Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -16 oC

Что вы делаете, если случайно купили испорченный продукт? Идете в магазин и требуете заменить, либо вернуть деньги. В любом случае на вашей стороне есть закон о защите прав потребителей. А как быть предпринимателю, получившему большую партию некачественного товара? Как показывает практика, у нас на Севере такие случаи не единичны. Могут ли власти защитить местных предпринимателей?

Что вы делаете, если случайно купили испорченный продукт? Идете в магазин и требуете заменить, либо вернуть деньги. В любом случае на вашей стороне есть закон о защите прав потребителей. А как быть предпринимателю, получившему большую партию некачественного товара? Как показывает практика, у нас на Севере такие случаи не единичны. Могут ли власти защитить местных предпринимателей?

Вагон испорченной муки

С такой ситуацией столкнулась предпринимательница из Якутска Ольга Николаева, много лет занимающаяся оптовой торговлей продуктами питания — мукой, крупами, сахаром, макаронными изделиями, растительным маслом. То, что в торговом деле называется бакалеей, а сегодня еще и «социально значимыми продовольственными товарами». Она сотрудничает с городскими магазинами, налажены связи с предпринимателями из районов, которые охотно берут у нее товар. 

Поводом для обращения в редакцию стал недавний случай. В сентябре она получила вагон с мукой от поставщика — Топчихинского мелькомбината из Алтайского края. Вагон был старый, протекающий, без ремонта. Но видя его состояние, начальник склада принял решение его загрузить. Тем более, путь товару предстоял неблизкий. В итоге весь вагон с почти 20 тоннами груза пришел мокрый, мешки с мукой заплесневели, отсырели и фактически весь товар оказался непригодным к реализации. Ущерб составил более 700 тысяч рублей. 
«Сейчас в ходе разбирательства они мне говорят, что такой вагон им предоставили «Российские железные дороги». Но, извините, это ваши договорные взаимоотношения. Я внесла полностью предоплату за товар, за его погрузку, транспортировку до Нижнего Бестяха. Если бы мне сказали, приезжай сама, найди вагон, контейнеры, отгружай, я бы так и сделала», — рассказывает предпринимательница.

Возможно ли то, что в данном случае виноваты не поставщики, а транспортники, предоставившие необорудованные вагоны? Но почему в этом должны разбираться получатели, замечает Ольга Альбертовна. Кому-то этот случай покажется несущественным, мол, если есть договор, документы, то надо обращаться в суд и требовать компенсацию. По закону оно так, но те, кто сталкивался с подобным, знают, сколько времени, сил и нервов приходится тратить на судебные тяжбы. Поскольку случай показателен с точки зрения того, что в такой ситуации может оказаться любой предприниматель, вопрос здесь в другом - насколько не защищены его права? 

Поставщики диктуют условия

Хочется пойти навстречу людям, сделать ассортимент побольше, чтобы был выбор, говорит Ольга Альбертовна. Но дело в том, что в большинстве случаев наши предприниматели вынуждены годами закупать товар преимущественно у крупных поставщиков в разных регионах страны по 100%-й предоплате. Могли бы найти других, но дело в том, что на оптовом рынке очень много недобросовестных поставщиков, порой и просто фирм-однодневок, которые пользуются тем, что мы находимся за тысячи километров от них. Учитывая сроки транспортировки по железной дороге, перегрузку в том же Нижнем Бестяхе из вагонов в машины, переправу через Лену, товар на склад в Якутске попадет в лучшем случае через пару месяцев. А деньги за него уже уплачены. Нередки и случаи обмана.

— Я сама в 2015 году попала в такую ситуацию. Оплатила миллион триста тысяч рублей и меня, что называется, «кинули». Ни суды, ни ОБЭП, ничем меня не защитили и ни копейки я тогда не вернула. Еще был такой случай, когда предприниматель из Якутска закупил два вагона сахарного песка. Груз пришел, но в мешках был совсем не сахарный, а обычный речной песок. И тоже не удалось ничего найти. Другой также купил вагон гречки, она пришла мокрая, разбухшая. И ему тоже ничего не возместили. То есть я все это говорю к тому, что мы не защищены, — делится Николаева.

Если бы наши предприниматели имели возможность заключать договоры с 50% предоплатой или оплатой при получении груза, то ассортимент и цены в магазинах были шире. «Мы бы могли найти новых поставщиков и производителей, имели бы возможность торговаться. А так получается, мы работаем годами с одними и теми же оптовиками, которые знают, что нам деваться некуда, они и устанавливают свои правила и диктуют цены», — поясняет предпринимательница.

WhatsApp_Image_2024-10-04_at_15.56.07.jpeg

Что предлагают предприниматели Якутии?

Есть ли выход из такого положения? По мнению Николаевой нужно на законодательном уровне ввести практику по аналогии с эскроу-счетами, применяемыми сегодня в строительстве жилья. Счет эскроу — это специальный счет для безопасного проведения расчетов между покупателем и продавцом. Его еще называют условный счет, потому что он автоматически переходит от одного владельца к другому при наступлении определенных условий. Покупатель кладет деньги на счет эскроу, а продавец может их забрать, когда выполнит условия, заранее прописанные в договоре. Банк, как независимый посредник, следит за выполнением этих условий

«В этом есть свои плюсы. Во-первых, поставщик был бы заинтересован быстрее отправить груз, проследить за качеством, исполнением договора, во-вторых, у наших предпринимателей были бы гарантии, что они в установленный срок получат его. Кроме того, мы получим возможность закупать товар у различных поставщиков, договариваться по ценам», — предлагает Ольга Альбертовна. 

Сейчас же получается так — поставщик получил предоплату и буквально забыл. «У меня был случай, когда я закупила вагон риса на пять с лишним миллионов рублей, и он целый месяц простоял на путях неоформленным. И вот я в Якутске разруливаю по телефону ситуацию в Краснодаре. То есть мои средства вложены в товар, который я еще не получила, а у поставщика эти деньги уже крутятся», — говорит она. От этого не застрахован ни один предприниматель. Тем более, что сегодня те, кто работает в арктических, северных улусах пытаются закупаться сами в других регионах, комплектуя сборные контейнеры, исходя из своих объемов, минуя закуп в Якутске.  

Республиканские власти чем могут помогают предпринимателям, подчеркивает Николаева. При региональном Минтрансе работает оперштаб, где буквально в ручном режиме отслеживается движение железнодорожных вагонов, в период ледостава удалось договориться с речниками о скидках на паромной переправе для автотранспорта по перевозке социально значимых грузов. 

В конкретном случае с вагоном испорченной муки, который послужил поводом для обращения, Николаевой удалось разобраться самой. Предоставив фотографии, соответствующие акты приемки, оформив претензию, она смогла договориться с поставщиком о возмещении убытков. Немалую роль сыграло и то, что сотрудничество с ним продолжается уже много лет. Но это скорее исключение из сложившихся условий. 

Закон «О северном завозе» может помочь

Понятно, что инициатива о разработке механизма эскроу-счетов для защиты предпринимателей, занятых в торговле и осуществляющих деятельность на Крайнем Севере и в Арктике, требует законодательного решения. Одним из вариантов могли бы стать соответствующие поправки в федеральный закон «О северном завозе». Напомним, он определяет первоочередность завоза грузов в труднодоступные территории, а также возможность региональным властям предоставлять бизнесу бюджетные кредиты на закупку, а также на доставку этих товаров. В перечень включено семь категорий, более 160 наименований — от продуктов первой необходимости, лекарств до ГСМ и топливно-энергетических ресурсов.

С другой стороны, не отпугнет ли это поставщиков продовольствия от работы с северными предпринимателями? Вопрос сложный и здесь, главное, не перегнуть палку — можно сделать механизм эскроу-счетов добровольным, с учетом гарантий поставщикам и получателям. Необходимо принять во внимание, что чем больше регионов поддержат эту инициативу, тем больше вероятность принятия поправок. 

Мы направили запрос в парламентский комитет по предпринимательству. К сожалению, в министерстве никак не отреагировали. В ответе председателя комитета по предпринимательству Госсобрания Якутии Алексея Корнилова говорится следующее: «Та или иная порча груза при транспортировке может быть, как ошибкой отправителя, так и грузоперевозчика, поэтому в каждом случае, конечно, необходимо разбираться по-отдельности. Мы понимаем, что крупные компании откажутся работать по данной схеме, тем более в условиях, когда груз дойдет через 2-3 месяца.

Появлению эскроу-счетов при приобретении недвижимости предшествовало многолетнее ущемление прав обманутых дольщиков. Принятие Государственной Думой соответствующего закона - это огромная реформа на федеральном уровне.
В случае с поставщиками товаров, некоторые негативные последствия главным образом ощутимы предпринимателям дальних регионов. Данный вопрос стоит изучить и рассмотреть комитетом совместно с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества».

Соответствующий запрос о возможности законодательного решения вопроса будет направлен в Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия).

Фото предоставлено Николаевой О.А.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением