Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 10 oC

Не за горами новый учебный год, некоторые школы уже начинают готовиться к приему учащихся. Но в республике по-прежнему остается актуальной проблема нехватки педагогических кадров. По данным Министерства образования и науки РС (Я), к июлю 2023 года в регионе остаются вакантными более 1000 учительских рабочих мест. В причинах образования кадрового дефицита в сфере образования разбиралась газета «Ил Тумэн». 

Не за горами новый учебный год, некоторые школы уже начинают готовиться к приему учащихся. Но в республике по-прежнему остается актуальной проблема нехватки педагогических кадров. По данным Министерства образования и науки РС (Я), к июлю 2023 года в регионе остаются вакантными более 1000 учительских рабочих мест. В причинах образования кадрового дефицита в сфере образования разбиралась газета «Ил Тумэн». 

Молодежь не заинтересована

Ситуация с нехваткой кадров в школах с каждым годом нарастает. Молодые учителя идут на работу по специальности неохотно и с большим трудом закрепляются в сфере образования.Средний возраст школьного учителя, который начинается сегодня с 45 лет, это и подтверждает. 

На современном рынке труда сейчас можно найти разные варианты работ, на которых, в первую очередь, обратит внимание выпускник педвуза. Поэтому многие, в основном, после выпуска выбирают более прибыльные сегменты. 

Итак, почему обучившиеся пять лет в вузе, выпускники не идут работать по специальности? Причин тому много и самая главная из них - это низкая заработная плата, которая не соответствует объему работ. Действительно, кроме уроков, учителя должны еще заниматься бумажной волокитой, делать отчеты и подготавливаться к темам уроков. 

Помимо этого, учитель совмещает обязанности классного руководителя, а это ответственность, отдельный подход к каждому ребенку, подготовка к конкурсам, внеклассные мероприятия и коммуникация с родителями. 

Молодые специалисты, которые только пришли работать в школы, в основном, сталкиваются с проблемой взаимоотношений с родителями учащихся. Если опросить учителей, то многие скажут, что самое сложное – это найти подход к родителям. Ведь, к сожалению, в последние годы статус учителя очень сильно снизился. Некоторые родители могут позвонить поздно вечером, беспокоить в выходные дни. А если происходит конфликтная ситуация, то во всем виноват учитель. Такое испытание, порой, не может выдержать и опытный учитель.

Чтобы узнать мнение самой молодежи, мы взяли комментарий у нынешней выпускницы исторического факультета университета Полины Николаевой.

«По специальности я - учитель истории и обществознания, но пока идти работать в школу не собираюсь. Мне кажется, работа учителя сейчас совсем не перспективная, к тому же, зарплата маленькая. Конечно, есть вакансии в улусах, но большинство туда не хочет, потому что дороги и условия проживания оставляют желать лучшего. Большая часть моих одногруппников останутся работать в городе», - сказала она. 

Исходя из комментария, можно сделать вывод, что проблема, действительно, существует. Взгляды на жизнь у тех, кто родился в «нулевых», и тех, кто воспитывался в СССР, значительно отличаются. У современной молодежи совсем иное представление о жизни. Вряд ли люди, ценящие свой труд, согласятся на подобные условия работы. Отчасти из-за всего вышеперечисленного, сфера образования теряет талантливых и амбициозных людей. 

 

Нехватка в каждом районе

Хотя по всей республике достаточно высококвалифицированных педагогов, все равно наблюдается нехватка кадров в школах. Об этом говорит директор МБОУ «Абагинская СОШ имени А.Е. Кралина с дополнительным обучением предметов агротехнологического направления" Людмила Александрова.

28cf4b4a fb5f 4946 8d91 e1a90b90a93c

- На сегодняшний день в нашей школе не хватает учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы, биологии. Придут или не придут работать в район педагогические кадры зависит от многих факторов, допустим, у нас нет общежития, в котором могли бы проживать учителя. Когда звонят по вакансии, в первую очередь, спрашивают о благоустройстве. В этом году у нас очень часто выключали свет, бывало, даже в -50 сидели в темноте. Приехавшая к нам работать учителем биологии девушка сразу уехала, испугавшись этого. Нынешняя молодежь привыкла жить в комфорте, поэтому уезжать далеко от центра и жить в селе не планируют, - отметила она.

Директор школы также сказала, что профессия педагога очень трудоемкая, так как учитель должен уделять внимание не только ученикам, но и их родителям. Только что окончившие университет выпускники не знают всех тонкостей своей профессии, в связи с чем могут возникать некоторые трудности. 

- Сейчас статус педагога очень сильно занизили. Во всем правым сделали ребенка и родителя, но это ведь неправильно. Такой пример показывает школьнику, что плохое поведение может оставаться безнаказанным. Раньше ученики в школах даже в глаза учителю смотреть не могли, уважали и почитали. А сейчас педагог во всем виноват: не доглядел, не успокоил, не уделил должного внимания. Но ведь, в первую очередь, воспитание идет от семьи. Поэтому всегда и во всем обвинять только учителя плохо, это все потом отрицательно сказывается на педагогических кадрах. Некоторые просто не выдерживают такого напора и уходят, - отмечает директор школы.

Кроме того, она подчеркнула, что главное для привлечения кадров в образовательные учреждения – это хорошая материальная база, досуг и соблюдение трудовых прав. 

А по мнению директора МБОУ «Арылахской АСОШ им. Л. Попова» Сунтарского района Лидии Никитиной, молодые кадры набираются опыта, только спустя три года.image.jpeg

- Педагоги без опыта встречают трудности при подготовке детей к ОГЭ И ЕГЭ. Сразу после трудоустройства начинается подготовка к экзаменам, конечно, человеку без опыта приходится очень трудно. Плюс ко всему, как человек с сорокалетним стажем работы, могу сказать, что молодежь, по сравнению со старшим поколением, совсем неусидчивая и уровень ответственности тоже низкий. Но я не говорю, что все такие - хороших специалистов тоже много,- говорит она. 

Не все так безнадежно

Но не все так безнадежно. В этом мы убедились, поговорив с молодой учительницей из Усть-Алданского района Саргыланой Васильевой.

- Я окончила университет в прошлом году. Сейчас работаю учителем истории и обществознания в селе, - рассказывает она. - Изначально, после выпуска, я смотрела другие вакансии, но все-таки было жалко терять потраченное на учебу время. Сама я родом из Усть-Алдана, поэтому адаптацию прошла быстро. Из минусов могу сказать, что зарплата не соответствует работе. Меня сразу назначили классным руководителем, а это в разы увеличившийся объем работы и груз ответственности. Со временем, конечно, привыкаешь, но в первое время было трудно.

К тому же Саргылана подчеркнула, что та теория, которая дается в вузе, очень сильно отличается от практики. По ее мнению, многие молодые педагоги главных предметов встречают трудности в период сдачи в школах ОГЭ и ЕГЭ. 

- Мне было сложно подготавливать школьников к экзаменам, потому что не хватало опыта. Порой, сама сидела ночами и учила задания, чтобы дети смогли все сдать на 100%. Я планирую еще работать учителем, потому что очень сильно полюбила свой класс. Далеко смотреть в будущее не хочу, но довести своих детей до 11 класса планирую. В качестве совета молодым педагогам, могу сказать, что сфера образования не для каждого. Мне кажется, если вы совсем не хотите быть учителем, то не стоит. Лучше переучиться или найти себя в чем-то другом, - подчеркнула Саргылана Васильева. 

Итак, низкие зарплаты, отсутствие общежитий в районах, бесконечные нововведения в ФГОС – все это настораживает потенциальные кадры. Данная проблема будет существовать до тех пор, пока государство не доведет уровень оплаты в этой сфере до приемлемых показателей. Кроме того, нужно создавать необходимые организационные и мотивационные условия для профессионального роста и более быстрой адаптации в новом коллективе. Если этого не произойдет, то ничего не решится, у педагогов не будет стимула. С каждым разом уровень образования будет падать, а кадровый голод так и останется стоять на «мертвой точке». 

Фото из открытых источников

  • 7
  • 0
  • 0
  • 0
  • 1
  • 0

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site

Здравствуйте. Может, стимулом к работе в сельской школе стали бы подъёмные выплаты выпускникам вузов, пришедшим работать учителем. Оказывается, их давно не платят.

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением