Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -5 oC

В 90-х годах Виктор Ноговицын работал министром по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта Якутии. Сейчас кандидат педагогических наук, заслуженный работник народного хозяйства РС (Я) занимается научным обоснованием концепции молодежной политики “Возрождение народных традиций, оздоровление духа, тела и разума, самосовершенстование способностей и возможностей на основе природных задатков и склонностей”. Сегодня Виктор Ноговицын в гостях у нашей редакции.

В 90-х годах Виктор Ноговицын работал министром по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта Якутии. Сейчас кандидат педагогических наук, заслуженный работник народного хозяйства РС (Я) занимается научным обоснованием концепции молодежной политики “Возрождение народных традиций, оздоровление духа, тела и разума, самосовершенстование способностей и возможностей на основе природных задатков и склонностей”. Сегодня Виктор Ноговицын в гостях у нашей редакции.

– Виктор Петрович, что необходимо сделать, чтобы наши дети обеспечили себе достойную жизнь? Но перед тем, как мы начнем говорить на тему молодежного лидерства, поделитесь, пожалуйства, достижениями своих детей.
– Обычно я не рассказывал о своих детях, но мы воспитали их самостоятельными, это очень важно для детей – уметь проторить свою будущую жизнь самому. В 90-х годах, когда был бум национальных школ, я выступил против этого движения, сказав, что инициаторы перепутали воспитание с обучением. Воспитание основывается на традициях народа, поэтому национальное, а обучение зиждется на открытиях мировой науки, поэтому должно быть международным. Чем больше языков мы знаем, тем устойчивее наши жизненные позиции. Поэтому договорился со знакомыми, переехавшими в США и организовавшими консультационную группу, взять на работу сына (он – юрист) на год за символическую зарплату, чтобы он знал, что такое рыночные условия в действительности, и в каких жестких условиях люди выживают, где только закон имеет возможность справиться с неурядицами неорганизованного рынка.
Но я со своими идеями опоздал, сын решил жениться, не поехал, работал в Якутске юристом в промышленных компаниях. От его руководителей я не раз слышал хорошие отзывы. Затем открыл частную юридическую контору, но его пригласили в администрацию города начальником юридического департамента.
А дочь несколько лет подряд летом мы отправляли в Англию. Там, живя в семье, она практиковала язык. Поступила в РУДЕН, тоже на юриста. На третьем курсе выиграла конкурс вакансий в финской компании по антимонополии, позже - конкурс в российской компании, затем – должность юриста в компании “Clifford Chanc», глобальной юридической фирме, главный офис которой расположен в Лондоне. Компания входит в число ведущих юридических фирм Великобритании и работает со многими странами мира. Дочь работала в этой фирме 7,5 лет, заработала квартиру на Красной Пресне и ушла. Понятно, очень сложно работать матери с ребенком, долго отлучаться от семьи в командировки в другие страны. Теперь работает в ПАО «Уралкалий» начальником юротдела. Репутация «Уралкалия» хорошая, фирма заняла лидирующие позиции в ESG-индексах РСПП «Ответственность и открытость» и «Вектор устойчивого развития». Я считаю, что сын и дочь стали лидерами в своей профессии.

Встреча со школьниками и педагогами школы пригорода г. ЯкутскаВстреча со школьниками и педагогами школы пригорода г. Якутска

– Вернемся к теме лидеров. Почему, по-вашему, их должно быть много?
– Потому что грядут большие перемены планетарного масштаба. Назову только две из них: во-первых, стремление людей любой ценой заиметь большие деньги и жить там, где им хочется. Это будет иметь огромные последствия для их будущих поколений, разрушением мировоззрения, сформированного десятками тысяч лет на географической родине своих предков. Будет изменение кода генов данных людей, их дети перестанут носить титул народа. Подробнее об этом чуть позже.
Во-вторых, идет истощение невозобновляемых природных ресурсов Земли. Из-за этого и многих других политических, экономических, социальных и экологических причин начнется массовая иммиграция людей со всех континентов в Сибирь и на Север России. Благодаря тому, что мы были закрытой страной в годы бурного индустриального и технологического развития, наши природные ресурсы сохранились. Жадные до богатства транснациональные компании привезут сюда лучших специалистов-профессионалов по добыче и переработке имеющихся ресурсов, начиная от воды, воздуха, растений, птиц, животных, полезных ископаемых недр.
Как пишет один из ярких мыслителей нашего времени, автор бестселлеров Юваль Харари: «Слияние биотехнологий с информационными технологиями уже в ближайшем будущем может лишить работы миллионов людей и нанести удар по свободе и равенству. Большинство людей будет страдать не от эксплуатации, а – что гораздо хуже – от своей ненужности». Это страшно - сидеть на богатстве и быть невостребованным, никому не нужным.

– Что делать?
– Менять систему просвещения общеобразовательных школ. Времени осталось совсем немного. По прогнозу футуролога Р. Курцвейла, «технологии позволяют не только классифицировать генетические данные – «код жизни», но и моделировать геном, проводить симуляции и репрограммировать его в два раза эффективнее с каждым годом». Многие ученые считают, что эти преобразования приведут к совершенно новому для нашего сознания мироустройству к 2045 году, дальнейшее развитие человеческой цивилизации не прогнозируемо. Один из популярнейших исследователей квантовой физики Митио Каку также пишет, что, если мы не изменим организационно-педагогические условия обучения детей, методологию работы образовательных учреждений, которые не меняются 200 лет, то развитие отдельных человеческих обществ пойдет на убыль.
Я лично убедился в этом, поехав по предложению М.Е. Николаева в г. Оулу для изучения универсальной системы образования Финляндии. Мне показалось, что это - будущее образования, ведь эта страна считается лучшей страной, создавшей лучшие условия жизни для своих граждан.

Ученые ЯНЦ СО РАН Ученые ЯНЦ СО РАН

– В чем суть смены системы?
– Во-первых, закон об образовании требует начинать учебу по всей территории России с 1 сентября, т. е. этот закон не признает признанную классификацию Владимира Кёппена, имеющую 16 климатических зон на территории России. От этого страдает здоровье детей, 70% наших школьников страдают хроническими заболеваниями.
Во-вторых, мы еще находимся под воздействием дополнительного образования, а надо бы уже понять суть неформальной, информальной моделей образования, которые имеют международные основы развития. Из-за того, что педагогический коллектив авторской школы Н.А. Алексеевой работает 32 часа в неделю вместо 18-ти по закону и добивается ускорения выполнения 11-летней программы школы за 6-7 лет, оставшиеся 3-4 года привлекает школьников к профессиональным навыкам. Другие школы не воспринимают эту динамическую систему. Следовательно, система образования республики, в целом, не готова выполнить большой объем работы и не готова к большим достижениям. Об этом свидетельствует рейтинг учебных заведений страны по данным авторитетных международных организаций и экспертов.

– Все же, в чем основа воспитания детей в семье, детском саду и начальных классах школы?
– Развитие мозга ребенка закладывается внутриутробно к семи месяцам - до 60%, до трех лет - до 80%. Остальные 20% достается образовательной системе - очень короткое время, поэтому наши предки этот период назвали “иитии” (зарядить), т. е. долгое время впитывать и усвоить человеческие качества. Цель воспитания - вырастить человечного человека, наука сейчас говорит о человекосообразности воспитания. По якутски – “киһилии киһини иитиэхтээхпит”.
Зарядить ребенка с малых лет необходимо на основе этнопедагогики, суть которого раскрыл академик Г.Н. Волков: «Без исторической памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, а без личности - нет народа как исторической личности». Этот постулат сегодня научно доказан.
Митио Каку в книге «Будущее разума», анализируя труды ученых, приводит их итоги: человеческий геном включает в себя примерно 23000 генов, и эти гены формируют и управляют мозгом, состоящим из 10 млрд нейронов. Из этого следует, что гены людей, живущих в различных географических и климатических зонах, так же как их цвет кожи, конституция, менталитет и мировоззрение, зависят от особенностей природы, где они много тысяч лет выживали и адаптировали свой организм. Об этом свидетельствует феноменальная выживаемость народа саха в суровых условиях Севера. В таком случае мнение педагогов об этнопедагогике, как истории и теории народного воспитания, необходимо воспринимать как один из основных постулатов формирования личностного потенциала человека.
Родители, воспитатели, учителя должны создавать условия для детей, чтобы они умели трудиться и любили трудиться. Ребенок, который не привык работать, сидевший за гаджетом, никогда не станет признанным профессионалом в своей профессии. На одних знаниях далеко не уедут, каждый день надо усиленно трудиться по раскрытию своих задатков и способностей, чтобы обустроить свою жизнь благополучно. Это и есть смысл жизни людей, способных перейти из биосферы в ноосферу. А начинать надо это дело с самоуправления образовательной школы по системе социальной структуры современного общества, понять основы философии традиций своего народа – вера «Айыы», ученье «Кут-Сүр», обучение основам знаний науки, экологическое просвещение, умение соразмерять труд и досуг на основе ритма природы и своего организма, географической зоны проживания.

Татьяна ЖИРКОВА

  • 2
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Олохтоох салайыныы

Таатталар түмсэллэр

Муус устар 24 күнүгэр Таатта улууһун баһылыга Айаал Бурцев Дьокуускайга олорор биир…
26.04.24 13:24