"Мы с вами продолжаем традиции целевой подготовки, которые в свое время были заложены командой первого президента Михаила Николаева. Матвей Васильевич - человек, который все это прошел в разном формате. В рамках межрегионального центра отраслевых проектов целевой подготовки мы сотрудничаем с компаниями, которые работают в разных субъектах. Также работаем с образовательными организациями, которые находятся в разных регионах для того, чтобы готовить кадры для республики. В рамках деятельности межрегионального центра мы пока его не открываем. Мы только к нему движемся», - отметил Михаил Присяжный.
3 основных направления работы
Первое направление работы – это взаимодействие с лучшими ВУЗ-ми страны по самым разным направлениям. На данный момент только в Иркутском политехническом обучается 396 выпускников школ республики Саха (Якутия). Это очень серьезный показатель. Это ведущий ВУЗ страны в данном направлении. Это сфера энергетики, ЖКХ, транспорта, горной промышленности.
Второй вид деятельности - встречи с ВУЗ-ми, которые проводятся в еженедельном формате. Такая планка ставится для того, чтобы знакомить с отраслями. Второе направление деятельности - это формирование проектирования отраслевых проектов целевой подготовки. Первый сегмент, который официально открывается, это проектная лаборатория.
Третье направление деятельности - это работа со студентами. Работа ведется не только с теми, кто получают меры поддержки, но и с нашими земляками, которые обучаются в разных городах.
После торжественного открытия состоялась коллективная работа «Перспективы развития транспортной отрасли в республике Саха (Якутия) в аспекте задач обеспечения реализации отраслевого проекта целевого обучения «Развитие кадрового потенциала транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутии: Железные дороги Якутии»
«У нас много отраслевых проектов, которые реализуются. Их 46 по разным направлениям. В этом году появилось несколько новых проектов. Например, проект «Речники». Впервые также появился проект «Аппарат мирового судьи». Они сами обратились с просьбой, чтобы им помогли. Также впервые в этом году Министерство внутренних дел попросило подготовить специалистов здесь в Якутске и Екатеринбурге. Сегодня мы концентрируемся на одном их отраслевых проектов - это железные дороги Якутии. Матвей Мучин с самого начала деятельности Департамента проводил совместно олимпиаду. Эту традиция продолжается по сей день», - отметил Михаил Присяжный.
Михаил Присяжный рассказал, что существует три крупных макрорегиона страны, где учатся целевики. Из них большая часть сейчас в ВУЗ-ах Дальнего Востока, 14 обучающихся находятся в Сибири, 17% - в центральной части России. Речь идет о тех, кто обучается с мерами поддержки со стороны республики. Существует 32 города-партнера и 121 образовательная организация-партнеры.
Отдел центра финансового сопровождения будет заниматься запросами по успеваемости, выплатами стипендий, приемом отчетных материалов, компенсацией расходов, проездов. Также создали кабинет для хранения архива, личных дел студентов. Семен Иванов будет возглавлять претензионную работу. В прошлом году 12,5 миллионов рублей было возвращено в бюджет республики. В этом году сумма 14 миллионов рублей.
По информации Михаила Присяжного за счет федерального бюджета в рамках контрольных цифр приема на территории республики обучаются 6078 студентов. Цифра значительно выросла за последние десять лет. В этом году ЕГЭ сдавали примерно 7800 ребят по республике. 6000 мест обеспечено только в ВУЗа-х на территории республики на бюджетные места.
Количество мест на территории республики по транспортной отрасли относительно небольшое. 195 мест, которые распределены в трех вузах: СВФУ, АГАТУ и Якутский институт водного транспорта. Важным моментом является планы набора. В прошлом учебном году были изданы решения Правительства республики. Общее количество мест для целевой подготовки с мерами поддержки от республики было определено в количестве 950 мест. ;52 места за пределами республики, 498 – на территории республики.
«Если в прошлом году было выделено 950 мест решением Правительства с мерами поддержки, то заявка на целевое обучение компании «Железные дороги Якутии» составляет 66 мест. Высшее – 56, СПО – 10. Несколько лет реализуется проект «Жатайская судоверфь». 52 места утвердили распоряжением Правительства, но при наборе получилось 9 мест. Имеется ряд причин. Во-первых, на технические специальности в этом году разрешили на выбор физику или информатику. Во-вторых, не хотят поступать только в Хабаровск. Когда ребенок выбирает железные дороги Якутии, и ему говорят надо ехать в Хабаровск, не все соглашаются на это. Дети хотят иметь определенный выбор. Мы тоже готовы это поддерживать со стороны республики. План приема не обозначает, что мы на 1 сентября принимаем , мы еще отрабатываем по дополнительному набору. 119 человек заключили целевые договоры из числа обучающихся на разных курсах. Соответственно в рамках отраслевого проекта у нас основные партнеры - ДГУПС и Хабаровский техникум железнодорожного транспорта» - рассказал Михаил Присяжный.
Руководитель отдела сопровождения целевой подготовки Сардана Белолюбская выступила с информацией о 5-ти отраслевых проектах: «Жатайская судоверфь», «Крылья Якутии», «Подготовка кадров дорожно-строительной отрасли для республики Саха (Якутия). «Речники» и «Железные дороги Якутии». Сардана Белолюбская рассказала о контингенте целевиков в рамках отраслевых проектов в сфере транспортного комплекса и дорожного хозяйства, об образовательных организациях-партнеров.
Председатель комитета Ил Тумэн по науке и образованию Антонина Григорьева поблагодарила участников коллективной работы за личный вклад в подготовку кадров для отраслевой экономики республики, а также по реализации в этой отрасли проекта «Образовательный сертификат» («СВО» и др.).
«Главное в системе целевого обучения - создать условия, чтобы будущий специалист пришёл на работу, к которой его готовили, а для этого должен быть другой уровень ответственности и работодателя, и региональных властей, и самого студента. На ближайшей сессии будет рассматриваться новый законопроект, разработанный народными депутатами РС(Я) В. А. Егоровым, З. Н. Никитиным, А.Н . Николаевым, И.И. Романовым, В.И. Фёдоровым, Т.Б. Шаровой и мною «О внесении изменений в Закон Республики Саха ( Якутия) «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования ». Он, если будет принят, введётся в действие с 1 мая 2024 года. В соответствии с изменениями заказчики обязаны размещать предложения о заключении договоров о целевом обучении на платформе « Работа в России» . В этой связи будут внесены изменения в перечень полномочий Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения. Также уточнены ответственность каждой стороны договора о целевом обучении по принятым на себя обязательствам, ответственность за неисполнение каждым его участником. Предлагаемый механизм позволит оценивать эффективность бюджетных вложений на подготовку квалифицированных кадров и влиять на обеспечение баланса рынка труда. Есть изменения в обязательствах по срокам осуществления трудовой деятельности гражданина, принятого на целевое обучение , - в течение не менее трёх и не более 5 лет. Важно, чтобы студент-целевик понимал, что ему гарантированы место работы, достойная зарплата, жилье и другие социальные гарантии от работодателя и республики, а региональные власти были уверены, что вложенные немалые средства не потрачены впустую. Тогда и проблема обеспеченности кадрами там,где это необходимо, особенно в сфере здравоохранения, образования, сельском хозяйстве, промышленности, будет решен», - отметила Антонина Григорьева.
«Единственный руководителем субъекта, кто во главу угла ставил образование, это Михаил Николаев. Мы должны выполнить заветы основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского. В 1992 году Михаил Николаев издал указ о центре подготовки кадров. Михаил Николаев часто встречался с ректорами ведущих ВУЗ-ов и аспирантами. Мы все должны поддерживать инициативу первого президента, - сказал Матвей Мучин.
Участники коллективной работы рассмотрели нововведения в нормативно-базовой базе целевого обучения, обсудили проблемные вопросы в практике организации целевого обучения, поделились опытом, обозначили основные тенденции подготовки кадров на условиях целевой подготовки для предприятий.
По итогам коллективной работы приняты рекомендации поддержать проекты, направленные на развитие кадрового потенциала транспортного комплекса и дорожного хозяйства, рассмотреть перспективы развития транспортной отрасли в республике.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0