Близко каждому якутянину
Тема северного завоза близка якутянам, как никакая другая, особенно в северных и арктических районах республики. Как правило, северный завоз в Якутии тесно связан, в первую очередь, с открытием навигации на Лене, пока остающейся крупной транспортной магистралью, связывающей республику с остальной частью страны. За нами только Магаданская область, Камчатский край и Чукотка. Из-за оторванности районов Восточной Сибири в транспортном плане известно выражение: «уехать на материк».
В Якутии на сроки открытия или закрытия переправы ориентируются, как правило, предприниматели, владельцы оптовых баз и магазинов и, наконец, простые жители, строя свои планы на отпуск или решая такие крупные вопросы, как строительство дома или ремонт квартиры. Потому что большинство стройматериалов не производящихся местной промышленностью завозится в навигацию. Даже деловая древесина с Ленска, Олеминска, Витима - все это завозится в Якутск с верховьев Лены. Отсюда образуются цены на все: от тушенки до капусты, не говоря уже о фруктах.
Снабжение Арктики
О необходимость разработки законопроекта о северном завозе говорили так давно, что многие уже забыли, когда был принят первый нормативно-правовой по нему. Но в органах власти в 90-е и в 2000-е годы, понимали, что северный завоз жизненно необходим и он был чуть ли не единственным по которому завоз и объем грузов был более или менее централизованным.
Проблему завоза в апреле этого года поднял президент Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктической зоны РФ.
- Закон должен отразить все аспекты, начиная от определения перечня грузов завоза и обеспечения их транспортировки до планирования реализации и контроля за исполнением всех этих мероприятий. Арктика должна быть снабжена всеми необходимыми товарами и услугами, причем в полном объеме, - подчеркнул президент страны.
Проект ФЗ о северном завозе поручено разработать и внести на рассмотрение весной 2023 года. В федеральное правительство он должен поступить к концу октября.
Каким будет северный завоз и в целом будущий законопроект говорили на Восточном экономическом форуме, прошедшем в начале сентября этого года во Владивостоке.
Наконец, разработчики ФЗ о северном завозе – Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Минвостокразвития и законодатели страны – сенаторы Совета Федерации, обсудили будущий закон в Якутии – регионе, на который приходится 50 процентов от всего объема северного завоза в РФ.
Это третье заседание Экспертной группы по разработке ФЗ по северному завозу и первое ее заседание в Якутске.
В заседании Экспертной группы приняли участие заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) республики Виктор Губарев и председатель постоянного комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров, сенатор Совета Федерации от республики Александр Акимов, зампред правительства республики Михаил Никифоров, министр транспорта Якутии Владимир Сивцев и другие.
- На данный момент получены порядка 50 предложений к законопроекту от 25 субъектов РФ. Все они проработаны, многие были учтены. Сегодняшняя задача – обсудить основные вопросы, поднятые регионами, - отметил первый замминистра Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов.
Поправки регионов
Проект федерального закона получил название: «О Северном завозе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)».
Первая группа замечаний и предложений коснулась критериев отнесения территорий к территориям северного завоза и к территориям с ограниченным сроком завозов. В ходе заседания были согласованы общие формулировки, которые максимально учитывают потребности всех регионов.
Было отмечено, что в рамках законопроекта также планируется дать право регионам вносить предложения по формированию перечня территорий, которые будут отнесены к территориям северного завоза.
Второй блок вопросов был поднят двумя субъектами РФ: Ненецким автономным округом и Республикой Саха (Якутия) – о расширении перечня грузов первой категории с приоритетностью по доставке и предоставлению федеральных мер поддержки.
По итогам рассмотрения принято решение сохранить ранее предложенный перечень без изменений, но при этом закрепить за каждым субъектом право на расширение перечня товаров данной группы для предоставления мер региональной и муниципальной поддержки.
Еще один блок связан с предложениями о переводе нормы по созданию стратегического запаса из императивного статуса в диспозитивный. То есть, субъект будет иметь возможность свободно распоряжаться данным правом. Такая норма была предложена в целях исключения дублирования полномочий и дополнительной административной и финансовой нагрузки на регионы. По итогам обсуждения он нашел поддержку у участников заседания. Было отмечено, что каждый субъект РФ создает резервы, исходя из своей логистики.
Замечания депутатов
Республика Саха (Якутия) на протяжении многих лет постоянно ставила вопрос о необходимости принятия федерального закона о северном завозе. Сегодня процесс разработки проекта федерального закона, благодаря поручению Президента Российской Федерации от 22 мая 2022 года, работе Минвостокразвития России, выходит на финишную прямую.
…Концепцией законопроекта основной транспортной схемой завоза продукции определен Северный морской путь. Однако основной завоз топливно-энергетических ресурсов, продовольствия и иных жизненно необходимых товаров в Республику Саха (Якутия) осуществляется через южный транспортный коридор – по железнодорожным путям до г. Усть-Кут и п. Нижний Бестях, далее по водным путям по реке Лена и северным арктическим рекам. Соответственно, через Северный морской путь поставляется не более 10 % от всего годового объема завоза грузов в республике, - сказал председатель постоянного комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике Павел Петров.
Таким образом, по мнению Павла Петрова, представленный вариант законопроекта не обеспечивает в полной мере достижение указанных целей, и в первую очередь именно в Республике Саха (Якутия), в силу климатических и географических особенностей.
Озвученные замечания – это только часть наших предложений к законопроекту. Мы также считаем важным внести некоторые поправки в части распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и регионами, процедуры закупки грузов (продукции) северного завоза, а также финансовой поддержки участников завоза. Сегодня в ходе заседания Экспертной группы по вопросам совершенствования системы осуществления завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) мы передали наши предложения руководителю данной Экспертной группы Гаджимагомеду Гусейнову, - заключил Павел Петров.
Он попросил занести в протокол заседания о необходимости рассмотрения дополнительных предложений Республики Саха (Якутия) в дальнейшей работе над законопроектом.
Как считает председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, после принятия законопроекта в первом чтении необходимо будет внести соответствующие поправки. Он также отметил, что все дополнительные предложения республики будут изучены и максимально отражены в законопроекте о северном завозе.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0