У неё прекрасная сценическая внешность, природный артистизм, хорошая вокальная школа, выразительная интонация, отличная дикция, и всё это позволяет с вдохновением создавать многочисленные и разнохарактерные сценические образы. И даже — в спектаклях для детей.
Это человек с уготованной самими Небесами певческой судьбой. Иначе не скажешь.
У неё один из самых завораживающих тембров, очень теплый и душевный. Неслучайно же этот голос наполняет трепетным звучанием церковные своды, проникает в сердце страждущих, просветляет умы.
И как же подходит ей роль няни Марты — кормилицы Иоланты в лирической опере П. И. Чайковского «Иоланта»! Неудивительно, что спектакль в субботу, 6 апреля, посвятили именно ей — прекрасной солистке театра Ольге ЧЕМПОСОВОЙ.
Об этом и многом другом мы с ней и поговорили.
— Ольга, а вы, когда пришли в театр, о какой роли мечтали?
— Надо сказать, сразу в солисты меня не взяли, предложили поработать в хоре. В этом нет ничего удивительного: многие проходят через хор, получая там вокальный и сценический опыт. А через два театральных сезона приняли в цех солистов. Радости не было предела. Началась серьёзная работа, новые партии. Это сейчас я разноплановая артистка, а тогда, честно признаться, актёрское воплощение не всегда давалось легко.
— Работа в каких спектаклях вам греет душу?
— За 22 сезона в театре я исполнила много и больших, и маленьких партий. Это Мерседес в опере «Кармен», Донна Эльвира в «Дон Жуане», Ольга в «Русалке» А. Даргомыжского, интересной была роль Анины в «Травиате» и другие. А в опере «Князь Игорь» я исполняла одну из Ярославен в сцене сна Князя Игоря. В «Севильском цирюльнике» — Берту, в «Сильве» — княгиню Анхильту, Красотку Габриэлу. Молли в вечере оперетты «Бал у графа Орловского» в постановке петербургского режиссёра О.Маликовой-Наумовой.
— А свой первый спектакль помните?
— Это была опера Моцарта «Дон Жуан», где я пела партию соблазненной и брошенной красотки донны Эльвиры, которая мне очень нравилась. Она разрывается: ей и жаль Дона Жуана, и хочется отмщения. Эльвира пытается уговорить легкомысленного ловеласа покаяться. Но этого волокиту только статуя командора исправит!
— В начале сезона я видела вас в шикарной «Волшебной флейте» Моцарта, где вместе с Екатериной Корякиной и Феодосией Шахурдиной вы были великолепной троицей — подданными Царицы Ночи — под стать звёздной Кристине Гонца из Мариинки.
— Спасибо. Там, действительно, у нас были интересные вокальные партии, особенно в ансамблевом пении.
— А как вы вообще пришли к тому, чтобы стать певицей?
— Говорят, если человеку определено быть на сцене, он рано или поздно на ней окажется.
— Мечтали об этом?
— Сказать, что мечтала стать артисткой, а тем более оперной певицей, будет неправдой. Но выступать я любила с самого детства. Публики не стеснялась, пела и танцевала и, как теперь вспоминаю, получала от этого удовольствие.
— И мама отдала вас на фортепиано...
— Я бесконечно благодарна ей за это. Школа тогда была республиканской — там занимались дети со всех уголков Якутии. В 1983 году я окончила отделение фортепиано в классе отличника культуры СССР Натальи Львовны Габышевой и сразу поступила в Якутское музыкальное училище — в класс знаменитого педагога, пианистки Юноны Михайловны Упхоловой. А после училища меня распределили на работу в поселок Нижний Куранах Алданского района.
— Как же вы перевоплотились из пианистки в певицу?
— К тому времени две мои одноклассницы, тоже ученицы Юноны Михайловны, Руслана Жильченко (Кордон) и Марина Силина уже это сделали. А в 1994 году в Якутске открылся филиал Уральской консерватории, и я тоже решила себя попробовать. И попала к народной артистке РСФСР и ЯАССР, лауреату Госпремии им. П.А.Ойунского легендарной Ае Яковлевой, которая и стала моей «вокальной мамой». Вот так определилась моя дальнейшая судьба, и продолжение вокальной карьеры я видела только в театре.
— Но вы работаете не только в театре! Музыкант, оперная певица вдруг занялась хором...
— Работа в театре так устроена, что если ты не занят в спектакле, то у тебя простой. Не в моём характере терять время, и я стала заниматься с детьми. В 26-й школе мы создали ансамбль девочек, потом хор мальчиков, и он даже смог поучаствовать в опере Чайковского «Пиковая дама». Чтобы продолжать работать и в этой музыкальной специальности, я экстерном окончила отделение хорового дирижирования Якутского музколледжа в классе Елены Фёдоровны Голиковой, с которой была знакома ещё со студенческих лет.
— Как вы пришли в церковный хор?
— Это благодаря Елене Фёдоровне, повернувшей мою жизнь в сторону церковного пения: она была регентом Архиерейского хора. Это было ещё когда я училась в консерватории. С тех пор свою жизнь без церкви не представляю.
— И вы тоже стали регентом!
— Да, окончила двухгодичную школу в Духовной семинарии, служу руководителем хора в храме Покрова Божьей Матери.
Так что у меня четыре диплома, и все работают. Я продолжаю заниматься хормейстерской работой в ансамбле учителей Мархинской школы N1 «Надежда», женском хоре «Вдохновение», мужском хоре директоров школ г.Якутск, детской вокально-хоровой студии «Пульс» при культурно-оздоровительном центре в Мархе.
Эта работа вне театра не проходит даром — с её помощью я приобщаю людей к театру.
— Многие помнят вас также по фестивалю «Золотые купола», в котором вы принимаете участие с самого начала. В рамках Пасхальных фестивалей вы готовили интересные концертные программы. А дикторский опыт у вас откуда?
— Тоже появился не вдруг. Шесть сезонов я отработала на НВК «Саха» в качестве редактора и ведущей передачи православной направленности «Простые истины», и это был колоссальный опыт.
— А кто за вас болеет, когда вы на сцене?
— Конечно, моя семья. Муж, дочь, сын, мама, зять, невестка и маленькая внучка. Ну и, конечно, мои воспитанники, которые с удовольствием посещают премьеры с моим участием. Да и не только с моим.
— Ольга, расскажите, пожалуйста, о Кормилице Марте из замечательной оперы, которая посвящена вам. Какая она, эта героиня Чайковского, близка ли она вам по духу?
— Марта — это воплощение подлинной любви, сердечности, нежности. Она всегда рядом с Иолантой, с этой бедной девочкой. С самого рождения кормилица оберегает её от шума, суеты, злых людей. По приказу короля Рене она скрывает от неё, что та слепа. И если Иоланта плачет, то плачет и Марта — не может сдержать слёз от сострадания к своей воспитаннице, как к своему дитя. «Могу ли я спокойной быть, когда ты плачешь?» — объясняет Марта свои мокрые глаза. Она бесконечно жалеет девушку, ласково называет голубкой, «мой птенчик», «моя родная». И когда Иоланта волнуется, думая, что от неё что-то скрывают, то страдает и Марта — её сердце разрывается от переживаний за подопечную.
— А чем якутская постановка отличается от других? Почему её непременно нужно посмотреть?
— О, это очень интересно. Конечно, она отличается своей уникальностью: режиссёр Татьяна Саввинова обладает поистине безграничной фантазией и у неё интересный авторский взгляд на классику.
Другая причина увидеть спектакль — это прекрасные исполнители. Ну и, наконец, самое главное — гениальная музыка великого Чайковского, сочинившего Гимн свету и знанию. Это настоящая поэзия расцветающей любви, помогающей прозреть. Великолепная светлая история, которая никого не оставит равнодушным. Возможно, после нее вы посмотрите на мир другими глазами — светлыми и любящими.
— Спасибо за беседу.
Фото Кристины НОВГОРОДОВОЙ
- 4
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0