Молодежь не заинтересована
Ситуация с нехваткой кадров в школах с каждым годом нарастает. Молодые учителя идут на работу по специальности неохотно и с большим трудом закрепляются в сфере образования.Средний возраст школьного учителя, который начинается сегодня с 45 лет, это и подтверждает.
На современном рынке труда сейчас можно найти разные варианты работ, на которых, в первую очередь, обратит внимание выпускник педвуза. Поэтому многие, в основном, после выпуска выбирают более прибыльные сегменты.
Итак, почему обучившиеся пять лет в вузе, выпускники не идут работать по специальности? Причин тому много и самая главная из них - это низкая заработная плата, которая не соответствует объему работ. Действительно, кроме уроков, учителя должны еще заниматься бумажной волокитой, делать отчеты и подготавливаться к темам уроков.
Помимо этого, учитель совмещает обязанности классного руководителя, а это ответственность, отдельный подход к каждому ребенку, подготовка к конкурсам, внеклассные мероприятия и коммуникация с родителями.
Молодые специалисты, которые только пришли работать в школы, в основном, сталкиваются с проблемой взаимоотношений с родителями учащихся. Если опросить учителей, то многие скажут, что самое сложное – это найти подход к родителям. Ведь, к сожалению, в последние годы статус учителя очень сильно снизился. Некоторые родители могут позвонить поздно вечером, беспокоить в выходные дни. А если происходит конфликтная ситуация, то во всем виноват учитель. Такое испытание, порой, не может выдержать и опытный учитель.
Чтобы узнать мнение самой молодежи, мы взяли комментарий у нынешней выпускницы исторического факультета университета Полины Николаевой.
«По специальности я - учитель истории и обществознания, но пока идти работать в школу не собираюсь. Мне кажется, работа учителя сейчас совсем не перспективная, к тому же, зарплата маленькая. Конечно, есть вакансии в улусах, но большинство туда не хочет, потому что дороги и условия проживания оставляют желать лучшего. Большая часть моих одногруппников останутся работать в городе», - сказала она.
Исходя из комментария, можно сделать вывод, что проблема, действительно, существует. Взгляды на жизнь у тех, кто родился в «нулевых», и тех, кто воспитывался в СССР, значительно отличаются. У современной молодежи совсем иное представление о жизни. Вряд ли люди, ценящие свой труд, согласятся на подобные условия работы. Отчасти из-за всего вышеперечисленного, сфера образования теряет талантливых и амбициозных людей.
Нехватка в каждом районе
Хотя по всей республике достаточно высококвалифицированных педагогов, все равно наблюдается нехватка кадров в школах. Об этом говорит директор МБОУ «Абагинская СОШ имени А.Е. Кралина с дополнительным обучением предметов агротехнологического направления" Людмила Александрова.
- На сегодняшний день в нашей школе не хватает учителей начальных классов, математики, русского языка и литературы, биологии. Придут или не придут работать в район педагогические кадры зависит от многих факторов, допустим, у нас нет общежития, в котором могли бы проживать учителя. Когда звонят по вакансии, в первую очередь, спрашивают о благоустройстве. В этом году у нас очень часто выключали свет, бывало, даже в -50 сидели в темноте. Приехавшая к нам работать учителем биологии девушка сразу уехала, испугавшись этого. Нынешняя молодежь привыкла жить в комфорте, поэтому уезжать далеко от центра и жить в селе не планируют, - отметила она.
Директор школы также сказала, что профессия педагога очень трудоемкая, так как учитель должен уделять внимание не только ученикам, но и их родителям. Только что окончившие университет выпускники не знают всех тонкостей своей профессии, в связи с чем могут возникать некоторые трудности.
- Сейчас статус педагога очень сильно занизили. Во всем правым сделали ребенка и родителя, но это ведь неправильно. Такой пример показывает школьнику, что плохое поведение может оставаться безнаказанным. Раньше ученики в школах даже в глаза учителю смотреть не могли, уважали и почитали. А сейчас педагог во всем виноват: не доглядел, не успокоил, не уделил должного внимания. Но ведь, в первую очередь, воспитание идет от семьи. Поэтому всегда и во всем обвинять только учителя плохо, это все потом отрицательно сказывается на педагогических кадрах. Некоторые просто не выдерживают такого напора и уходят, - отмечает директор школы.
Кроме того, она подчеркнула, что главное для привлечения кадров в образовательные учреждения – это хорошая материальная база, досуг и соблюдение трудовых прав.
А по мнению директора МБОУ «Арылахской АСОШ им. Л. Попова» Сунтарского района Лидии Никитиной, молодые кадры набираются опыта, только спустя три года.
- Педагоги без опыта встречают трудности при подготовке детей к ОГЭ И ЕГЭ. Сразу после трудоустройства начинается подготовка к экзаменам, конечно, человеку без опыта приходится очень трудно. Плюс ко всему, как человек с сорокалетним стажем работы, могу сказать, что молодежь, по сравнению со старшим поколением, совсем неусидчивая и уровень ответственности тоже низкий. Но я не говорю, что все такие - хороших специалистов тоже много,- говорит она.
Не все так безнадежно
Но не все так безнадежно. В этом мы убедились, поговорив с молодой учительницей из Усть-Алданского района Саргыланой Васильевой.
- Я окончила университет в прошлом году. Сейчас работаю учителем истории и обществознания в селе, - рассказывает она. - Изначально, после выпуска, я смотрела другие вакансии, но все-таки было жалко терять потраченное на учебу время. Сама я родом из Усть-Алдана, поэтому адаптацию прошла быстро. Из минусов могу сказать, что зарплата не соответствует работе. Меня сразу назначили классным руководителем, а это в разы увеличившийся объем работы и груз ответственности. Со временем, конечно, привыкаешь, но в первое время было трудно.
К тому же Саргылана подчеркнула, что та теория, которая дается в вузе, очень сильно отличается от практики. По ее мнению, многие молодые педагоги главных предметов встречают трудности в период сдачи в школах ОГЭ и ЕГЭ.
- Мне было сложно подготавливать школьников к экзаменам, потому что не хватало опыта. Порой, сама сидела ночами и учила задания, чтобы дети смогли все сдать на 100%. Я планирую еще работать учителем, потому что очень сильно полюбила свой класс. Далеко смотреть в будущее не хочу, но довести своих детей до 11 класса планирую. В качестве совета молодым педагогам, могу сказать, что сфера образования не для каждого. Мне кажется, если вы совсем не хотите быть учителем, то не стоит. Лучше переучиться или найти себя в чем-то другом, - подчеркнула Саргылана Васильева.
Итак, низкие зарплаты, отсутствие общежитий в районах, бесконечные нововведения в ФГОС – все это настораживает потенциальные кадры. Данная проблема будет существовать до тех пор, пока государство не доведет уровень оплаты в этой сфере до приемлемых показателей. Кроме того, нужно создавать необходимые организационные и мотивационные условия для профессионального роста и более быстрой адаптации в новом коллективе. Если этого не произойдет, то ничего не решится, у педагогов не будет стимула. С каждым разом уровень образования будет падать, а кадровый голод так и останется стоять на «мертвой точке».
Фото из открытых источников
- 7
- 0
- 0
- 0
- 1
- 0