Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -15 oC

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13 декабря состоялось расширенное заседание Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам на тему «Актуальные вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)» под председательством Анатолия Артамонова, сообщает пресс-служба Ил Тумэна. 

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13 декабря состоялось расширенное заседание Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам на тему «Актуальные вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)» под председательством Анатолия Артамонова, сообщает пресс-служба Ил Тумэна. 

Заседание состоялось в рамках Дней Республики Саха (Якутия) в Совете Федерации.

С докладами выступили председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Юрий Николаев и первый заместитель Председателя Правительства РС (Я) Кирилл Бычков.

Юрий Николаев озвучил проблемные вопросы региона, связанные с рисками неисполнения плановых назначений по налоговым доходам бюджета, диспропорцией в дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы, обеспечением жильем детей-сирот, обеспечением инфраструктурой земельных участков многодетным семьям, значительными объемами расходов бюджета на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, лекарственным обеспечением, снижением объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ – регион сегодня испытывает недостаток средств на полное обеспечение возложенных на субъект расходных обязательств, и высокой стоимостью межрегиональных и внутрирегиональных пассажирских авиаперевозок.

Председатель бюджетного комитета парламента Якутии сообщил, что структура доходов бюджета региона отражает особенности экономики – преобладание добывающей отрасли в ВРП. Вследствие этого поступления в бюджет Якутии характеризуются высокой зависимостью от конъюнктурных колебаний на сырьевых рынках и курса рубля. Такие факторы как курс рубля, конъюнктурные колебания, влияющие на поступление платежей от крупнейших налогоплательщиков, являются труднопрогнозируемыми, особенно в условиях изменения текущей макроэкономической ситуации на фоне ограничительных мер в отношении Российской Федерации.

20221213152038 KVA 3400 1

Так, несмотря на положительную динамику поступления доходов в течение отчетного периода 2022 года существуют риски неисполнения плановых назначений по налоговым доходам бюджета Республики Саха (Якутия), обусловленные в целом текущей макроэкономической ситуацией в стране, а также принятием отдельных федеральных законов.

Так, Федеральным законом от 26.03.2022 №67-ФЗ отменено правило начисления положительных курсовых разниц по валютным обязательствам, при этом сохранено правило в отношении отрицательных курсовых разниц; Федеральным законом от 29.11.2021 г. № 382-ФЗ установлено распространение «нулевой» ставки в отношении имущества, входящего в Единую систему газоснабжения, на правоотношения с налогового периода 2017 года.

В связи с принятием данных федеральных законов по государственному бюджету Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2022 года возникла значительная сумма переплаты по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций на общую сумму 29 млрд. рублей.

Почти треть расходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) – 110 млрд. рублей - приходится на финансирование оплаты труда работников бюджетной сферы.

В последние годы одной из проблем является наличие диспропорции в дифференциации заработной платы «прочих» категорий работников бюджетной сферы. В текущем году регион пытался частично решить данную проблему, проиндексировав заработную плату «прочих» категорий с 1 января на 3,6% и с 1 апреля дополнительно на 6,4%. Указанные меры позволили увеличить разницу в оплате труда работников разных категорий, отразить различие в квалификации и сложности выполняемых работ.

Однако, с повышением с 1 июня 2022 года минимального размера оплаты труда на 10% на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 г. № 973 проблема нарушения дифференциации заработной платы прочих категорий вернулась.

МРОТ в Республике Саха (Якутия) с учетом районного коэффициента и северной надбавки в местностях с районным коэффициентом 1,7 составил – 38 198 рублей и в местностях с районным коэффициентом 2,0 – 42 781 рублей. Согласно официальным данным республиканского специализированного наблюдения численность работников бюджетной сферы - получателей доплат до уровня МРОТ по республике, увеличилась на 7 298 человек и достигла 36 592 человек.

Дополнительная нагрузка на бюджет республики 2023 года составит 4,5 млрд. рублей.

Следующей острой проблемой для региона является финансовое обеспечение обязательств по обеспечению жильем детей-сирот. Невозможность обеспечить в полном объеме необходимый объем средств приводит к нарушению прав детей-сирот. Например, В 2021 году при потребности 1 825,3 млн. рублей запланированы бюджетные ассигнования в сумме 751,8 млн. рублей (41,2% от потребности), в том числе 127,7 млн. рублей за счет федерального бюджета (7% от потребности).

В 2022 году предусмотрено 1 488,5 млн рублей, в том числе 203 млн. рублей из федерального бюджета.

Общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жильем в 2023 году составляет 567 детей-сирот. При потребности в 2023 году 2 200,7 млн. рублей из федерального бюджета выделено 126,8 млн. рублей, что составляет 5,7% от потребности. Исходя из возможностей государственного бюджета за счет собственных средств предусмотрено 218,9 млн. рублей.

Таким образом, без существенного увеличения поддержки из федерального бюджета выполнить обязательства государства перед детьми-сиротами не представляется возможным.

Не обеспечивается в достаточном объеме обязательства по обеспечению инфраструктурой земельных участков, предоставленных многодетным семьям. В 2022 году при потребности 2,9 млрд. рублей, в государственном бюджете предусмотрено только 152,2 млн. рублей.

Значительный объем расходов бюджета приходится на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Размер и порядок расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливаются федеральным законом. При этом, коэффициент удорожания стоимости медицинских услуг, применяемый для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, устанавливается федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и ежегодно увеличивается. В 2021 году эти расходы составили 9,3 млрд. рублей, в текущем году – 9,8 млрд. рублей, на очередной год запланировано- 10,5 млрд. рублей.

В связи с ежегодным ростом предусматриваемых субъектом бюджетных ассигнований на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения и значительной нагрузкой на бюджеты субъектов предлагаем рассмотреть вопрос о передаче полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на федеральный уровень.

На лекарственное обеспечение граждан в бюджете республики предусмотрено в текущем году 3,1 млрд рублей, из них на обеспечение граждан   с орфанными заболеваниями – 858 млн. рублей. Необходимо отметить, что часть лекарственного обеспечения по орфанным заболеваниям финансируется за счет федерального бюджета, другая (большая) часть – отнесена к полномочиям субъектов. Всего в настоящее время в регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, включено 190 человек, в том числе - 41 ребенок.

В связи с существенной финансовой нагрузкой на консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих орфанными заболеваниями, обусловленной высокой стоимостью лекарственных препаратов и ежегодным ростом численности больных (рост за пять лет в 1,3 раза), предлагается рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень расходные обязательства по лекарственному обеспечению все виды орфанных заболеваний.

Юрий Николаев сообщил, что, несмотря на положительную динамику поступления налоговых и неналоговых доходов, государственный бюджет испытывает недостаток средств на полное обеспечение возложенных на субъект расходных обязательств.

При этом с 2025 года ожидается значительное уменьшение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В текущем году были внесены изменения в методику распределения дотации в части расчета индекса бюджетных расходов, что привело к снижению дотации. Снижение объема дотации ожидается практически по всем субъектам Дальневосточного федерального округа.

«В связи с этим мы предлагаем обеспечить индексацию общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации не ниже фактической инфляции текущего года, а не прогнозируемой инфляции на очередной год, а также увеличить объем дотации по обеспечению мер по сбалансированности субъектов РФ для оперативного решения проблемных вопросов, возникающих в ходе исполнения бюджетов субъектов», - сказал парламентарий.

Вместе с тем, Юрий Николаев подчеркнул, что регион сегодня проводит взвешенную долговую политику, что позволяет оставаться в группе субъектов РФ с высокой долговой устойчивостью. Объем государственного долга Республики Саха (Якутия) на 1 ноября 2022 года составил 49,3 млрд. рублей или 32,6% к сумме утвержденных налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Все показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) находятся на экономически безопасном управляемом уровне - в рамках установленных ограничений и имеют достаточный резерв надежности.  

Также председатель комитета по бюджету парламента Якутии предложил рассмотреть возможность увеличения объема финансирования программы субсидирования межрегиональных пассажирских авиационных перевозок с учетом необходимости повышения доступности социально значимых перевозок, а также внутрирегиональных пассажирских авиационных перевозок субъектов РФ, на территории которых имеются труднодоступные районы.

Вопросы докладчику об условиях строительства моста через р. Лена, снятии ограничений по ИБР ОМС, обеспечению жильем детей-инвалидов, по переплате по налогу на прибыль задали сенаторы Евгений Савченко, Дина Оюн, Василий Иконников и Павел Тараканов.

Далее выступил первый заместитель Председателя Правительства РС (Я) Кирилл Бычков. Он обозначил проблемные вопросы Якутии, связанные с удорожанием угля, олова и повышением энерготарифов.

Одним из основных факторов роста цен на уголь является изменение ставки и методики расчета НДПИ на коксующий уголь с 1 января 2022 года. Ставка НДПИ на коксующиеся угли увеличилась в 5-6 раз, при этом 90% добываемых в Якутии углей – коксующиеся. И в первую очередь это негативно сказалось на предприятиях, поставляющих коксующийся уголь не для металлургии, а для объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики в Арктической зоне.

В частности, Кирилл Бычков привел пример Зырянского угольного разреза, добывающего коксующийся уголь марки «Ж» и являющегося единственным поставщиком угля для нужд арктических районов республики. 100% объема предприятия реализуется на объекты ЖКХ и энергетики, при этом добыча облагается повышенным налогом для премиальных марок в международной торговле. Однако, в ноябре 2022 года был принят Федеральный закон от 21.11.2022 N 443- ФЗ. В соответствии с которым, в период с 01 января 2023 года по 31 марта 2023 год налоговые ставки по НДПИ, определенные с учетом коэффициентов, будут увеличены на величину, равную 380 рублей за 1 тонну в отношении всех видов углей, за исключением угля бурого. Рост налоговых ставок составит в 2 раза по углю коксующемуся и в 13 раз по углю, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого. Последняя категория углей реализуется исключительно для объектов ЖКХ и генерации. Более того, увеличение налоговой нагрузки предлагается в 1 квартале 2023 года – в разгар отопительного сезона.

«В Якутии, регионе со сложными климатическими условиями, уголь является одним из основных видов топлива, используемого для нужд жилищнокоммунального сектора. Ежегодный объем для внутренних нужд Якутии на жилищно-коммунальный сектор составляет порядка 2,8 млн. тонн угля. Поэтому увеличение налоговой нагрузки помимо снижения поступления налога на прибыль организаций в региональные бюджеты, приведет к удорожанию 2 угля, поставляемого на внутренний рынок, и как следствие к увеличению бюджетных расходов», - подчеркнул докладчик.

В этой связи, Министерству финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части применения ранее действовавшего варианта налогооблажения добычи коксующихся углей для коксующихся углей, добываемых в Арктической зоне и используемых для обеспечения объектов ЖКХ и энергетики.

По олову – АО «Янолово» является единственным предприятием, которое ведет его добычу на месторождении «руч.Тирехтях». В 2021 году объем добычи олова составил 417 тонн, в 2022 году – 607 тонн. К 2027 году предприятие планирует выйти на проектную мощность добычи 3 тысячи тонн олова в год с увеличением количества работников до 375 человек. Весь объем добываемой продукции реализуется на территории Российской Федерации, что позволило осуществить импортозамещение олова в стране. Предприятие является резидентом Арктической зоны Российской Федерации. Для резидентов Арктической зоны Российской Федерации в отношении новых месторождений (участок недр, на котором степень выработанности запасов конкретного полезного ископаемого меньше значения или равна значению 0,001) установлен налоговый вычет по НДПИ в части твердых полезных ископаемых, при этом сумма налогового вычета не может превышать 50 % суммы налога, подлежащей уплате.

АО «Янолово» не применяет вышеуказанный вычет, поскольку степень выработанности на месторождении «ручей Тирехтях» составляет порядка 14%, но применяет «нулевую» ставку НДПИ, действующую по 31 декабря 2022 года включительно. При этом рентабельность добычи олова в Арктической зоне Якутии, учитывая снижение мировой цены, обменного курса доллара США к рублю и увеличение стоимости производственных издержек, достигается только при сохранении текущих налоговых условий (0% НДПИ).

На основании изложенного, Министерству финансов РФ предлагается рассмотреть возможность установления на период с 01.01.23 г по 31.12.32 г налогового вычета, предусматривающего уменьшение сумм исчисленного НДПИ при добыче олова на территории ДФО на суммы расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, с распространением указанного вычета на резидентов Арктической зоны РФ, осуществляющих деятельность по добыче олова на участках недр, степень выработанности запасов которых определенная по состоянию на 01.01.21 года, составляет менее 20 %.

Следующий проблемный вопрос, затронутый в докладе, связан с внесенными изменениями в порядок расчета средств Дальневосточной надбавки. В их рамках введен запрет на финансирование межтарифной разницы на электрическую энергию для населения за счет субсидии на выравнивание энерготарифов.

Ранее разница высоких тарифов дизельных станций 3 (средний экономически обоснованный тариф составляет 55 руб/кВт.ч. на 2023 год) и тарифов для населения (4,61 руб/кВт.ч.) компенсировалась за счет перекрестного субсидирования, и тариф для прочих потребителей составлял бы 85 руб/кВт.ч. При этом потребители такие тарифы не платили, так как Правительством Российской Федерации для них устанавливается базовый тариф в размере 7,39 руб/кВт.ч., разница компенсировалась за счет средств выравнивания тарифов от станций ПАО «РусГидро» в 1 и 2 ценовых зонах. То есть расчет размера субсидий осуществлялся ранее от тарифа 85 руб./кВт.ч. с учетом перекрестного субсидирования, а с 2022 года считается от тарифа 55 руб./кВт.ч. без перекрестного субсидирования населения.

В связи с этим у Республики Саха (Якутия) возникла необходимость финансирования разницы тарифов для населения в изолированных территориях энергоснабжения за счет средств регионального бюджета.

Размер необходимых для финансирования средств из регионального бюджета составляет на 2023 г. – 3,6 млрд руб., в 2024 г. составит 4,6 млрд руб., в 2025 г. – 4,7 млрд руб., в 2026 г. – 4,9 млрд руб., в 2027 г. – 5,1 млрд руб. При этом, по мере поэтапного отражения в статистике экономически обоснованного тарифа для населения согласно Методике выравнивания бюджетной обеспеченности по Республике Саха (Якутия) должен расти показатель «Стоимость ЖКУ для населения по экономически обоснованным тарифам в расчете на 1 кв.м. площади жилья», что должно сказаться на размере дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Саха (Якутия) и позволит к 2028 году исключить данный дефицит средств.

Вопрос предлагается решить в исключительном порядке через ежегодную финансовую помощь бюджету Республики Саха (Якутия) по годам в размере: 3,6 млрд руб. за 2023 г., 4,6 млрд руб. за 2024 г., 3,2 млрд руб. за 2025 г., 1,8 млрд руб. за 2026 г., 0,9 млрд руб. за 2027 г. как временную меру, предложил Кирилл Бычков.

20221213152042 KVA 3403

В ходе обсуждения постановочных вопросов Республики Саха (Якутия) сенаторы поддержали предложения региона.

Елена Перминова подчеркнула, что в ходе расширенного заседания Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам члены делегации Республики Саха (Якутия) затронули очень важные вопросы межбюджетных отношений и в целом социально-экономического развития региона и все они нашли отражение в общем проекте постановления Совета Федерации, который будет рассматриваться на пленарном заседании 14 декабря. В своем же решении Комитет СФ отразил вопросы налогового кодекса и межбюджетных отношений.

Вопрос по межрегиональным пассажирским авиаперевозкам сенатор порекомендовала рассмотреть сначала на Комитете СФ по экономической политике, а затем уже Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам может внести предложение в уточнение методики по дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Анатолий Артамонов по итогам обсуждения поручил заместителю директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Константину Цекоеву при расчете межбюджетных отношений учесть специфику региона и сообщил, что данное поручение будет отражено в решении комитета.

Он также отметил, что на трехсторонней комиссии в конце прошлого года Комитет СФ принял согласованное решение о том, что для тех регионов, которые имеют протяженные расстояния внутрирегиональных перевозок, будет внесено изменение в методику Министерства транспорта РФ при согласии Минфина РФ с соответствующими критериями о субсидировании. Однако, председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам констатировал, что данное поручение профильным министерством не выполнено и поручил принять меры по доработке документа.

Как сообщил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, проект постановления по правилам предоставления субсидий подготовлен, сегодня совместно с Минфином РФ обсуждаются цифры. В ближайшее время документ будет доработан и согласован.

Заместитель министра финансов РФ Ирина Окладникова отметила, что сегодня по поручению Президента РФ В.В. Путина действует дополнительная программа субсидирования на 100 млрд рублей, которая привязана к числу пассажиров. В связи с этим и была приостановлена разработка постановления о поддержке межрегиональных рейсов. Новая мера будет актуальной только по завершению действующей программы.

Николай Журавлев предложил рассмотреть данный вопрос по Якутии на заседании трехсторонней комиссии, планируемой на следующей неделе.

В Якутии живут в очень суровых климатических условиях и решение вопроса о субсидировании авиатарифов для них важно и не должно зависеть от накладки документов. В конечном итоге жители  республики должны получить возможность совершать перелеты по доступным ценам как внутри региона, так и за его пределами, подчеркнул Анатолий Артамонов.

В Минтрансе РФ на предложение сенатора сообщили, что вопрос о принятии решения по консолидации авиакомпании «Якутия» с дальневосточной авиакомпанией, которая сегодня занимается субсидированными авиаперевозками, будет поднят повторно и пообещали провести совместную работу с органами исполнительной власти республики.

По итогам обсуждения Комитет СФ подготовил предложения для включения в проект постановления СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)».

В частности, сенаторы рекомендовали Правительству Российской Федерации рассмотреть в ходе реализации Федерального закона о федеральном бюджете возможность увеличения в 2023 году общего объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом роста указанных расходов.

Предлагается внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до конца 2022 года проект федерального закона, направленного на совершенствование механизмов реализации жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Одно из предложений Комитета СФ касается проработки вопроса о распространении налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче кондиционных руд олова на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Дальневосточного федерального округа, предусмотренного проектом федерального закона № 249349‑8 «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятого Государственной Думой в первом чтении 8 декабря 2022 года, на резидентов Арктической зоны Российской Федерации, осуществляющих деятельность по добыче кондиционных руд олова на участках недр, степень выработанности запасов которых, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, составляет менее 20 процентов.

Также в решение Комитета СФ включено предложение рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования программы субсидирования межрегиональных пассажирских авиационных перевозок с учетом необходимости повышения доступности социально значимых перевозок, а также внутрирегиональных пассажирских авиационных перевозок в субъектах Российской Федерации, на территориях которых имеются труднодоступные районы, где воздушный транспорт является безальтернативным видом пассажирского транспорта.

Документ подписан и направлен в Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера для включения в проект постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)».

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением