На «круглом столе» были обсуждены вопросы сохранения уникальной культуры и традиций народов Арктики, наследия Арктики как основы воспитания подрастающего поколения и объединения общества, вопросы организации досуговых активностей для жителей регионов Арктической зоны РФ, а также рассмотрены культурные и творческие проекты для жителей северных регионов.
Модератором «круглого стола» выступила член Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию и культуре Р.Ф. Галушина.
В обсуждении приняли участие председатель Межрегиональной ассоциации холодового плавания России, президент Амурской региональной общественной организации «Федерация «Аквайс-спорт» А.В. Брылин, продюсер проекта «Неизвестные герои Севера» Б.Г. Дворкин, начальник отдела непрерывного образования коренных малочисленных народов Севера Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.Б. Костылева, координатор Кольского экологического центра Е.Н. Кругликова, председатель Региональной общественной организации «Арктический центр наук и искусств» В.Б. Лукина, представитель Омской области при Правительстве РФ Н.В. Новиков, директор по культурным и общественным проектам Национального туристического союза А.Л. Рудковский, куратор проекта «Арктикаметрия» В.А. Толкачева, директор АНО «Центр развития социальных проектов Печенгского района «Вторая школа» А.В. Фоменко, а также заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Михаил Погодаев.
Темой выступления Михаила Погодаева стали региональные проекты Республики Саха (Якутия) по поддержке устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.
Выступление заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Михаила Погодаева на «круглом столе» «Созидание и объединение: арктические культурные, социальные и просветительские проекты»:
Уважаемые участники «круглого стола»!
Выражаю благодарность организаторам за возможность выступить на «круглом столе», важность и актуальность которого трудно переоценить. Мы все прекрасно понимаем, что какие бы хорошие законы, программы, документы по развитию Арктики не принимались органами власти всех уровней, без жителя Арктики они так и останутся на бумаге. В этой связи, расскажу о некоторых проектах Республики Саха (Якутия) по поддержке устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера.
На территории Республики Саха (Якутия) проживают более 970 тыс. человек, а площадь ее территории составляет более 3 млн. квадратных километров (по площади территории мы одинаковы с Индией, где проживает 1,3 млрд. человек).
У нас проживают 16% коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России – это 39 936 человек.
Справка: 21 008 эвенков, 15 071 эвенов, 1281 юкагир, 1906 долган, 670 чукчей. Родным языком владеют 6,4 % эвенков, 20,4 % эвенов, 96,8% долган, 23,9% юкагиров, 42,8% чукчей.
В перечень мест традиционного проживания малочисленных народов входят 70 населенных пунктов 21 района Республики. Решениями органов местного самоуправления образованы 62 территории традиционного природопользования (ТТП) местного значения. Количество кочевых родовых общин малочисленных народов составляет 201 община.
В 2020 году в Якутии была утверждена Стратегия развития социально-экономического развития Арктической зоны на период до 2035 года, также действует госпрограмма «Развитие Арктической зоны и коренных малочисленных народов Севера Республики».
О проекте «Молодой оленевод».
В этом году в республике начала свою реализацию программа «Молодой оленевод», которая предполагает выделение оленеводам в возрасте до 35 лет одного миллиона рублей на улучшение жилищных условий. Программа позволяет начать строительство собственного жилья или купить его на вторичном рынке.
Для этого нами были предусмотрены средства в госпрограмме по развитию Арктической зоны Республики, а также утвержден порядок предоставления этих социальных выплат.
На сегодняшний день в Республике в 21 районе – в местах традиционного проживания малочисленных народов – осуществляют свою деятельность 236 молодых оленеводов в 48 оленеводческих хозяйствах, в том числе на территории Арктической зоны Республики – 164 молодых оленевода. К ним относятся лица не старше 35 лет со стажем работы в отрасли оленеводства не менее 4 лет.
Целью программы является привлечение молодых кадров в отрасль оленеводства, улучшение их жилищных условий. В 2020 году – 11 молодых оленеводов получили выплаты на приобретение или строительство жилья.
Данный проект был с воодушевлением воспринят молодыми оленеводами. Исходя из насущной потребности принято решение, начиная со следующего 2021 года, расширить географию действия проекта и включить в него все места традиционного проживания малочисленных народов. Таким образом, каждый молодой оленевод Республики получит возможность улучшить свои жилищные условия.
Справочно: Минимальная потребность нашего региона при возможной поддержке данного проекта на федеральном уровне составляет 21 млн. в год. Общая потребность составляет 225 млн. рублей (на Арктику 153 млн. рублей).
При этом, чтобы удовлетворить всю имеющуюся потребность по поддержке молодых оленеводов, программа «Молодой оленевод» должна наращивать объемы из года в год. Для этого необходимо увеличивать финансирование программы в последующих годах. Также отмечу, что ведется работа над тем, чтобы программа получила софинансирование на федеральном уровне и была включена в федеральную программу поддержки традиционной деятельности малочисленных народов в Арктической зоне России, которая разрабатывается Агентством по развитию человеческого капитала.
О состоянии образования в АЗ РС (Я).
На сегодня мы все, в особенности те, кто проживает в арктических регионах страны, видим, что проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды в Арктике, далеки от окончательного решения. Разрешите кратко ознакомить с нашими практиками в данной отрасли.
К Арктической зоне в Республике отнесены территории 13 муниципальных районов. В этих муниципалитетах функционируют 98 школ, 83 детских сада, 1 колледж (Арктический колледж народов Севера) и 1 Центр подготовки рабочих кадров «Арктика», охватывающий 3 района (Верхоянский, Жиганский, Булунский).
Справочно: детские сады Арктических районов посещают 6 041 ребенок, в школах обучается 10 636 школьников. В учреждениях СПО обучается 257 студентов (из них за счет бюджета обучается 231 студент, по договору 26 человек).
Система образования республики включает 802 детских сада, 641 школу, 43 учреждения среднего профессионального образования и 6 вузов.
Общая численность детей дошкольного и школьного возраста в республике составляет 231 151 человек (83 дошкольного возраста, 148 школьного возраста), из них в арктических районах проживает свыше 20 тыс. детей, в том числе 9 тыс. детей КМНС.
Особое внимание также необходимо уделить вопросу по родным языкам малочисленных народов.
В настоящее время в республике проживают более 126 национальностей, в том числе якуты (48,7%), русские (36,9%), украинцы (2,12%), представители коренных малочисленных народов Севера: эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи.
В соответствии с нашим региональным законом «О языках» эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский признаются местными официальными языками и используются наравне с государственными – русским и якутским.
В 37 общеобразовательных организациях 19 муниципальных районов республики изучают родные языки малочисленных народов. В этих школах 2392 учеников изучают языки малочисленных народов Севера.
В настоящее время 35 детских садов республики внедряют этнокультурный компонент малочисленных народов Севера, из них эвенский – 16, эвенкийский – 14, юкагирский – 3, чукотский – 2. Изучают свой родной язык 778 дошкольников.
Основной проблемой в этом вопросе является отсутствие учебников по родным языкам и литературе, включенных в федеральный перечень учебников.
С 1999 года в республике функционирует «Экспериментальная школа-интернат «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля, где осуществляют обучение детей малочисленных народов по программам повышенного уровня. Здесь учатся дети также и из соседних регионов страны (Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Республика Бурятия).
1 сентября 2020 года открылась Международная Арктическая школа. Здесь дети, наряду с программами международного бакалавриата и углубленным изучением иностранных языков, по выбору изучают языки и культуру коренных малочисленных народов Севера.
МАШ рассматривается как уникальная перспектива для построения новой парадигмы арктического образования на основе международных подходов к содержанию и результатов образования и воспитания. Мы должны обеспечить конкурентоспособность детей на мировом уровне, начиная с олимпиадного движения, обучения в престижных профессиональных учебных заведениях, заканчивая рынком труда.
Следующий проект – это комплексный проект «Дети Арктики», который реализуется с 2017 года совместно с Федеральным агентством по делам народов, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера России и пятью субъектами Арктической зоны, Канадой и Финляндской Республикой в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию при Арктическом совете.
Цель данного международного проекта – это установление эффективного информационного обмена, оценка лучших практик в сфере подготовки детей к школе. Планируется, что проект «Дети Арктики» станет одним из ключевых в преддверии председательства России в Арктическом Совете в 2021 году.
На сегодняшний день мы ставим вопрос о необходимости разработки комплексной федеральной программы «Дети Арктики» или включения проекта «Дети Арктики» в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
Основными направлениями данной подпрограммы могут быть:
1. Оздоровление и отдых детей Арктической зоны России.
Справочно: необходимо предусмотреть федеральное государственное субсидирование в части оплаты расходов на проездные расходы от места жительства до места отдыха и обратно, 50% оплаты затрат на оплату путевок. Из регионального бюджета будет обеспечено 50% затрат на оплату путевок и расходы на участие сопровождающих лиц.
2. Участие одаренных детей во всероссийских и межрегиональных олимпиадах и творческих конкурсах,
Справочно: так как участие детей арктических районов в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по 22 общеобразовательным предметам с каждым годом уменьшается по причине отсутствия средств.
3. Издание учебной литературы по родным языкам и поддержка федерального портала NordSchool по родным языкам и литературе.
Справочно: в данное время ни один язык коренных народов Севера не имеет учебников, включенных в федеральный перечень учебников.
4. Субсидирование обеспечения доступа к сети Интернет через спутниковый канал.
Особую нашу гордость составляет проект «Кочевая школа», цели которого исходят из тезиса «приблизить школу к ребенку, а не ребенка к школе». С 90-х годов XX века при поддержке ЮНЕСКО реализуется данный проект. В 2008 году в республике был принят Закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)».
Проект «Кочевая школа», поддержанный структурами ЮНЕСКО и ООН, рекомендован как лучшая практика государствам, в которых проживают кочевые народы. Благодаря этому проекту стали появляться кочевые детские сады в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Красноярском крае.
В настоящее время функционируют 8 организаций с кочевыми школами, в которых обучается 102 ребенка, в том числе 67 детей школьного и 35 дошкольного возраста (в 4-х дошкольных группах при кочевых школах).
В связи с имеющейся нехваткой кадров в республике с этого года начинает свою реализацию проект «Учитель Арктики», основным направлением которого являются создание условий для привлечения квалифицированных специалистов в северные районы и содействие в их профессиональном развитии.
Отказ специалистов ехать в арктические школы продиктован многими факторами – сложная транспортная логистика, проблемы связи, отсутствие современной инфраструктуры.
В этой связи, мы предлагаем запустить отдельный для Арктической зоны России, аналогичный федеральному проекту «Земский учитель», проект «Учитель Арктики». При этом необходимо включить в критерии отбора педагогов степень знания языков и культуры народов, социокультурных особенностей территории возможного переезда.
Перейдем к проекту «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных малочисленных народов Арктики».
Значимость проекта «Цифровизация» заключается в сохранении на цифровых носителях немногочисленных носителей языка и самобытной культуры малочисленных народов.
На пленарном заседании Рабочей группы по устойчивому развитию (СДВГ) Арктического совета, который проходил в Исландии 26 октября 2020 года, проект «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики» был поддержан и включен в план мероприятий Арктического совета. Со-лидерами проекта выступили Норвегия и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера России, в нем также примут участие Арктический Университет Норвегии в Тромсе, Северный Университет Норвегии в Будо, Секретариат коренных народов Арктического Совета, Ассоциация "Оленеводы Мира" и Международный центр оленеводства. Также в рамках проекта будет проводиться работа по сохранению и популяризации знаний коренных народов Арктики в сфере культуры питания.
Кафедра ЮНЕСКО Северо-Восточного федерального университета ведет данный проект с 2012 года. В рамках экспедиций в места традиционного проживания малочисленных народов был накоплен первичный материал, создан Арктический многоязычный портал www.arctic-megapedia.ru, на котором уже частично представлены следующие коренные малочисленные народы Севера: юкагиры, эвены, эвенки, долганы, чукчи, нанайцы, негидальцы, удэгейцы, коряки и др.
С учетом расширения проекта планируется представить на едином Интернет-портале все 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России.
Ожидаемые результаты от реализации данного проекта:
1. Это получение записей уже исчезающих носителей языка и культуры коренных народов Арктики.
2. Размещение информации обо всех коренных народах Арктики на портале www.arctic-megapedia.ru.
3. Создание единой структурированной базы знаний по всем коренным малочисленным народам Арктики.
Спасибо за внимание!
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0