— Буду аккуратной и чувствительной бунтаркой!».
Якутский зритель уже ликует в нетерпении: 25 и 26 ноября в Государственном театре оперы и балета им. Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона состоится премьера спектакля П.И. Чайковского «Иоланта».
Событие долгожданное: много лет этой оперы не было в таком формате, очень долгое время она шла лишь в концертном исполнении.
Спектакль почти готов: в эти дни отрабатываются последние штрихи, шлифуются детали, наводится предпремьерный лоск. Аромат предстоящей премьеры разлит по цехам и гримёркам: артисты примеряют костюмы, допоздна репетируют свои партии.
Сюжет необычен. Щемящее сердце драма в стихах датского писателя Генрика Герца «Дочь короля Рене» о незрячей девушке из королевства Прованс глубоко впечатлила Петра Ильича. Эта опера стала последним произведением русского гения, и постановки в Мариинском и Большом театрах страны имели невероятный успех. Спектакль появился в репертуаре лучших музыкальных театров страны, а ровно 60 лет назад в СССР по опере Чайковского рижской киностудией был снят художественный фильм-опера «Иоланта», который живет до сих пор.
Чем же примечательна эта история? Тем, что она не просто о могуществе любви и слепоте. Нет, слепота здесь, скорее, не столько физического свойства, сколько душевного.
Итак, Иоланта живет себе и не подозревает о том, что слепа. Всё меняется, когда в нее влюбляется граф Водемон, и отец красавицы, желая вернуть дочери зрение, приглашает целителя Эбн-Хакиа...
Что из этого всего выйдет — большой сюрприз, но уже сейчас понятно, что это будет спектакль очень трепетный, чувственный и даже философский, но в прекрасном сочетании со сказочностью и волшебством. Именно над этим и работает режиссёр Татьяна САВВИНОВА, с которой мы поговорили накануне премьеры.
— Как только я взяла материал, сразу поняла, — говорит Татьяна, — что буду нажимать на особенность главной героини. На то, как она, благодаря своей слепоте, воспринимает плотский и духовный мир вокруг, каким «видит», точнее, чувствует своё окружение. Мне интересно, какие Иоланте снятся сны. Хочется показать всё это с помощью актеров и технических возможностей театра. А женский хор будет как бы продолжением мыслей девушки.
— Счастлива ли ваша героиня? Или «глаза ей даны для того, чтоб только плакать»?
— Сама по себе Иоланта была бы вполне счастлива. Но ведь её чувства обострены. Повзрослев, она начинает догадываться, что в королевстве что-то не так. Ее подсознание подсказывает: окружающие с ней не вполне искренни, они что-то от неё скрывают, причём скрывают что-то очень важное. Девушка даже не догадывается о своей уникальности, она думает, что все вокруг видят мир так же, как она. Ее подозрения ведут к недоверии к людям, а она ведь права в таком своём поведении — почти у всех своя жизнь, и в ней для неё нет места.
— Татьяна, в чём особенность якутской постановки, её изюминка?
— В первую очередь, это конечно, наши замечательные артисты со своими прекрасными голосами и харизмой. Роль Иоланты репетируют сразу три певицы. Это Екатерина Захарова, которая недавно стала дипломантом Международного конкурса молодых оперных исполнителей имени Фёдора Шаляпина, а также это мастера оперы Прасковья Герасимова и Анегина Дьяконова, в творческом багаже которых эта партия прописана давно. В роли Марты, кормилицы Иоланты, на сцену готовятся выйти Екатерина Корякина, Феодосия Шахурдина, Ольга Чемпосова.
— А кто же исполнит мою любимую страстную арию «Кто может сравниться с Матильдой моей»?
— В роли Роберта задействован Юрий Баишев. А вот роль Водемона, графа Бургундского, рыцаря тоже исполняют три артиста — Николай Попов, Григорий Петров, Александр Степанов.
— Александра Емельянова мы увидим на сцене?
— Конечно. Он выйдет в роли мавританского врача Эбн-Хакиа. Ему и принадлежит популярная ария «Два мира». Также с спектакле интересны персонажи Егора Колодезникова, Марии Михайловой, Зинаиды Колодезниковой и другие.
— Я слышала, что театр обещает нам необычный финал. Что это за финал?
— Приходите и увидите! На самом деле, необычно заканчивается сама история в спектакле. Но и когда опускается занавес, это ещё не всё. В фойе зрителей встретят девушки из пространства Иоланты. Одна из них сыграет на рояле ноктюрн — соединение иллюзий и реальности.
— Татьяна, еще весной речь шла о том, что спектакль «Иоланта» смогут увидеть люди с проблемами зрения.
— Да, это так. Наша опера входит в программу поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд», поэтому для них подготовлено тифлокомментирование.
Осталось добавить, что спектакль пройдёт в сопровождении мощного симфонического оркестра и хорового коллектива театра.
Музыкальный и художественный руководитель: П. Васьковский
Художник-постановщик: С. Иванова
Художник по костюмам: Ю. Лукин
Художник по свету: И. Шандровский
Главный хормейстер: О. Птицына
Концертмейстеры: А. Салединов, А. Давыдова.
Хорошего вечера, приятного просмотра!
Фото Кристины НОВГОРОДОВОЙ.
- 0
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0