Правильный выбор
- Прокопий Дмитриевич, давайте начнем с традиционого вопроса: кто вы и откуда родом?
- Я родился в 1982 году в Якутске, но все детство провел в селе Усун (I – Кюлетский наслег) Вилюйского улуса, которое считаю своей родиной. Проучившись там до 8 класса, перешел в Верхневилюйскую республиканскую гимназию имени Михаила Алексеева. По окончанию школы в 1999 поступил на исторический факультет ЯГУ.
После университета продолжил «грызть гранит науки» в аспирантуре Института гуманитарных наук Академии наук РС(Я). Но, возможно из-за того, что был тогда слишком молод для науки, там у меня не сложилось.
Иногда, я сравниваю себя с главным героем советского сериала «Большая перемена» - Нестором Петровичем. В фильме он как раз поступает в аспирантуру, а далее, разочаровавшись в личной жизни, идет работать учителем. Мне кажется наши судьбы похожи.
Как главный герой этого замечательного фильма, после своего неудачного опыта я поехал работать в малокомплектную школу села Теплый Ключ Томпонского района. Отработав там три года, приехал в Якутск и устроился в СОШ №33 имени Л.А. Колосовой.
Призвание с детства
- Почему вы решили стать именно учителем? Почему не пожарным, полицейским?
- Как уже упоминал ранее, я вырос в деревне. И там, несмотря на то, что в стране шли «лихие 90-е» и положение учителей в целом было не таким хорошим, авторитет учителя не подвергался сомнению.
К тому же перед моими глазами всегда был пример выдающихся учителей нашей Верхневилюйской гимназии. Мне удалось застать, во время обучения в гимназии, соратников Михаила Андреевича, с которых смело можно было брать пример.
Несомненно, учителя истории тогда сыграли глубочайшую роль при выборе моей будущей профессии. Один из них Николай Васильев - автор первого учебника по истории Якутии. А также Юрий Кынатов, с которым мы до сих пор поддерживаем связь. Можно сказать, что он мой наставник. В школьное время поражал нас энциклопедическими знаниями по своему предмету.
Кроме хороших историков у нас была замечательная учительница русского языка и литературы Ольга Шелекасова. На меня - человека, любящего читать, она произвела огромное впечатление. Обязательно стоит упомянуть нашего классного руководителя, учителя английского языка Светлану Ильину. Кроме того, что она замечательно вела свой предмет, Светлана Саввична восхищала нас своей неиссякаемой энергией. Еще раз повторюсь, мне очень повезло учиться в нашей гимназии, где профессионалов своего дела, кроме перечисленных, было очень много.
Плюс ко всему, в детстве я любил собирать вокруг себя всех детей со двора и организовывал игры. Заметив эти качества и оценив мое влияние на сверстников, родные говорили, что у меня есть задатки учителя. Видимо это все отложилось у меня в голове и привело к такому решению.
С детьми нужно дружить
- Что самое главное в профессии учителя?
- Любить своих учеников несмотря ни на что. Дети бывают разные, с разными жизненными ситуациями. И призвание учителя заключается в том, чтобы любить и понимать всех учеников. Со стороны это может звучать несколько высокопарно, но, как показывает практика, без этого человеку в школе очень сложно работать и реализовывать себя. Есть такое мнение - если молодой учитель продержался в школе три года, то что-то в нем все-таки заложено свыше.
- А у вас есть свой индивидуальный подход к ученикам?
- Профессия учителя очень древняя, поэтому сложно сказать, что я открыл что-то совсем новое. Но лично я стараюсь работать и строить взаимоотношения с детьми на доверии. Сразу скажу, что получить детское доверие не так-то просто. Такой подход не всегда может увенчаться успехом. Многие педагоги больше выстраивают отношения формального типа, с позиции учитель – ученик. А для меня комфортнее дружить с учениками (естественно в разумных пределах), понимать их и стараться быть на одной волне с ними.
- А что самое сложное в современной школе?
- Школьное образование всегда было и остается сложным явлением. Допустим, в наше время, я не побоюсь сказать, самое сложное - реакция со стороны родительской общественности. Молодым и неопытным педагогам сложно удержаться в школе, в том числе из-за этого. Со стороны родителей иногда могут быть предельно завышенные требования. Все это несколько отпугивает не только молодых, но и опытных педагогов.
- Как вы готовите школьников к ЕГЭ?
- ЕГЭ является одним из критериев по оценке работы учителя, следовательно, по данной теме ведется большая и серьезная работа. Подготовка идет по-разному, так как уровень восприятия школьной программы у каждого ученика отличается. Если это низко мотивированные дети, то естественно к ним подбирается другой подход и ставится совершенно другая задача. Самое главное со стороны учителя - дать понять и вселить надежду ребенку, что он на правильном пути.
- Как для вас проходит «Год педагога и наставника»?
- В последние годы уделяется большое внимание образованию. По всей республике в рамках программы «Модернизация школьных систем образования» идет ремонт школ на выделенные федеральные средства, что не может не радовать.
Второй момент, который я хотел бы упомянуть: учитель нашего региона в этом году попал в число лауреатов всероссийского конкурса «Учитель года». Эта тема мне очень близка, потому что в 2017 году я стал победителем республиканского конкурса и также участвовал во Всероссийском конкурсе. Долгие годы мы не могли попасть в число 15 лауреатов и очень обрадовались, когда наш коллега Иван Дьяконов вошел в заветную «пятнашку».
А также пользуясь случаем, хочу рассказать о нашей общественной организации «Клуб «Учитель года РС (Я)». Этот клуб объединяет талантливых учителей с разных уголков республики. В мероприятиях Клуба мы обмениваемся опытом, общаемся и держим связь между собой. Кроме того, таким образом учителя учатся друг у друга и выходят за рамки привычных им дел.
- А что вы имеете ввиду под «выйти за рамки»?
- Бывает так, что из-за каждодневной и обыденной работы учитель начинает терять мотивацию. И вот в данном случае, наше общественное движение и конкурс придают второе дыхание учителю. В процессе подготовки конкурсант саморазвивается, читает дополнительную литературу, обучается чему-то новому, общается с интересными людьми и коллегами и т.д.
Директор- главный рулевой
- Сейчас вы не просто учитель- предметник, а директор школы. Какие же обязанности лежат на плечах директора?
- Сразу скажу, что это достаточно сложно. Сейчас я больше рассказал о своей деятельности как учителя, но, учитель и директор - это совершенно разные профессии. И для того, чтобы стать хорошим директором, нужно время. Директор школы – главный рулевой. Он должен всё знать и видеть. Он должен понимать, что все зависит от него.
Я не скрываю того, что на данном этапе нахожусь в процессе обучения и становления. Встают вопросы по хозяйственной части, со всем этим рядовой учитель не сталкивается, поэтому ошибки иногда допускаются. Но вспомните пословицу: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Поэтому я считаю, что все в процессе, есть куда расти.
Кроме того, нашей школе постоянно уделяла внимание бывший депутат Ил Тумэна по Набережному округу Мария Христофорова. Ни одна памятная дата не обходилась без весточки от неё, также она помогала решать хозяйственные вопросы в школе и по округу, поэтому я считаю её большим профессионалом своего дела.
- И напоследок, какой бы вы дали совет молодым специалистам?
- Во-первых, я бы посоветовал им быть оптимистами. Естественно, в школе могут произойти разные ситуации, но не надо сдаваться сразу после первой трудной ситуации.
Во-вторых, надо быть интересным для детей. Для этого не стоит как-то себя переделывать, просто оставайтесь самим собой, но при этом найдите для школьников свой подход. Если не хватает профессионального опыта, то детей можно завлечь тем, что ты сам по себе интересный человек с интересными увлечениями.
В-третьих, не менее важный аспект - это умение учиться. Современный учитель учится вместе с детьми. Он находится в поиске новых методов, технологий, изучает опыт коллег, чтобы создать оптимальные условия для обучения детей.
- Прокопий Дмитриевич, спасибо большое за беседу. Желаем вам профессиональных успехов!
- 5
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0