Экспортные потоки
Главным образом потому, что нам экспортные потоки никуда перенаправлять не нужно. Все они у нас и без того целиком ориентированы на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где чего только стоит один безмерный китайский рынок, и чей юань, учитывая санкционные валютные препоны, выглядит даже привлекательнее доллара и евро.
В Китай, с нашей стороны, сегодня идут нефтяная и газовая трубопроводные ветки и угольный железнодорожный коридор по БАМовской магистрали. По нефти и газу у страны - долгосрочные контракты. Якутия сегодня ведёт планомерную геологоразведку, запускает новые нефтегазоносные месторождения и расширяет добычу. В прошлом году к юбилею Якутии мы достигли новых исторических рекордов в нефтегазовой отрасли: добыча нефти - более 17 млн тонн в год и добыча газа - свыше 13 млрд кубометров.
Ещё лучше обстоят дела с углём. Китай два года назад разорвал торговые отношения с крупнейшим в мире экспортёром угля - Австралией. И готов покупать очень много угля для своей огромной промышленности. И мы сейчас продаём его ровно столько, сколько может провезти железная дорога и обработать дальневосточные порты. Параллельно, расширяя пропускную способность БАМа и строя новые морские порты на побережье.
Сама добыча на такой благоприятной рыночной конъюнктуре растет чуть ли не кратно. Только в январе-марте текущего года она возросла на 40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и достигла 9 млн тонн.
Флагманами роста являются проекты компании «Колмар», среди которых ввод второй очереди шахты «Инаглинская» и обогатительной фабрики «Инаглинская-2». Благодаря этим объектам, «Колмар» нарастит добычу твердого топлива к 2024 году до 14 млн тонн, уже сегодня в компании открыты около 1 300 новых вакантных мест. Также планирует нарастить добычу угля старейшее угледобывающее предприятие республики «Якутуголь».
Узкий коридор
И самое многообещающее, одно из наиболее перспективных угольных месторождений России - Эльгинский угольный проект. Здесь открытая добыча, уголь на поверхности, не нужны дорогостоящие шахты, дефицитные, на всём пространстве России и стран СНГ, профессионалы, которые не боятся идти в шахту и умеют работать на современном оборудовании.
Эльгу разрабатывают уже давно, но выход на полномасштабную работу на ней всё время сдвигается. К примеру, в 2020 году на месторождении было добыто 7 млн тонн угля, в 2021-м - уже 14,7 млн тонн. Сколько они «выдадут на-гора» в этом году, гадать не будем. Но в своё время на 2023 год анонсировалась цифра в 45 млн тонн. Сегодня такие планы сдвинуты на 2024 год. Сбудутся ли они - вопрос. Но и то, что есть, весьма немало.
Проблемы тут всё те же - пропускная способность существующих разъездов и станций на направлении Эльга - Улак, потребность в расширении железнодорожной инфраструктуры и портовых мощностей.
Уголь Якутии - уже весомая отрасль, её проекты - приоритетные, они обсуждаются на самом высоком уровне руководства России. Проблемы логистики страна уже решает ускоренными темпами, в том числе привлекая силы железнодорожных войск.
Золотая отрасль
Отдельно стоит сказать и о золотодобывающей отрасли. В ситуации санкций, валютных качелей на курсе рубля, доллара и евро именно золото становится самой твёрдой и надёжной валютой страны. На волне пандемии и невероятного роста цен на этот металл отрасль получила огромные прибыли. Понятно, что это не прошло мимо глаз потенциальных частных инвесторов.
В золото, геологоразведку, разработку новых месторождений, расширение производственных мощностей пришли деньги. Собственно, золотодобывающая промышленность Якутии в данное время - это набравший ход паровоз. Его добыча в республике уже несколько лет подряд бьёт исторические рекорды.
Несомненно, будут рекорды и в этом году. Да это уже и видно по итогам I квартала - за этот период уже добыто более 5 300 кг золота, что на 7,6% больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Добиться такого результата удалось, благодаря увеличению производственных мощностей золотодобывающих компаний «Нерюнгри-Металлик», «Полюс Алдан», «Селигдар», «ЮВГК».
Если в прошлом году было добыто 42 тонны благородного металла, то в этом сезоне есть желание и возможности поднять планку на новую высоту - в 45 тонн золота.
Оловянный ажиотаж
Очень интересные вещи сегодня происходят на рынке олова. Но сначала немного предыстории. К олову в СССР, как и ко всему, что было нужно оборонному комплексу, относились очень ответственно, и страна была на 4 месте в мире по добыче. Производство базировалось в Хабаровском крае, Приморье, Забайкалье, Еврейском АО, самое крупное - в Якутии.
Олово - стратегический металл электронной промышленности, а ещё он, как правило, залегает с целой группой ещё более ценных и редких металлов таблицы Менделеева, которые присутствуют в оловоконцентрате. Их давно выделяют на Новосибирском заводе редких металлов, куда, к примеру, прямым путём уходил весь оловянный концентрат с усть-янских месторождений Якутии.
Рынок редкоземельных металлов давно уже держит Китай. Именно китайцы с 90-х годов, уронив цены на олово, больше 10 лет держали их на Лондонской бирже металлов, примерно, на уровне чуть менее 5 тысяч долларов за тонну.
В реалиях рыночной экономики было просто куда выгоднее покупать олово из-за рубежа. Предприятия в таких условиях, конечно, закрылись.
Цены с тех пор существенно подросли, но были вполне стабильны. В 2020 году перед пандемией олово стоило 17 207 USD.
А теперь - сколько стоило олово с февраля по апрель текущего года. Более 43 тысяч долларов… Причём, это не спекулятивная динамика спецоперации на Украине. В конце второй половины прошлого года цена на бирже держалась в коридоре - 39 тысяч долларов за тонну.
Сейчас, в мае месяце, она упала до 34 тысяч, но даже при падении цены, аж чуть ли не на 10 тысяч долларов, добыча олова суперприбыльна и просто - золотое дно.
Импульс для лидера
В Якутии давно мечтали запустить, законсервированное в 2007 году, месторождение на ручье Тирехтях. Дела шли ни шатко ни валко. На фоне резкого роста спроса и цен на олово проект АО «Янолово», которое занимается оловодобычей, получил мощный импульс. В 2021 году «Янолово», начав первую добычу на Тирехтяхе, отгрузил в Новосибирский оловянный комбинат более 300 тонн оловоконцентрата.
Это, конечно, мизер, однако технологический процесс уже отлажен, в текущем сезоне добыча будет увеличена. В ближайшие три года компания планирует удвоить инвестиции на развитие проекта по добыче олова в Усть-Янском районе. Заметим, что предприятие с 2020 года является резидентом Арктической зоны РФ. По соглашению с единым институтом развития – Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики - первоначальный объем заявленных инвестиций составлял около 317 млн рублей, предусмотрено создание 74 рабочих мест.
Сейчас заявлено о том, что инвестиционный портфель предприятия будет увеличен до 628 млн рублей. Исходя из общего вектора развития страны на импортозамещение, скорее всего, эта цифра не крайняя и она будет увеличена. Так что перед отечественной оловодобычей вновь открываются широкие перспективы и лидером здесь будет Якутия.
Аламжи БУДАЕВ
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0
-
0