формулирование иных правовых норм, может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами государственной власти Республики Саха (Якутия) возложенных на них функций по эффективной реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты, в том числе предоставлению гражданам государственных мер социальной поддержки, и не должно создавать необоснованных и чрезмерных затруднений в соблюдении гражданами данных условий, которые должны быть адекватными существующим жизненным обстоятельствам, разумно и объективно учитывать реальные жизненные ситуации.

Таким образом, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), руководствуясь вытекающим из положений Конституции республики требованием соблюдения конституционно-правового баланса частно-публичных интересов, согласующегося с государственно-правовой природой Республики Саха (Якутия) как демократического правового государства, осуществляющего свою деятельность на конституционных принципах социальной справедливости и юридического равноправия граждан, уважающего и защищающего права и свободы человека и гражданина, являющихся в Республике Саха (Якутия) высшей ценностью (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 10, статья 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), исходя из правовых позиций, выраженных Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении, с учетом бюджетных возможностей республики, вправе совершенствовать механизм нормативного регулирования статуса ветерана труда Республики Саха (Якутия), в том числе установить условия присвоения звания «Ветеран труда Республики Саха (Якутия)», предусматривающие формулирование более лояльных оснований присвоения данного звания по сравнению с правилами, закрепленными в действующем Законе республики «О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)», в части расширения круга лиц, заслуживающих этого звания, из числа категории граждан, награжденных государственными наградами Республики Саха (Якутия), а также имеющих необходимый страховой стаж, который не обязательно должен содержать период работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия), при соблюдении иных условий его присвоения, согласно своей законодательной дискреции.

Данное Постановление в полном виде граждане опубликовано в газетах «Якутия», «Саха сирэ», «Ил Тумэн» и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

К справке копияКнига под названием «Конституция. Государство. Общество» (Социальные обязательства юриста) посвящена вопросам реализации Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия). В «Сборнике» представлены данные деловой биографии руководителей республики, которые внесли значительный вклад в социально-экономическое и государственно-правовое развитие Якутии в составе Российского государства. Много внимания уделяется вопросам повышения правовой культуры населения, конституционного правосознания, диалогу власти, общества и бизнеса и др. Специальная глава книги посвящена развитию спортивного права, продвижению национальных видов спорта народов Якутии на всероссийском и международном уровнях.

– Недавно вышла ваша книга «Конституция. Государство. Общество». Расскажите, пожалуйста о ней.

– Книга посвящена вопросам реализации Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия). Читатель может ознакомиться с возникновением  и развитием государственности Якутии в составе федеративной российской государственности в форме Якутской АССР и затем Республики Саха (Якутия).

Здесь представлены данные деловой биографии руководителей республики, которые внесли значительный вклад в социально-экономическое и государственно-правовое развитие Якутии в составе Российского государства.

Много внимания уделяется вопросам повышения правовой культуры населения, конституционного правосознания, диалогу власти, общества и бизнеса, установления единого конституционного пространства, развития региональной конституционной юстиции, вопросам становления и развития государственности Якутии, отдельная глава посвящена выдающимся деятелям Якутии. Специальная глава книги посвящена развитию спортивного права, продвижению национальных видов спорта народов Якутии на всероссийском и международном уровнях, защите прав спортсменов в связи с конфликтами с WADA и международными спортивными федерациями.

При написании книги я исходил из того, что читателю нужны не только теоретические знания по вопросам государственного управления и функционирования институтов гражданского общества, но и в большей мере необходим конкретный опыт реализации. С учетом этого представлена моя практика, как лица, занимающего определенную государственную должность и являющегося руководителем ряда известных в республике общественных организаций, а также инициатором и координатором ряда общественно-значимых проектов. Так, например Ассоциацию национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт» я возглавляю более двадцати восьми лет, а юридическое сообщество республики более двадцати шести лет. Помимо этого с 1996 года я являюсь координатором и ведущим Общественно-Консультативного круглого стола «Кустук» («Радуга»), где обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития Якутии и России в разных сферах. Я всю эту общественную работу воспринимаю и выполняю как свои социальные обязательства юриста.

Приводимые доклады, выступления и документы опираются на Конституцию РФ, Конституцию РС (Я), правовые позиции Конституционного Суда России, а также на федеральные и региональные законы. В этой книге я делюсь с читателем опытом распространения правовых знаний среди молодежи, обобщаю данные, высказываюсь по вопросам теории правовой культуры, формирования конституционных ценностей начиная с молодых лет.

Сборник составлен на основе докладов и выступлений и охватывает наиболее интересную серию материалов. Основное внимание в книге уделено раскрытию механизма реализации Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Саха (Якутия) и их включенности в сферу общественно-политической практики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

– Замечательно, уверена, что данная книга действительно очень интересная и будет востребована не только государственными и муниципальными служащими, представителями науки и образования, студентами, но и обычными гражданами! 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением