Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

Как известно, Указом Президента РФ Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как отмечается в Указе, он проводится «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Сегодня мы открываем рубрику, посвященную Году педагога и наставника в РФ, и первая наша гостья - педагог из далекого села Абый Абыйского улуса, отличник образования РС (Я), заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Абыйская СОШ имени д.т.н. Слепцова А.Е.» Любовь Черемкина.

Как известно, Указом Президента РФ Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как отмечается в Указе, он проводится «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». Сегодня мы открываем рубрику, посвященную Году педагога и наставника в РФ, и первая наша гостья - педагог из далекого села Абый Абыйского улуса, отличник образования РС (Я), заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Абыйская СОШ имени д.т.н. Слепцова А.Е.» Любовь Черемкина.

«Мечтала стать работником почты»

 - Любовь Ивановна, путь в профессию у каждого начинается по-разному. В вашем случае, что повлияло на выбор профессии учителя начальных классов?

- Да, действительно,он начинается по-разному. Что касается меня, то я с самого детствамечтала стать… работником почты, связистом. Когда училась в школе, помню, каждый класс имел подшефную организацию. Наш класс был прикреплен к отделению связи наслега.Мы всем классом ходили на почту,знакомились с работой почтальона, работника сберкассы, техника, оператора-связиста. Помогали сортировать почту, доставлять газеты, журналы, письма, продавали открытки. Вовремя летних каникул я работала почтальоном, а в старших классах мне доверили работу оператора. Мне все это очень нравилось, и я была готова выбрать профессию связиста…

Но случилось так, что в один миг мой выбор изменился – я решила поступить в педагогическое училище, на учителя начальных классов…

По традиции, в День учителя у нас в школе был «День дублера». И меня назначили учителем 2 класса. Это было первое мое знакомство с профессией педагога. К тому же, в то время моя сестра училась на 1 курсе педагогического училища, и мы с ней переписывались. Она писала мне как ей там нравится, чем они занимаются. Когда сестра приехала на каникулы, рассказывала о прохождении практики, о тренировочном лагере.И меня все это очень привлекло.Я очень уважала учителей, мне казалось, что учителя – это особенные люди, и не каждый может им стать. Но решила попробовать учиться на педагога, и, как видите, стала им.

Учила шестилеток

- Где вы учились, что окончили? В какой школе начали работать? Были ли у вас в то время наставники?

- Сразу после окончания школы в 1988 году я поступила в Якутское педагогическое училище №1, на школьное отделение. Получила специальность учителя начальных классов. А в 1999 году из-за проблемы нехватки учителей в северных улусах на филологическом факультете Якутского государственного университета организовали набор ускоренного курса по специальности «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы в иноязычной среде, с правом преподавания якутского языка и литературы» на базе учителей начальных классов, где я и отучилась. Через три года получила диплом о высшем образовании.

1 класс 1999 г 2

Моя педагогическая деятельность началась в 1990 году в Урасалахской средней школе Абыйского улуса – работала учителем 1 класса, класса шестилеток. Было очень трудно, на мне была большая ответственность, так как это был первый набор класса шестилеток в этой школе. Хотя назначенных наставников в ту пору у нас не было, но все помогали, советовали, делились своим опытом. Я очень благодарна опытной учительнице, очень доброму человеку Марии Дмитриевне Стручковой. Она стала мне близким человеком. За год своей работы, чуть ли не каждый день, я обращалась к ней с вопросами, за советом. Считаю ее своим наставником.

В системе образования – более 30 лет

- Получается, в системе образования вы работаете уже более 30 лет. А сколько за это время было ваших выпусков?

- Если быть точнее, мой педагогический стаж – 32 года, нынче 33-й год. Через год работы в Урасалахской средней школы по семейным обстоятельствам я перевелась в Абыйскую среднюю школу. Здесь у нас была уже другая система: с 1993 года в начальной школе было введено предметное обучение, кроме 1 класса. Вначале я работала воспитателем шестилеток, а затем - учителем 1 класса.

1 класс 1995 гjpg 1

В течение многих лет, из года в год, принимала малышей в 1 класс. Самую большую часть своей педагогической деятельности проработала учителем 1 класса. Между тем, по производственной необходимости работала завучем начальных классов, учителем якутского языка в среднем звене, по второй специальности - учителем технологии, учителем русского языка и чтения начальных классов. Так что, как таковых, полных выпусков начальных классов у меня всего два.

SONY DSC

«В профессии мне нравится все!»

- Что вам нравится в вашей профессии? Каковы трудности профессии?

- Учитель - это не профессия, а скорее всего, призвание. В профессии мне нравится все! Многие идут в профессию, чтобы передать свои знания и умения детям, участвовать в воспитании подрастающего поколения, быть значимыми,несмотря на все недостатки современной учительской профессии. Мы получаем ежедневное удовольствие от общения с детьми, от понятия того, что мы им нужны, от того, что передаем свои знания детям. Радуемся, вместе с детьми, их успехам, огорчаемся вместе от неудач. Приятно слышать слова благодарности, гордиться своими учениками. От постоянного общения с детьми, благодаря своей профессии, мы, можно сказать, не стареем (смеется). 

20150423 165230

К трудностям профессии, в первую очередь, можно отнести высокую ответственность в работе с детьми, возникающие стрессовые ситуации, постоянный контроль со стороны  надзорных органов, недоверие и строгий надзорпроцедуры проведения ВПР, ГИА. Утомляют бесконечные нововведения, постоянно меняющиеся требования, бесконечные и срочные отчеты, информации об обязательном участии, об обязательном проведении того или иного мероприятия, помимо наших запланированных. Все это не дает учителю учить детей.

В последнее время учитель никак не защищен. В обществе сложилось понятие, что у учителя есть только обязанности, а прав нет. Из-за этого снижается уважение и со стороны родителей, и со стороны учеников. Также, конечно же, нельзя не сказать о низкой заработной плате учителей, что на сегодня является важным фактором для привлечения молодых в профессию.

20180907 150109

Главные проблемы учителей Арктики

- Вот уже второй год вы работаете завучем. С высоты вашего опыта – насколько сегодня изменилась методика преподавания предметов? В целом, как сейчас работается сельскому учителю в арктическом улусе?

- У каждого предмета - свои особенности преподавания.А если взять в целом, то педагогика не стоит на одном месте и пополняется новыми методами и методиками обучения.  Методика меняется со временем, так как она связана со всеми аспектами жизни. Современная методика сильно отличается от традиционной. Основное и важное отличие заключается в том, что современный ученик играет центральную, активную роль в процессе обучения, он сам ведет познавательную работу. А в традиционной методике ученик играет пассивную роль – слушает рассказ и объяснение учителя, читает учебник. То же самое и с учителем. С развитием информационных технологий, множеством источников информации учитель исполняет роль консультанта, тьютора, навигатора, модератора, организатора и т.д. 

IMG 20221129 WA0048

Мы, сельские учителя Арктики, хотели бы идти в ногу со временем. Но неравенство доступа к скоростному интернету с учителями центральных районов, городов не позволяет нам применить информационные образовательные ресурсы в обучении и воспитании. А все предъявляемые требования к учителю связаны именно с этим. Из-за сложностей финансирования, высокой стоимости авиабилетов повышение квалификации, обмен опытом, распространение опыта,в основном, проходит дистанционно. А со слабым интернетом такое обучение, участие - малоэффективное.А такхотелось бы ездить на курсы, посещать другие школы, увидеть все своими глазами, вживую общаться с коллегами из других школ,чтобы повысить свой профессиональный уровень, развиваться.  На мой взгляд, это самые главные проблемы учителей Арктики.

Наряду с проблемами, конечно же, есть много положительного. Школа наша новая, каменная 2019 года постройки с современными оборудованными кабинетами, с удобствами. Под чутким руководством директора школы Бережновой Раисы Владимировны созданы все условия для работы, у нас сплоченный коллектив педагогов-единомышленников.Наши учителя, несмотря на трудности выбранной профессии, работают с большим энтузиазмом, стараются найти подход к каждому своему ученику, развивают их способности. Нас радует каждое достижение наших учеников, выпускников школы, педагогов.

IMG 20220521 WA0015

«Учителей не хватает почти во всех школах»

- Насколько эффективно работает программа «Земский учитель» в Абыйском улусе? Есть ли в вашей школе учителя, приехавшие работать по этой программе? В целом, идут ли сейчас в школы молодые учителя?

- Программа «Земский учитель» в нашем районе работает с 2019 года. В других сельских населенных пунктах есть учителя, работающие по этой программе, но их немного. А в нашей школе таковых нет, так как все наши учителя - местные кадры. По каждому предмету работают учителя, имеющие определенную специальность, даже учитель изо, учитель музыки.

А если взять район в целом, то учителей не хватает почти во всех школах. Молодые не идут работать даже по программе.Причиной тому являются высокая стоимость проезда, отдаленность населенных пунктов от центра района, проблема малой авиации во время отсутствия зимника, отсутствие удобств в домах и отсутствие скоростного интернета.

Основной состав наших педагогов – это местные кадры, выпускники нашей школы, которые обучались в педагогическом классеза счет часов элективных курсов, активисты школьного самоуправления без классного руководства, которое практиковалось в нашей школе в конце 90-х годов. Исходя из этого, думаю, для решения проблемы нехватки педагогов нужно организовать педагогические классы в сельских школах, чтобы заинтересовать старшеклассников профессией педагога.

20190901 111407

Не бояться трудностей! 

-Ваши пожелания молодым педагогам.  

-Молодым педагогам хочется пожелать не бояться трудностей профессии педагога. Ведь обучать и воспитывать молодое поколение – дело благородное. Сейчас учительство относится к числу наиболее востребованных и важных общественных профессий. Обязательно оценят труд учителя достойно. Любите детей, занимайтесь постоянным саморазвитием, самосовершенствованием, повышайте свой профессиональный уровень.

  • мои первоклассники 1мои ребята уже выпускники20190302 113731
  • 4
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением