В библиотеку как в аптеку
- Каков механизм воздействия чтения книг на психологическое и физическое здоровье человека?
Людмила Савич: – Библиотерапия – проверенное веками средство для оказания помощи человеку при стрессе, депрессии, сложностях во взаимоотношениях с окружающими. Книга помогает противостоять не только психоэмоциональным проблемам, но оказывает благотворное влияние на общее физическое состояние. Чтение – это большой эмоциональный и интеллектуальный труд. В процессе чтения в организме происходят сложные процессы. Это утверждение имеет под собой серьезную научную доказательную основу. Научно доказано и то, что читающий человек меньше употребляет лекарств, меньше подвержен риску болезни Альцгеймера, инфаркту и другим заболеваниям.
Айслу Мансурова: – Исследования подтверждают, что у тех, кто читает книги, мозг и память развиваются значительно лучше, потому что чтение – это логические построения: из букв надо сложить слово, из слов – предложение. И тогда происходит раскодирование смысла. Это сложный процесс.
- Значит, врач может назначить пациенту чтение той или иной книги?
Софья Заборовская: – Да, этим занимаются врачи, психотерапевты, библиотекари. Литература должна подбираться определенным образом. Это могут быть книги, герои которых попадают в ситуацию, в которой оказался пациент, или связанные с познанием самого себя, помогающие переосмыслить то, что происходит в твоей жизни. Важно, чтобы чтение не только было увлекательным, доставляло удовольствие, но и заставляло думать. Конечно, можно и самому подобрать для себя курс библиотерапии. Библиотечные работники разрабатывают специальные библиотечные указатели, чтобы читателям можно было сориентироваться в море литературы. В книжных магазинах стали появляться полки «Книги, которые помогают жить».
- Какие книги могут стать лекарством для души?
Айслу Мансурова: – Есть огромный массив литературы на любую сложную жизненную ситуацию: потеря близкого, разочарование в любви, болезнь – всегда найдется произведение, которое поможет эту ситуацию преодолеть. Это и мировая классика, поэзия, сказки, книги по популярной психологии, которых сейчас очень много, специальная литература. Главное, чтобы нужная книга попала в руки в нужное время.
Справка «КВ»
Проект Казанского государственного института культуры «Профилактика социально значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии» (акселератор «Цифровая арт-терапия») реализуется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
В ноябре прошлого года в рамках проекта кафедра библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем КазГИК провела тренинг по библиотерапии. В нем очно и в формате онлайн участвовали около 300 человек: студенты и преподаватели Казанского и Пермского институтов культуры, специалисты из Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра, Республиканской библиотеки для слепых и слабовидящих, Калининградской областной библиотеки.
Информационная зависимость: плюсы и минусы
- О вреде и пользе цифровых технологий говорят и пишут очень много, и все эксперты приходят к выводу, что надо стремиться к тому, чтобы подружить «бумагу» и «цифру»…
Людмила Савич: – В смартфоне сосредоточено так много всего: профессиональная информация, финансы, общение, работа, развлечения… Все настолько взаимосвязано, что невозможно однозначно сказать: это хорошо, а это плохо, это полезно, а это вредно. В цифровизации, безусловно, есть и плюсы, и минусы.
Все мы информационно зависимы. Когда информации недостаточно, человек ощущает себя некомфортно. Информационный голод приводит к стрессу, неврозу, депрессии.
Современные люди живут в беспрерывном информационном потоке. С одной стороны, мы ощущаем переизбыток информации, устаем от нее, испытываем так называемое информационное отравление, а с другой стороны, ее постоянно не хватает, потому что найти в этом потоке именно то, что нужно, очень непросто.
Казалось бы, гаджеты расширяют возможность общения, но с развитием технологий никуда не делась проблема одиночества. Наоборот, она только обостряется.
Айслу Мансурова: – Тут еще и другая проблема – человеку, который с раннего возраста видит только монитор компьютера, сложно контактировать с живым человеком. Он просто не умеет общаться. Да, сейчас самый лучший друг и советчик – смартфон. Отказаться от достижений современных технологий невозможно. Но надо искать возможности использовать их во благо человека и без вреда здоровью.
Софья Заборовская: – Студенты создавали стартапы. Они привнесли в библиотерапию свои креативные идеи с использованием современных цифровых технологий: создали библиотечное сообщество в социальных сетях, интерактивные курсы по изучению библиотерапии, несколько мобильных приложений, например «Приложение по библиотерапии для Android», «Читай и выздоравливай», «Библиотечный курьер», «Мультимедийный указатель «Библиотерапия для детей». И главное, все это внедряется в практику, потому что востребовано.
Во время тренинга студенты выполняли различные творческие задания. Они составили списки литературы, включающие художественную, психологическую литературу, книги по самопомощи, помогающей в решении различных психологических проблем. Это и зарубежная, и русская, и советская, и татарская классика, специальная литература. Книги собраны по темам, например, детские страхи, низкая самооценка, эмоциональная разгрузка и др.
Накопировал – не значит, что прочитал и понял
- Как научиться стать правильным читателем?
Айслу Мансурова: – Книгу никакими гаджетами не заменить. Не зря психологи советуют хотя бы за два часа до сна отключать компьютеры, телефоны, телевизоры и спокойно почитать бумажную книгу, пообщаться.
Развитие мозга, аналитические способности, скорость восприятия информации закладываются до 5 лет, поэтому именно в раннем возрасте важно читать с ребенком, разговаривать с ним. Если упустить это время, он уже не будет читателем. Он будет просто потребителем информации.
- Сегодняшние дети уже не воспринимают большие тексты, им не хватает на это ни терпения, ни внимания, ни времени…
Людмила Савич: – К сожалению, детям не прививают навык вдумчивого чтения: пролистали и побежали дальше. Так знания получить невозможно. Это только иллюзия, что ты усвоил информацию, которую так быстро пролистал, – информационный серфинг вместо познания.
Айслу Мансурова: – Скорость жизни действительно увеличилась. Нам приходится одновременно решать несколько задач, и эта многозадачность рассеивает внимание.
Как учились мы: брали тетрадь, ручку, шли в библиотеку, искали необходимую литературу, конспектировали главные мысли. И чтобы найти нужную информацию, надо было прочитать не одну книгу. Это была отличная тренировка аналитических навыков. А сейчас есть компьютер, есть функция «скопировать». И сегодняшние студенты говорят: «Я целую папку накопировал». Но он не вникает в содержание того, что накопировал.
Людмила Савич: – Чтение будет эффективным, целебным только при условии, что читаем, никуда не спеша, погружаясь в текст, может быть, с карандашом в руках, делая пометки. Именно так читали раньше. И этот опыт бесценен.
Книги – это на самом деле лекарство для души, поэтому они должны быть в каждом доме как аптечка. Читать, чтобы не болеть – это не просто слова. Читайте больше книг, чтобы быть здоровыми и благополучными.
Историческая справка
Библиотерапия известна с давних времен. Историки предполагают, что одной из древнейших библиотек было хранилище книг фараона Рамзеса II. У входа в эту библиотеку были высечены слова: «Лекарство для души». Чтение книг для лечения использовалось в разных странах Запада и Востока. В XIX веке шведский невропатолог Яроб Биллстрем определил библиотерапию как научную дисциплину. Наш земляк, уроженец Елабужского уезда, психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России Владимир Бехтерев в своих исследованиях определил влияние библиотерапии на физиологические и биохимические процессы в организме человека и включал чтение в комплексное лечение больных. Терапевтический эффект чтения использовался при лечении и реабилитации раненых бойцов в госпиталях в годы Великой Отечественной войны.
Научная методика лечения книгой была разработана педагогом и книговедом Агнессой Миллер и психотерапевтом Иваном Вельвовским в 60-е годы XX века. В данный момент Российской национальной библиотекой разрабатывается проект «Кабинет библиотерапии».
Ольга Иванычева, «Казанские ведомости»
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0