Театр на подъёме
Уникальные люди к нам приезжают. И для них, и для нас фестиваль — величайшее событие. Среди почетных гостей — два сильных и очень известных баса: это фактурный Галицкий в «Князе Игоре» — Александр МОРОЗОВ из Мариинского театра, и Хан Кончак — Олег ДИДЕНКО из Москвы. А еще это великолепные итальянцы — дирижер из Италии Алессандро БИЧЧИ и чудесная Людмила КУЗЬМИНА с партией Розины в «Севильском цирюльнике». Это яркие, незабываемые москвичи Лариса АНДРЕЕВА из Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Ирина СУХАНОВА из музыкального театра «На Басманной» и другие.
Переговоры с приглашенными солистами в Москве вел продюсер Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств республики Алексей САДОВСКИЙ.
И вот что, на его взгляд, сейчас происходит в Якутске: «После показа спектакля "Нюргун Боотур" в Москве и Петербурге, якутский театр испытывает невероятный творческий подъёме, и мне кажется, он передается и на другие спектакли, поэтому я ожидаю от фестиваля "Ария Севера" больших художественных свершений».
Как и в каждом театре мира...
Главный дирижер театра Павел ВАСЬКОВСКИЙ отмечает: «Наш праздник музыки начинается с очень интересной и сложной эпической оперы «Князь Игорь», где представлены большой состав оркестра, оперной труппы и большие хоровые сцены». Спектакль, по словам дирижера, заряжает зрителя невероятной энергетикой — чего стоят одни Половецкие пляски, в которых задействован наш прекрасный балет.
«Наряду с операми в каждом театре мира есть оперетты. Такие как "Летучая мышь", "Сильва"...— говорит Павел Васьковский. — И мы давно хотели сотрудничать с дирижёром из Екатеринбурга, большим мастером Борисом Нодельманом. Это желание оказалось взаимным, и мы пригласили его на "Сильву"».
Не думайте, что оперетта — лёгкий жанр
По этому поводу замминистра культуры Марина СИЛИНА заметила: «Не думайте, что оперетта — лёгкий жанр, и там нечего петь. Оперетты бывают посложнее оперы. Помню, когда мы учились в Уральской консерватории, ходили и на оперу, и оперетту, и в филармонию. Свердловская оперетта славилась на весь мир, и вот сейчас к нам приезжает свердловский дирижёр!
А еще и московские артисты! Мы, помню, показывали на первом фестивале оперетту «Летучая мышь» — это было впервые, и нам было очень сложно: не было опыта говорить, танцевать и тут же петь. Мы же привыкли к исполнению в академической манере, а она более статична. А оперетта — это всегда движение, и это трудно. Тогда к нам — тоже впервые — приезжали коллеги из московской оперетты. Понимаете, это было такое проникновение в мастерство друг друга, взаимообогащение, такой большой мастер-класс. И мне кажется, что они что-то почерпнули у нас — в вокальном плане, а мы у них — умение двигаться, актёрские приемы...»
Можно и опередить выдающиеся и закостенелые оперные дома
Великолепный московский бас Олег ДИДЕНКО давно полюбился нашему зрителю, и это взаимно. «Для меня большая честь участвовать в спектаклях якутского театра, — ничуть не лукавя говорит Олег и объясняет: — У меня здесь сложились не просто товарищеские отношения с коллегами по сцене, но и дружеские. Удивительный человеческий фактор: в таком холодном крае живут такие замечательные тёплые люди. Я с воодушевлением еду в Якутск — словно к себе домой, а это край, далёкий от Москвы.
Якутия — замечательная земля, просторная, широкая, с историей, традициями. С удивительно вдохновенными лицами. Смотришь на человека и сразу же возникает ощущение каких-то славных у него исторических корней. И это доставляет мне огромное удовольствие.
Если говорить об оперных спектаклях, в которых я участвую, у меня, конечно, очень крутая задача: мне досталась одна из самых мощных и низких партий — партия Кончака в «Князе Игоре» и одна из самых высоких и лёгких, и колоратурных партий — это партия Бартоло в «Севильском цирюльнике». И всё это надо совместить в течение двух-трёх дней, перестроиться с одного на другое. Актёрски и технически эта задача для меня очень интересна. Это высокая планка, которую нужно преодолеть на должном уровне.
Я в первый раз оказался в Якутске восемь лет назад, и за это время почувствовал большой подъём якутского театра. Вот как окрыляет надпись, свидетельствующая о том, что население Якутии перевалило за миллион, так окрыляют и ощущения от взлёта театра. Якутские исполнители очень проникновенно относятся к своему делу. Они не из тех, кто отработал, посмотрел на часы и ушел. Это профессионалы, которые жертвуют ради театра своим личным временем. Мы, например, остаемся и продолжаем вместе репетировать дуэты, и я чувствую горящие глаза своих коллег, их любовь к музыке, к тем произведениям и образам, которые они играют. Это очень вдохновляет, потому что такое состояние может сильно опередить выдающиеся, но закостенелые оперные дома. И я очень рад, что мне удается принять участие в моменте расцвета оперного искусства Якутии.
И я, к тому же, готовился принять участие в опере «Нюргун Боотур», но судьба так сложилась, что я страховал, но не пел. И думаю, что всё произошло, как должно: эта опера сугубо национальная, очень глубокая, построена на эпосе, истории и мистике, которая складывалась веками. А влёт войти в то состояние и проникнуть корнями в глубину якутского эпоса, думаю, у меня бы не вышло. Просто по мистическим соображениям. Возможно, для этого нужно время...»
Как мы споем, так публика и воспримет
Солист Мариинского театра, заслуженный артист России Александр МОРОЗОВ приехал в Якутию впервые и первое, что бросилось ему в глаза, это дома на сваях.
«Сразу вспомнил школьный учебник по географии, — признался артист. — Наяву это увидеть было очень необычно. А второе, что удивило — двойные двери и тепло внутри зданий. И не подумаешь, что на улице бывает за минус пятьдесят. Все здесь сделано для людей.
Что касается фестиваля, колоссальная ответственность возникает, когда ты едешь на гастроли. Это ответственность перед собственной совестью. Ты не можешь допустить каких-то промахов, никакой расслабленности быть не должно: ведь ты представляешь Россию!
Исполняя шедевры наших великих композиторов, мы несем в массы большое искусство. Как мы споем, как сыграем, так публика и воспримет».
В доме Россини — как у себя дома
Людмила КУЗЬМИНА привезла в Якутск дух Италии: «Изюминка моего появления на якутской сцене в том, что я представляю оперу-буффа Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», и ощущаю двойную ответственность, потому что я живу в городе Пезаро, где родился Россини и в доме, где он жил. Я узнала об этом после пандемии в музее, где увидела фотографии...
Так что я вспоминала свою партию дома — в доме Россини. Ком к горлу подступал, как это возможно?! Я — певица из далёкой Якутии — учу эту партию в доме Россини и, как Розина, выхожу в тот момент замуж!
Сами понимаете, что вернуться в Якутск в таком качестве — очень волнительно...
Прекрасная возможность
Единственный оперный театр за полярным кругом, самый северный театр страны радует зрителей возможностью услышать лучшие голоса страны в операх русских и зарубежных композиторов. Осталось вспомнить, что идейными вдохновителями фестиваля были заслуженный артист РФ, профессор, дирижёр Евгений ХИЛЬКЕВИЧ и художественный руководитель театра Сергей ЧИГИРЁВ.
Фестиваль сразу привлёк к себе внимание. «Показать свой уровень и силу, и красоту оперного искусства — вот для чего проводятся такие фестивали, — считает Марина Силина. — Рада, что "Ария Севера" снова шагает на сцене оперы и балета и станет сосредоточием таланта и красоты, вдохновения и настоящей музыки».
Ура фестивалю на Севере! В добрый час!
Елена СТЕПАНОВА
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0