Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 6 oC

Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение  которого через год оценит каждая семья. Сегодня мы говорим о законе, который сделает воспитание неотъемлемой составляющей образования  в детских садах, школах и учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Он был одобрен на пленарном заседании Совета Федерации 24 июля и вступает в силу с 1сентября этого года, но внедрить его требования  в учебные программы должны к следующему учебному году. Сегодня мы поговорим на страницах парламентской газеты с Феодосией Васильевной Габышевой, председателем постоянного комитета Государственного Собрания  (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций о том, как нравственные ценности будут закладываться в юные умы и какие требования должны выполнить учебные организации?

Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение  которого через год оценит каждая семья. Сегодня мы говорим о законе, который сделает воспитание неотъемлемой составляющей образования  в детских садах, школах и учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Он был одобрен на пленарном заседании Совета Федерации 24 июля и вступает в силу с 1сентября этого года, но внедрить его требования  в учебные программы должны к следующему учебному году. Сегодня мы поговорим на страницах парламентской газеты с Феодосией Васильевной Габышевой, председателем постоянного комитета Государственного Собрания  (Ил Тумэн) РС(Я) по науке, образованию, культуре, СМИ и делам общественных организаций о том, как нравственные ценности будут закладываться в юные умы и какие требования должны выполнить учебные организации?

В документе уточняется  понятие "воспитание" как деятельность, направленная  на развитие личности, создание условий для ее самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения  к культурному наследию и традициям многонационального народа России, к природе и окружающей среде.

- Феодосия Васильевна, какими методами и приемами будет достигаться эта высокая цель – воспитание гражданина?

- Закон, который внесен и обнародован  Президентом России Владимиром Путиным, уточняет понятие воспитания, конкретизируя, какие чувства и установки нужно прививать молодому поколению. Согласно ему школьникам и студентам на уроках и  лекциях будут объяснять, почему необходимо  уважать старших, честно трудиться,  бережно относиться к природе, изучать культурное наследие народов России, чтить подвиги защитников Отечества, соблюдать законы и, конечно, быть патриотами своей страны.

Этот закон  продолжает логику поправок в Конституцию Российской Федерации, которые определяют политику государства по отношению к детям. В новых положениях Конституции, в частности, отмечается, что государство должно обеспечивать всестороннее духовное, нравственное, физическое и интеллектуальное развитие детей, воспитывать в них патриотизм  и гражданскую ответственность. Воспитательная работа будет строиться на основе календарных планов и рабочих программ. Разрабатывать их школы и вузы должны самостоятельно, при желании к ним могут присоединиться ученики, их родители,  и образовательные организации обязаны считаться с их мнением.   

- Какие школьные дисциплины будут использованы  в воспитательной работе? В ходе обсуждения документа высказывалось беспокойство, что все сведется к военно-патриотической муштровке детей.

- Принятый сенаторами закон предписывает использовать в воспитательной работе потенциал всех учебных предметов. Воспитание должно быть на уроках истории, литературы, русского языка, родных языков, это должна быть комплексная работа. Конечно, лучший школьный предмет, который воспитывает патриотизм — это история. Министерство просвещения уже предложило примерную программу, которая работает по принципу «конструктора» - здесь и социальные школьные проекты, и дискуссионные площадки, и спортивные праздники, театры, музеи, выставки, совместные мероприятия с родителями. И, конечно, особая роль у классных руководителей: классные часы, совместные игры и тренинги с учениками, поддержка ребенка в трудных ситуациях... Школа может выбрать из этого «конструктора» именно то, что нужно ей. А от ненужного - отказаться.

- Как  не превратить воспитание детей в формализм и нравоучения? Потребуется ли подготовка учителей к новым задачам?

- Закон вступает в силу с 1 сентября этого года, но внедрить его требования в учебные программы  школы и вузы должны к следующему учебному году. И сейчас стоит задача сделать так, чтобы не превратить воспитание детей в формализм  и  нравоучения. Поэтому особого внимания требует подготовка учителей к новым задачам. Надо будет настроить педагогов, что они будут нести ответственность и за воспитание. Хотя учителя уже сегодня принимают участие в жизни и воспитании детей. В поурочных планах всегда содержатся наряду с учебными целями и воспитательные.  Ребёнок, начиная с семилетнего возраста, проводит пять-шесть дней в неделю по 6-7 часов в школе на протяжении 11 лет своей жизни. Школа для ребёнка становится вторым домом, а учителя — основными наставниками. Учителя — первые после родителей. Именно поэтому я думаю, что участие учителей в жизни ребенка немаловажно. Оно оказывает огромное влияние на формирование личностных качеств наших детей. Воспитательный процесс, прежде всего, строится на личном примере. Если учитель сам человек интеллигентный, цельный, умеющий справляться с трудностями жизни, умеющий быть добрым, когда очень хочется быть злым, умеющий сочувствовать и сопереживать, то он прямым или косвенным образом оказывает сильное влияние на формирование основных и важных качеств детей, которых он учит. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко призвала Минпросвещения позаботиться о том, чтобы процесс воспитания был интересным и современным: "Это очень серьезная работа. Или мы загубим ее в формализме и поставим галочку, или мы абсолютно по-новому, с учетом сегодняшнего развития нашей страны сделаем ее очень содержательной и эффективной".

- Как воспитывала детей советская школа?

- Концепция советской школы строилась на трёх китах: коллективизм, самоуправление, труд.  Надежда Крупская считала, что коллективные методы обучения помогают ребёнку осознать себя частью целого, но при этом и развить свои индивидуальные черты и навыки, а через самоуправление дети учатся брать на себя ответственность и сообща решать насущные вопросы.  

При школах создавали мастерские, учебные заведения прикрепляли к предприятиям, совхозам и колхозам, где дети могли на практике познакомиться с отраслями производства. Октябрята и пионеры брали шефство над стариками и детьми, озеленяли города, убирали в парках, собирали металлолом.  Важным принципом воспитания была связь школы, общества и семьи. На классных руководителей прямо возлагалась задача добиваться «единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи». Этот пункт отражён в Уставе средней общеобразовательной школы, утверждённом Советом Министров СССР 8 сентября 1970 года.

Впрочем, порой воодушевляющие инициативы советского руководства скатывались к пустой формальной работе и откровенной «обязаловке». Не в последнюю очередь это сказалось на том, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 1992 года, а затем и в новом законе от 2012 года функция воспитания в образовательной системе была практически выхолощена. Задачи по формированию духовно-нравственной личности ставились только в общих требованиях к содержанию учебного процесса, и практически нигде не раскрывались.

- Не будет ли излишней бюрократической нагрузки на школы?  Что  написано в новом законе об этом?

- Закон о воспитании вступит в силу с 1 сентября 2020 года. У школ, колледжей и вузов будет год (до 1 сентября 2021 года) на то, чтобы скорректировать свои образовательные программы в соответствии с новым законом. В них нужно будет включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы. Министр просвещения Сергей Кравцов говорил о том, что усиление воспитательной составляющей в школах не приведет к увеличению отчетности для учителей. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями.

 - Будут ли ставить оценки за патриотизм?  Какие будут критерии оценки патриотичности учащихся? 

- Детей научат быть патриотами без формальностей и не ставя оценок за "успехи в патриотизме", да и отдельного урока по воспитанию не будет. В школах появятся новые программы воспитания учеников: интересные, неформальные, которые действительно помогут ребятам гармонично войти в жизнь современного российского общества. Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования.

- Почему закон так важен? Как приняли (примут) его в педагогическом сообществе Якутии?

- Воспитание - зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании. Родители эту инициативу очень поддерживают. Но нужно понимать, как именно школа будет воспитывать: насколько это современно, интересно и понятно детям. Еще один важный момент - школа и родители должны работать вместе, договориться, какие ценности они будут транслировать. Скоро начнутся родительские собрания - неплохо было бы на них обсудить, как мы будем воспитывать гражданскую идентичность, патриотизм. 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Общество

Үлэ киһитэ Дмитрий Саввин

“Үлэ киһитэ” бириэмийэны ыраах Аартыка улууһуттан сылдьар үлэһит, хара тыа ыллыктарын…
02.05.24 09:54