Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 3 oC

27 июля в России отмечается День торговли. Какие изменения произошли в отрасли, в чем особенности ведения бизнеса в Якутии, с какими трудностями сталкиваются предприниматели? Об этом мы поговорили с членом Союза предпринимателей торговли и товаропроизводителей РС(Я), Совета общественных экспертов, руководителем оптовой базы «Тойон Ас» Ольгой Николаевой.

27 июля в России отмечается День торговли. Какие изменения произошли в отрасли, в чем особенности ведения бизнеса в Якутии, с какими трудностями сталкиваются предприниматели? Об этом мы поговорили с членом Союза предпринимателей торговли и товаропроизводителей РС(Я), Совета общественных экспертов, руководителем оптовой базы «Тойон Ас» Ольгой Николаевой.

Особенности Севера

— Ольга Альбертовна, сложно ли заниматься торговлей у нас по сравнению с другими регионами?
— Я восхищаюсь нашими предпринимателями! Ладно - в Якутске, а теми, кто работает на Севере, в Арктике. Как им приходится на свой страх и риск везти продукты в свои районы, несмотря на морозы, распутицу, бездорожье они обеспечивают население. Что бы ни говорили и как бы громко это не звучало — это патриоты. Наши климатические условия, тарифы на электроэнергию, тепло, огромные транспортные расходы, конечно, сказываются на ценах, но зачастую они сравнимы, а то и ниже, чем, скажем, в средней полосе страны. 
Взять те же транспортные расходы. Если привезти вагон с пшеничной мукой высшего сорта, то стоимость доставки до Якутска будет примерно 140 тысяч рублей, а вот если в этот же вагон доложить просто 1 тонну ржаной муки или тонну макарон, или крупы, то это уже будет считаться сборным грузом и стоить будет 265 тысяч.
Разница для кошелька жителя ощутимая, но такое удорожание непонятно, ведь мука, крупа и макароны по санитарным правилам могут транспортироваться и храниться вместе. И такое встречается повсеместно, когда груз отправляется на Дальний Восток. А для жителей Арктики эти важные продукты и вовсе получаются «золотыми». Справедливо? Нет, конечно. И это только один вопрос из тех, которые предпринимательское сообщество регулярно выносит на обсуждение с госорганами.
— Извечный вопрос, как влияет транспортная составляющая?
— Сегодня мы сталкиваемся с тем, что в наш регион очень тяжело идут вагоны. Как говорят железнодорожники, это связано с нехваткой провозных мощностей. Был такой момент, когда из-за этого у наших оптовиков закончился рис, три месяца его нигде в городе не было. Покупатели так и спрашивали у нас: «Куда вы его спрятали? Специально держите, чтобы цены поднять?». И никто не думал, какие убытки мы несем, потому что товар в пути, мы за него заплатили. Тем не менее, когда он пришел, мы не стали повышать цену, для того чтобы быстрее продать.
А добавьте к этой проблеме еще и сезонность, когда глубокой осенью начинаются паромные перевозки, и мы вынуждены возить товар небольшими партиями. Это тоже серьезные расходы. Именно по предложению предпринимателей-общественников в прошлом году нам удалось убедить Минтранс и Госкомцен установить «коридор» по летним тарифам для перевозки социально-значимых продуктов. 

Мы закупаем продукты за пределами республики и только по 100%-й предоплате. А учитывая наши отдаленность, сроки транспортировки, мы изначально находимся в неравных условиях. И тут есть риск, что тебя обманут. Таких случаев достаточно и бывает, что на очень большие суммы.

Я на совещании в Минпреде предлагала ввести систему эскроу-счетов в банке, на котором деньги от покупателя не переходят сразу продавцу, а блокируются до окончания сделки. Но для этого требуется разработать и внести изменения в федеральное законодательство. Нам, общественникам, это не под силу. Вот и получается, что все якутские оптовики практически привязаны к трем крупным поставщикам. Они и диктуют нам цены. А если бы была система эскроу-счетов мы бы смогли искать других поставщиков. 

77777_1.jpg

Об ограничениях и конкурентах

— Высока ли конкуренция сегодня? Кто-то думает, что торговля - самый простой и быстрый способ начать бизнес. 
— Город у нас небольшой, предпринимателей много и у нас здесь сложилась естественная конкуренция. Дело даже не в деньгах, а в репутации. Один-два раза обманул, и к тебе больше не придут, ты хоть как потом цены снижай.
Что касается прихода федеральных торговых сетей. Они постепенно к нам заходят: «Пятерочка», «Светофор», «Бристоль». Да, у них налажен маркетинг, своя система поставок. Но я, как рядовой покупатель, пока бы так не радовалась. Все-таки условия, в которых мы работаем, одинаковы. Мы, северяне, очень доверчивые, а здесь приходит крупный бизнес, у которого цель одна — получить прибыль.
— Сейчас проходит налоговая реформа, которая затронет и малый бизнес в связи с увеличением налоговых ставок, введением НДС. Так или иначе предприниматели будут вынуждены закладывать их в цену.
— Это скажется не только на ценах, а станет неким переломным моментом, когда многие просто уйдут в теневой бизнес. Тот же НДС удобен тем, у кого обороты в сотни миллионов, а для большинства представителей малого бизнеса это невыгодно.
Если учесть еще и разного рода регулирующие моменты, к примеру, со стороны того же Госкомцен в отношении торговых надбавок.

Хочу сказать, что у нас в республике еще низкие налоги. У нас гораздо большую долю в цене товара занимают транспортные расходы и коммуналка. В других регионах, я знаю, налоги выше, но у них и оборачиваемость товара быстрее, там мало кто закупает и возит вагонами, производители и поставщики рядом. 

Что касается торговых надбавок, то у нас определен перечень социально-значимых продтоваров, на которые они установлены. Выше цену мы поднять не можем. Но, смотрите, те же макаронные изделия или растительное масло есть разного ценового сегмента, качества, кто-то выбирает подороже, определенной торговой марки, но надбавки действуют на всю эту группу. Если сейчас максимальный размер надбавки составляет 15-20%, то предлагали установить вообще 1%. Тогда получается какой смысл торговать? Ведь товар надо привезти, хранить, платить налоги, зарплату продавцам. 

333_1.jpg

Общественная работа в дополнение к бизнесу

— Многие ностальгируют по советскому прошлому, когда хоть и не было такого разнообразия, но цены были доступные, все было регламентировано…
— Я, например, помню ужасный дефицит. Все продавали из-под полы втридорога и то, что называется, «по блату». Что было в этом хорошего? Сегодня есть выбор, ассортимент, конкуренция. Обратите внимание, что сейчас у нас круглый год можно купить овощи и фрукты.
Конечно, психологически вспоминается хорошее, а на самом-то деле не так уж весело было. Или взять ситуацию после развала Союза.

Я в торговле с 1995 года, и очень хорошо помню этот беспредел, причем не только со стороны криминала, но и государственных органов, когда царил хаос и мы практически не имели никаких прав. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Сегодня мы хоть и бодаемся с мэрией, спорим с министрами, но теперь нас слышат, в том числе и на уровне главы республики. 

2222.jpg

— Что вас подтолкнуло заняться общественной деятельностью? К тому же в прошлом году вы принимали участие в выборах в Якутскую городскую Думу. 
— Начну с того, что я организовала у себя в магазине «Полку добра», чтобы малообеспеченные, пенсионеры могли бесплатно взять продукты. Это было не для пиара, а потому что я видела, как тяжело приходится людям. И до этого помогала детскому дому, коррекционной школе, возила им продукты. Сначала сама заполняла эту полку, потом люди стали покупать и пополнять ее. Смысл этой акции был во взаимопомощи.
На это обратили внимание в «Единой России», поддержали меня, и я решила вступить в партию. С уверенностью скажу, что мы - единомышленники. Тогда же я стала членом Координационного совета по предпринимательству мэрии Якутска. В прошлом году участвовала в выборах в Гордуму, но для победы не хватило всего 74 голоса. Это был хороший опыт. Но скажу честно, подустала, потому что вести бизнес и заниматься общественной работой тяжело. 
— Что вас, как предпринимателя, занимающегося торговлей, волнует?
— Кадровый голод. Работников не хватает, причем всех уровней. Молодежь сегодня какая-то потерянная и в то же время безответственная. У меня было такое — приезжаю на базу, (это, чтобы вы знали, семь складов), а работать некому, ребята просто не вышли. Кто на охоту уехал, кто на сенокос, хорошо еще если кто-то в три часа ночи напишет и предупредит… И никакими договорами и штрафами ты его не удержишь. 
И вот еще мое мнение по соискателям - более 90% не нужна работа в принципе. И это не то, что огорчает, а скорее удручает. Неприятно, грустно видеть людей, чьи интересы ограничиваются только получением пособий по безработице, разного рода льгот. 
— В завершение разговора хотел бы узнать, какую помощь от государства ждут предприниматели?
— Знаете, о чем я хочу сказать — нам не столько нужна поддержка и помощь, а пусть оставят, как есть. Принято достаточно законов, требований, нормативных актов разного характера, которые мы и так выполняем. 
Пора менять отношение к предпринимателям, занимающимся торговлей. Пока еще живы стереотипы, мол, все они «барыги, торгаши». Но мы уже давно не такие. Сегодня в большей степени торговля - это социально- ориентированный бизнес. Мы также помогаем социальным учреждениям, поддерживаем наших бойцов на СВО.

Здесь, и особенно в арктических улусах, трудятся люди, чья цель не сверхприбыль и нажива, а обеспечение достойного уровня жизни населения в районах, где сам же предприниматель и живёт. Кто он, предприниматель? Это ваш сосед, друг, родственник, знакомый. Это такой же житель нашей республики, как и все. Это тот человек, который обеспечивает нынешний уровень благополучия населения. 

Фото из личного архива

  • 0
  • 3
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением