Ныне она уже открыла 92-й театральный сезон Буряад моноспектаклем «Бабочка», который приурочили к 55-летнему юбилею творческой карьеры актрисы.
Трижды Лариса Егорова побывала в Якутске, причём в самый свой первый раз попала на празднование Дня Матери в Якутии — как самая многодетная актриса с тремя детьми. Сейчас, говорит, это не считается много: у нашей молодежи теперь детей больше. Во второй раз она была в Якутске 18 лет назад, когда играла Аркадину в «Чайке» по пьесе А. П.Чехова. И ныне вот — сыграла в потрясающем трагикомичном спектакле по пьесе Эжена Ионеско «Король умирает».
К 90-летию родного Бурятского театра она написала книгу и привезла её в Якутск. «Залы у нас никогда не пустуют, — сказала она. — Буряад снискал большую любовь бурятского народа». И этому охотно веришь. Три спектакля, которые мы увидели, ярчайшее тому свидетельство. Буряад — театр, в который хочется ходить.
— Название спектакля, в котором я играю — «Король умирает» Эжeнa Иoнecкo — по-бурятски звучит очень интересно: «Король, который никак не может умереть». Режиссёр Олег Юмов не выпячивает тему власти. Он говорит о том, что человек пришёл на эту землю для того, чтобы сначала родиться, а потом умереть. И главная тема в этом спектакле — тема жизни и смерти. На мой взгляд, пускай лучше жизнь присутствует, а не смерть.
Безусловно, в спектакле есть тема власти. И хотя мы её не очень затрагивали, но она существует.
Она существует!
Все люди знают, что умрут, но забывают об этом, — аксиома, с которой начинает свое повествование режиссёр. И тут же подчёркивает: король не должен об этом забывать — с него спрос отдельный. Возьмем Короля Беранже. Его королевство уже как огромный швейцарский сыр — в нем полно дыр. Из щелей на потолке то и дело валится мусор, а то и дохлые крысы, к которым доктор проявляет бОльший интерес, чем к собственному Королю. Но главное даже не это. В этом королевстве заводы закрыты, леса вырублены, земля высохла, реки заражены, войны проиграны, молодежь мигрирует из государства. Вот что происходит, когда Король занят больше собой, своим завтраком, молодой Королевой Марией, чем делами своего Королевства. «Джульетта! — запросто говорит он служанке, как само собой разумеющееся: — Убери пауков в моей спальне, я не могу крепко спать, когда они там». И Джульетта снимает паутину, беспрестанно убирает падающий с потолка на головы обитателей королевства мусор и ворчит: чтобы убрать все это, ей нужна дюжина новых швабр, а то эта давно износилась.
Король в курсе, что пора навести порядок, но все его приказы смешны и нелепы. Тучи, тучи... Он же запретил им собираться! А они все равно надвигаются. Его приказы никто не слушает и не выполняет. И даже стража государства хватает паралич, когда он, вроде, дернулся что-то исполнить, но вместо этого у него появляются странные движения в стиле техно.
Все ненормальное в этом королевстве давно уже стало обычным.
— Ты умираешь, — тоном, не терпящим возражения, сообщает ему королева Маргарита после того, как опробовала это сообщение на второй супруге Короля Беранже — молоденькой Королеве Марии.
— Конечно, я умру, — как обычно, бездумно соглашается Беранже и начинает рассуждать в своем стиле, по-королевски: — Через сорок, пятьдесят лет, через триста — когда захочу. Я — Король, и я решаю!
Но Маргарита непреклонна:
— Ты умрёшь к концу спектакля! — безапелляционно заявляет она.
— Да, — тут же вмешивается доктор, поддерживая свою Королеву, потому что если у кого и остался в королевстве авторитет, так это у нее, Маргариты.
— И завтра утром вы уже не будете вкушать свой завтрак, — ёрничает доктор.
— Они меня предали! — хнычет и протестует Король, но он не в состоянии изменить ход вещей. Даже в башню «предателей» ему не заточить — башня тоже разрушена!
Но Маргарита хладнокровна.
— Ты прожил жизнь в праздности, развязывал войны, убивал врагов, друзей и близких — чтобы сохранить свою власть.
— Я не убивал, — отбивается от неё Король. — Я казнил в государственных интересах!
— А теперь в государственных интересах умрешь ты! — заявляет она ему удивительно безразличным, ровным, но металлическим тоном, отчего неотвратимость и неизбежность событий становится очевиднее самого очевидного.
Не сразу Король Беранже начинает понимать, что время, отведенное для жизни, скукожилось для него до одного часа и тридцати минут. «А я и пожить не успел!» — вдруг его осеняет. И эти последние полтора часа оказываются самыми главными, и зритель замирает: какая же это комедия?! Тут не до смеха! Вдруг Король начинает замечает Жизнь. Служанку. И хоть молоденькая Королева Мария пытается повернуть время вспять, вернуть его к молодости, всё тщетно. Часики тикают.
В диалоге с Джульеттой, служанкой, он словно просыпается ото сна. Она живет, пусть и вдовствует. Пусть ей неуютно просыпаться по утрам в холодной постели, пусть она вечно натирает свой пол и руки её все время жирные от посуды.
— Жить плохо нельзя, — говорит он ей. — Ты хорошо живешь. Поднимаешься по лестнице, спускаешься, покупаешь продукты. Ты хорошо живёшь! — это простое человеческое счастье теперь для него недоступно.
Думай о смерти каждую минуту и тогда научишься жить — таков философский посыл спектакля, вечная тема на все времена — от старых времен Маргариты до новых, молодых, Марии. На идею нити, протянутой сквозь времена, работают и современная музыка, и декорации, и костюмы.
Если Маргарита одета в классические одежды с сугубо бурятскими элементами, то Мария предстаёт перед зрителем вполне себе современной девчонкой в топике и кроссовках. И конечно, с короной на голове! Вряд ли ей стоит цепляться за старое — надо думать о своем крепком будущем. А ведь Беранже прожил жизнь и даже наследников после себя не оставил.
Здесь очень яркое, красочное оформление, как будто мы раскрыли колоду карт, и она ожила, раскрывая тайны королевского двора, его интриги.
Здесь три огромных, до потолка, трона, которые крутят, передвигая на сцене, люди в костюмах химзащиты (деревья вырублены, реки заражены!). И вот эти троны в финале, точнее, вид на них сбоку, вдруг оказывается видом на высотки, на современные города. А потом, повернувшись к зрителям задом, на них появляется кривая сердечного ритма и шутка, сложенная из слогов: «Бе-бе-бе». Будто Король Беранже показал всем нам язык.
Режиссёр Oлeг Юмoв про спектакль: «Этo нeкaя oдa cмepти, нo пoймитe пpaвильнo, этo нe кyльт. Мнe бoльшe нpaвитcя иcтopия c бyддизмoм. Hecмoтpя нa нaзвaниe «Kopoль yмиpaeт», этo иcтopия o жизни. Этo нeкoe нaпoминaниe o тoм, чтo y вcex cвoй cpoк. И жить нyжнo здecь и ceйчac».
И снова — бурятскому театру браво!
Вам стало скучно читать? Так не читайте, идите смотреть. Ни разу не пожалеете.
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0