– Ваши работы чаще касаются социологии. Почему?
– Можно сказать, социологию я не выбирала, а она – меня, если говорить о подразделении, в котором я работаю. Здесь у меня есть возможность проводить исследования междисциплинарного характера, соединять социологию, психологию, педагогику, культурологию.
По содержанию своих учебных и научных работ, я постепенно расширяла сферу научных интересов. Поэтому сказать, что я ушла в социологию, наверное, было бы не совсем правильно. Тем более, что с каждой новой темой своих нынешних аспирантов приходится осваивать новые направления. Все исследования актуализированы реальными проблемами, существующими в обществе, поэтому социология образования и личности дает возможности для построения аргументации, а количественные методы исследования обосновывают полученные результаты. Все аспекты крайне важны для изучения и учета любого вопроса. Это как с организмом человека: попробуйте сказать, что какая-то его часть менее значимая, и не дай Бог, если она заболит, тогда вы узнаете ее истинное значение во всей своей системе!
– С какими профессорами и учеными вам довелось работать?
– Кандидатскую диссертацию я написала под руководством профессора Николая Дмитриевича Неустроева. Я ему очень признательна за то, что он всегда поддерживал мое научное развитие и никогда не пытался втиснуть в какие-то формальные рамки.
Руководителем моей докторской диссертации стала Тамара Комарова, уникальный педагог, создавший целостную систему художественно-эстетического воспитания дошкольников, ее программы внедрены во многих детских садах по всей России. Она обладает редким даром, что может раскрыть в аспирантах и докторантах те способности, о которых они сами не подозревают. Когда я сама стала руководителем, поняла насколько важно увидеть не только достигнутое человеком, но и представить на что он еще способен и мягко подвести его к новой ступеньке развития.
Конечно, хотелось бы вспомнить многих своих учителей, вложивших часть своей души в мою профессиональную подготовку. Часто вспоминаю слова доктора философских наук Тамары Михайловны Михайловой: «Если не успеваешь написать одну работу, поставь себе в план вторую». Ее курс по культуре умственного труда фактически для нас стал курсом по саморазвитию.
Постепенно благодаря людям, которые меня окружали, я все больше осваивала пласт гуманитарных дисциплин. В аспирантуру попала к заслуженному деятелю искусств РСФСР, члену-корреспонденту Российской академии художеств Иннокентию Афанасьевичу Потапову. Он не удивился моей попытке сменить направление и поддержал в начинаниях. Через полгода я представила автореферат будущей диссертации «Человек и природа в произведениях якутских художников». В моем понимании это был просто проект работы, но директору Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств Виктору Владимировичу Ванслову работа показалась завершенной. Он был очень удивлен, не найдя в ней списка опубликованных статей, но был готов взять к защите.
– Наверняка защитились успешно?
– Увы, эта идея не реализовалась: пришлось выбирать между оплатой, введенной за обучение во второй аспирантуре и новым проектом дистанционного обучения педагогов, который в конце 90-х гг. реализовывала Саха педагогическая академия. Выбор пал на второе. Мне нужно было за полтора года подготовить восемь кейсов, содержащих учебное пособие, хрестоматию и методичку. Это был очень интересный опыт, ведь в 1998 году в университеты пришел первый ФГОС, уделяющий больше внимания гуманитарным дисциплинам: «История мировых цивилизаций», «Культурология», «Религиоведение», «Мировая художественная культура», «Этика», «Эстетика», «Этнология» – и они читались для студентов всех направлений!
Учебников было мало, мы разрабатывали программу практически с нуля под новый стандарт. Наконец-то появилась возможность связать дисциплины, которые преподавали на разных курсах, и не просто повторять материл, а наоборот, использовать уже усвоенный. Интерес у студентов был колоссальный! По истории мировых цивилизаций мы даже проводили состязания внутри и между факультетами, команды боролись за каждые полбалла.
Кстати, еще тогда силами студентов мы впервые попытались создать электронный журнал, что в 90-е годы было сложно. Мы прописывали каждую страницу отдельно и было необходимо разбираться в программировании. Благодаря этому опыту в 1999 году я участвовала в первом всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года», где стала одним из лауреатов. Кстати, статьи и урок, подготовленные в рамках конкурса, до сих пор есть в сети.
– Расскажите о своем самом интересном исследовании…
– Исследование социокультурной адаптации молодежи. То было кросс-культурное исследование, в котором мы собрали уникальный материал опроса и тестирования более семи тысяч человек от 16 до 26 лет из Якутии, республик Тыва, Алтай и Хакасия. По результатам опроса мы подготовили три монографии, в которых говорим о социокультурных типах молодежи, учитывая этнический и региональный аспекты, объясняем мультикультурализм как социокультурный феномен. Это уникальное исследование сочетает методы социологии и психологии. А в основе анкеты лежит разработка кандидата философских наук В.Г. Костюка, которую он использовал при изучении молодежи еще в 80-х.
– Как вы думаете, чем отличается социум Новосибирска и Якутска? Может, они в чем-то схожи?
– Есть много общего между Якутском и Новосибирском – это развивающиеся общества с большим потенциалом, есть и общие проблемы. Молодое население этих городов предпочитает Москву, чтобы реализовать свои возможности и саморазвитие. Ведь для людей важно создавать условия не только для существования, но для осуществления их роста, профессионального и духовного.
Я бы сказала, что есть общее бедствие для всех регионов – это увлечение формальным подходом к подбору кадров и финансированию проектов. Из-за этого подхода сейчас образуется разрыв между поколениями: с одной стороны, весьма поддерживаемая молодежь, которая, кстати, уже привыкла к этому, и воспринимает поддержку как должное, а с другой – необходимость для более старшего поколения искать возможности, заметьте, не для самореализации, а хотя бы для трудоустройства.
Мы наблюдаем унизительные ситуации и в науке, когда действующие, активно публикующиеся ученые, вынуждены переходить на инженерные должности, чтобы просто сохранить рабочее место. И это не формирует позитивных настроений особенно у молодежи. Они видят, что их ждет после 45-50 лет, и перспективы отъезда для них уже становятся не такими призрачными. Сейчас имеет смысл создавать условия не только для закрепления молодежи на местах, но и людей среднего возраста, потому что если они уедут, то кто будет готовить молодежь?
– Как вы переехали в Новосибирск? Что вам больше всего здесь нравится?
– После окончания докторантуры в Москве меня пригласили в качестве доктора наук в исследовательский институт Академгородка в Новосибирске. Мне понравилась перспектива научного развития в рамках междисциплинарных исследований. Здесь у меня прекрасные учителя, мои коллеги: Всеволод Григорьевич Костюк и Галина Савитовна Гончарова. Всеволод Григорьевич – один из создателей «Факела» – общественной организации, которая заложила основы уникального духа Академгородка. Галина Савитовна – выдающийся математик, единственная оставшаяся от группы А.Ф. Феллингера, занимавшейся проблемой применения математических методов в гуманитарных исследованиях. За плечами этих людей экспедиции и исследования, проведенные по всей территории Сибири и Дальнего Востока.
– Яркие впечатления вашего детства?
– Говорить о месте своего детства, наверное, несколько сложно, потому что девять месяцев в году, всю туманную холодную зиму я была в Якутске, а летом уезжала к бабушке в Подмосковье, и потому наиболее яркими впечатлениями из детства остались летние. Позднее, когда я стала читать лекции по этнопсихологии мне очень пригодился этот жизненный опыт. Я считаю, что возможности видеть, сопоставляя разные культуры, не в оценочном ключе, а скорее в антропологическом – это путь к взаимопониманию.
– Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
– Они все биохимики. Отец Абрамов Алексей Федорович – доктор биологических наук, заслуженный деятель науки и лауреат Государственной премии РС(Я) в области науки и техники, который внес большой вклад в развитие республиканский сельскохозяйственной науки.
Мама, Жанна Альтеровна, родилась накануне войны в Ленинграде, где они остались с моей бабушкой. Дедушка воевал, служил в то время командиром эскадрильи 202 СБП и защищал город. В Москве они оказались уже после войны, мама работала в институте, где папа учился, а в 1964 г. они поженились и переехали в Якутск.
Мама всю трудовую жизнь в Якутии проработала в институте туберкулеза, в биохимической лаборатории. Моя сестра пошла по стопам родителей, ее кандидатская диссертация была посвящена ранней диагностике онкозаболеваний. Несмотря на то, что я не пошла в биохимию, могу сказать, все-таки продолжаю научные традиции своего отца. Папа всегда придерживается комплексного подхода в исследованиях, которые он осуществляет на стыке экологии, биологии, биохимии и медицины. И это дает ему возможность получать новые научные результаты. Видимо унаследованный от папы научный образ мышления мне очень сильно помогает.
– Скучаете ли по Якутии? Как часто приезжаете?
– Приезжала достаточно часто, пока были экспедиционные возможности и лекции, которые я читала в местных институтах. Сейчас в большей степени приезжаю навестить папу, который не может оставить своих учеников и соавторов из Якутии. Скучаю по воздуху Якутии… Могу точно сказать, что запах воздуха Якутска особенный, который чувствуешь, как только спускаешься с трапа самолета.
– Каким вы видите свое будущее через 10 лет?
– Загадывать на 10 лет очень трудно. Главное, хотелось бы не потерять интереса к тому, что делаю, чего всем желаю!
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0