Уважаемые читатели, а вы настроились на долгое чтиво? Тогда поехали.
Романтика большой дороги
С тех пор в сторону столицы республики проложены еще сотни километров рельсов и шпал и отнюдь не рекордными темпами, как во времена всесоюзной стройки БАМ. Первый пассажирский на станцию «Нижний Бестях» торжественно прибыл лишь 6 августа 2018 года. В честь этого события мы с, на тот момент, коллегой-экономистом Колей Корякиным совершили эпичную велопоездку при плюс 10 градусах под проливным дождем, тогда же прошлись по прибывшему поезду, увидели радостных БАМостроителей-якутян…
Регулярное пассажирское сообщение с нижнебестяхской пассажирской было открыто годом позже, к концу лета 2019 года и, читая первые впечатления о поездках земляков, как правило, до Нерюнгри, я потихоньку начала вытаскивать эту фразу из далекого детства «Вот, стою на рельсах…».
Пройдет еще год… Я захожу в вагон поезда №327 «Нижний Бестях – Нерюнгри» с целью добраться до Байкала (как изначально предполагалось, забегая вперед).
А вот они - условия
В поезде чисто, пассажиров мало, можно с социальным комфортом устроиться на плацкартной полке. Первые часы не отрываю глаз от окна, мы проезжаем по территории Мегино-Кангаласского и Хангаласского районов, очень непривычная картинка центральной Якутии, которую столичные жители привыкли наблюдать с левого берега Лены. В нескольких местах жд-полотно идет параллельно с трассой М56, машин практически не видно. Средняя скорость у нашего поезда порядка 60 км в час, остановки до Томмота в безлюдных местах: название станции с мини-перроном, обязательная телевышка, будка смотрителя и само здание. Все свежепокрашенное в синий цвет, аккуратное, новехонькое. До станции Томмот несколько остановок – Рассолода, Кердем, Олень…. Стоянки короткие, минутные.
Прикорнув на пару часов, отмечаю, что деревья уже выросли и не «влазят» в окошко - так начинается Южная Якутия. В Томмот прибываем в полвосьмого, здесь очень колоритный вокзал в национальном стиле. Поезд стоит целый час, под пар и шум осуществляются какие-то манипуляции с составом, мне, человеку от техники далекому, непонятные. Но, очевидно, необходимые.
Засыпаю. Вообще, в отличие от будней, сплю в поездах отменно – заметила еще в школьные годы, когда осуществлялись первые поездки на поезде: как правило, помыкавшись с авиабилетами, вернее, их отсутствием, тренеры выбирали этот путь. Так, помнится, приехали как-то с Улан-Удэ до Тынды. Оттуда до Нерюнгри, и затем с Чульмана до Якутска самолетом. Логистика, понимаешь.
Южная Якутия местами красная
…Можно сказать, Алдан проспали, прибыв в Нерюнгри в 4.30 утра. Тут надо провести день, чтобы вечерком сесть на поезд до Сковородино. Я заранее договорилась с тетей Таней, двоюродной сестрой матери, что это время мы перекантуемся у нее. Она с семьей давно здесь обосновалась, дети тоже живут и работают в районе, сын, к слову, по окончанию учебы работает как раз на транспорте. У любимой тетушки подрастают внуки, получается, с якутско-молдавскими корнями.
Решили пройтись спозаранку пешком до центра города, порядка 4 км. Свежо и чудно, красная почва под ногами. В центре города автобус «Колмар» забирает шахтеров на смену. Неподалеку еще одна угольная компания набирает пассажиров-трудяг в свой автобус.
Тетя Таня давно на ногах и встречает оладушками по-олекмински (практически не жарятся) и прочими вкусностями. Отдохнув, совершаем вылазку по окрестностям угольной столицы Якутии и по городу. Недалеко от города есть что-то типа выставки техники – тут тебе и экскаваторы с ковшами, способными легко поглотить двух крупных представителей человечества, самосвалы с гигантскими колесами и т.д. Рядом парк с деревянными постройками в стиле сказочного старого города и аттракционами для детворы, недалеко горнолыжная база.
Прогулялись и по Нерюнгри. В центре города есть работы еще одного родственника, двоюродного брата матери Бориса Корнилова, он делает великолепные панно и скульптуры из дерева и металла.
Больше всего удивило в прогулке, что нерюнгринские перекрестки можно переходить по диагонали.
На прощание Таня вручает мне паспорт моего деда, Николая Ивановича Корнилова, которого мне, по стечению жизненных и не самых радостных обстоятельств, так и не довелось увидеть. Заглянув туда, ахаю – в этот день, что мы провели в Нерюнгри, ему, согласно паспортным данным, 100 лет!
Сковородино не от слова «сковороды»
Попрощавшись с Таней и ее мамой – бабушкой Диной, садимся в поезд до Сковородино, а это уже, получается, второй субъект – Амурская область. Здесь в плацкарте народу уже побольше – трудовой народ едет с вахты в свои регионы. В основном это загорелые мужчины средних лет, говорящие на разных языках.
Опять достаем свои пока не надоевшие дошираки, припасы-консервы, ужинаем и баюшки. К утру прибываем на станцию Сковородино. Здесь нам суждено провести несколько часов, чтобы дождаться поезда на Читу. Совершаем вылазку по городку, чтобы «убить время» и закрыть некоторые «пробелы», скажем так. Меня издавна как-то забавляет и интересует название этого городка, ассоциирующегося с предметом кухонной утвари. Оказалось, нет. Город назван в честь Афанасия Сковородина, первого председателя поселкового совета депутатов. В феврале 1920 года он был избран, а уже через месяц расстрелян японскими интервентами, добравшимися до этих мест.
Сам город (и сейчас выглядит как поселок, проживают постоянно около 9 тыс человек) признаков нефтепровода «Сила Сибири» не выдает, стройка века началась в 2010 году в отдалении. И да, в первом же попавшемся магазине вкупе с местной газетой «Амурская звезда» были представлены многочисленные сковородки, как сейчас помню, черного цвета диаметром 20 см. «Неспроста», - подумала Саша.
В поезде пассажиры используют редкие и даже минутные остановки, чтобы перекурить, размять ноги, подышать свежим воздухом. На станции «Ерофей Павлович» внезапно сорвало кусок шифера (или чем там сейчас покрывают крыши) и с большой высоты со скоростью нехилого ветра бросило прямо к ногам вышедших пассажиров. Мы отделались легким испугом, но если бы глядели в этот момент не вверх (летающий железный лист производил шум), то последствия могли быть печальнее…
По следам Бекетова или во глубине сибирских руд
В Читу прибыли утром. Город меня приятно удивил, добротные каменные и деревянные строения, широкие улицы. Одна площадь Ленина чего стоит – наверно четыре наших вместит.
Здесь же расположен памятник Петру Бекетову, но в отличие от нашего в дань уважения первооткрывателю – довольно скромный и спрятан в листве к тому же. Бекетов открыл Читу (Ингодинское зимовье) в 1652 году в ходе забайкальского похода, получается, спустя два десятилетия после острога на левом берегу Лены.
Вообще, Дальний Восток «переплетен» и связан историческими личностями. Здесь губернаторствовал Николай Муравьев, который правил также и Хабаровском. «Вот были ж люди в это время, не то, что нынешнее племя», - чутка переиначу Лермонтова.
А вот солнце русской поэзии, А. С. Пушкин, между тем, посвятил славному городу Чите немало строк: «Во глубине сибирских руд, из искры возгорится пламя..». Именно декабристы превратили Читу из большой деревни в культурный областной центр, так сказать став первой, буквально, невольной, но самой качественной инвестицией в развитие Забайкалья.
В этих местах, в Даурии, в 1987-88 годах два года проходил в кирзовых сапогах Бурнашев, который то и дело в ходе поездки, узнавал названия проезжаемых станций и предавался армейским воспоминаниям. Само собой, в Чите мы нашли место главного управления некогда ЗабВО, а ныне СибВО и отдали, так сказать, честь и почет.
КБЖД – лучше один раз увидеть!
…На момент прибытия в Иркутск в поезде суммарно проведено 72 часа, то есть ровно 3 суток.
В Иркутске архитектура очень своеобразна. Много деревянных домов под старину, наличники, цвета. Колоритно. В основном, правда, новодел, есть объявления, согласно которым даже продаются стилизованные «под Иркутск» дома.
В парикмахерской мастер спросила, откуда я. Вообще, поскольку область граничит с Бурятией, очень много соседей оттуда. И как парикмахер определила? «Говор у вас иной и по-русски чисто говорите». Не суждено мне быть разведчиком в родном Отечестве)
Отправляемся после столицы в Листвянку, это поселок у Байкала. Говорят, в туристический пик здешний берег мог дать фору набережным Сочи или Круазет и заполнялся в последние годы китайскими туристами под завязку. Ну что, Байкал? Величав, красив, вода очень холодна. А какой здесь воздух с утра! Поели копченой рыбки, поднимались на камень Черского (это не наш ученый, другой).
Всем, кто прибывает в поселок, рекомендую не пропустить такое чудо, как Кругобайкальскую железную дорогу. Для этого надо отправиться на пароме в поселок напротив и вот, самая старинная железная дорога (к слову, до сих пор аккуратно эксплуатируется) вдоль Байкала довезет, если захотите, до Слюдянки на поезде, который ходит раз в сутки. Деревянные шпалы, тоннели, очень живописно, самое настоящее чудо инженерной мысли. Мы просто прошлись по шпалам вдоль озера до первого тоннеля и обратно, километров 10 получилось. Ребята, это надо увидеть своими глазами и протопать своими ногами!
Изначально планировали провести на Байкале неделю, но управились за три дня. То есть возвращаться домой рано: почему бы не двинуть дальше? Поскольку решение о поездке было скорее спонтанным, то двум путешественникам далась легко новая мысля – ок, поедем-ка дальше по великой Транссибирской магистрали. В Красноярск!
Ниагарский водопад отдыхает
Красноярск, в котором я никогда еще не была, оказался красивым городом с широкими улицами и интересной гармоничной архитектурой. С точки зрения велоинфраструктуры и удобства тоже очень хорош.
Прожили мы двое суток в комнате квартиры, что находится в доме, где в детстве жил нынешний губернатор Александр Усс. И это жилище получилось самым затратным койко-местом за всю поездку – порядка 700 руб за человека в сутки, а за двоих, значит, 1400 рублей. Но комната была с удобствами, аки накрахмаленная.
Здесь, как известно, проходит один из крупнейших мировых турниров по вольной борьбе – гран-при Ивана Ярыгина и многие фанаты из Якутии бывали в Красноярске.
Меня тянула Красноярская ГЭС – великое гидросооружение на Енисее, и сегодня «перемалывающее» и вырабатывающее миллионы кубометров и киловатт энергии (вторая по мощности в России). Когда идет выброс воды – зрелище может составить конкуренцию Ниагарскому водопаду. Но происходит это довольно редко, а посмотреть КрГЭС и в "спящем" режиме все же хотелось. Для этого надо добраться на маршрутке до пригорода Красноярска Дивногорска, что примерно в часе езды.
А вот далее возникли сложности. Во-первых, дождь полил практически проливной, и под ним километров 6-7 идти, мягко говоря, не хотелось. Пришлось нанять такси, и сговориться за консковатую цену – 900 рублей. Но бонус мы получили в виде таксиста, который простым языком, но со знанием дела рассказал и историю строительства, и особенности, о которых обычно не пишут в Википедии, и так сказать, современное состояние дел без приукрашательств. Вдруг он вытащил из бардачка рисунок 30-летней давности, и я вместе с ним под дождем запечатлела «картинку в картинке» на фото.
С Красноярском управились за пару дней и вот уже садимся на поезд до Екатеринбурга, для меня абсолютно белой точки на карте России.
Собаки в поезде
Занятные истории произошли с попутчиками. Напротив, под боковым окошком вдоль вагона ехала девушка, как я поняла, на вахтовую работу где-то под Тюмень (вообще, в поездах перемещаются очень много вахтовиков, говор стоит на самых разных языках, полный интернационал). Попутчица была русской и знание великого и могучего с его оборотами хорошо продемонстрировала. Ночью она ворочалась и что-то бормотала во сне. Ну, с кем не бывает? Но бормотала довольно интенсивно и четко, что я даже проснулась. Внезапно она присела и, посмотрев вглубь вагона, гаркнула: «Ребята, да тут собак до х..!». Тут уже присела я и обеспокоенно уточнила «Где именно?!». От вопроса она очнулась и, извинившись, вскоре уснула нормальным сном.
В следующем поезде в купе зашла новая попутчица и первым делом деловито поинтересовалась: «Сколько в вагоне собак?». Мы с мужем переглянулись – что вообще происходит?! Почему эти девушки «с собаками» нас преследуют?! На сей раз ситуация оказалась реальной – именно в этом вагоне разрешалось ехать с собаками, коих было целых две. Уфф.
А так нынешняя РЖД давно уже не та, что в Союзе – с пьяными соседями и назойливыми продавцами с картошкой на перронах.
ЕКБ не зкб
Итак, Екатеринбург. Бывать-то здесь не бывали, но представление имеем. Здесь в консерватории им. Мусоргского много лет проучилась моя младшая сестра Люда. Город очень колоритный, тесно застроенный миллионник, со множеством исторических мест, главный из которых Храм на крови, конечно же…
Есть и нечто уникальное, памятник клавиатуре, например.
Свердлов, Ельцин, изобретатель радио Попов, Чайф, Наутилус-Помпилиус, Светлаков… Кто только здесь не жил и чего только не случилось.
Пролетарский дух в ЕКБ ощущается)
Съездили на границу Европы и Азии, что за городом. Вот и доехали до другого континента.
И снова встал вопрос – возвращаться или нет? С крупными городами-остановками: Чита – Иркутск – Красноярск – Екатеринбург - впечатлились по-быстрому. Отчасти потому, что туристы из нас очень скоростные, зашли в музей, посмотрели пару залов: «Понятно!». Ну я утрирую, конечно, но в целом да – в нормальные времена успеваем посмотреть в день 2 музея, либо сходить в театр и еще на спортивное мероприятие плюс прогулки по городу и окрестностям. Но то в нормальные, доковидные. В эту же поездку в ряде регионов продолжали действовать ограничения на культурно-массовые мероприятия, что ускорили преодоление межконтинентальной границы.
Короче, управились вдвое быстрее, чем планировали. Хотя планировали - неверный глагол. Особо не планировали, ехали и ехали…
Неделя до окончания отпуска, времени каламбурский вагон! Едем дальше!
На Север!
С Екатеринбурга мы решили двинуть дальше в Санкт-Петербург. Вообще, расстояния в европейской части гораздо короче. Чтобы добраться с ЕКБ до СПБ необходимо 35 часов. Примерно столько же, сколько с Красноярска до ЕКБ. Сделав это «открытие», было решено двинуть в северную столицу, с севера, так сказать, и приехав.
В купе попутчик – здоровый русский мужик - узнав, что мы из Якутии, воскликнул: «Да у вас же там мэр Авксентьева! Ух!». Вот она, слава Сарданы Владимировны) Он же, устраиваясь спать, все никак не мог справиться с «прикроватным» механизмом, где-то с третьей попытки начал проклинать… Путина. Политика она такая, понимаешь.
Итак, через 35 часов мы прибыли на Ладожский вокзал Санкт-Петербурга, преодолев в общей сложности, согласно картам 8800 км за 6 суток+10 часов чисто поездного времени, а с остановками в городах втрое больше – 18 суток. Вот такое путешествие получилось из Нижнего Бестяха в Санкт-Петербург.
По пути преодолено 18 субъектов Российской Федерации (Саха Якутия, Амурская, Забайкальский, Бурятия, Иркутская, Красноярский, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Тюменская, Свердловская, Пермская, Удмуртия, Кировская, Костромская, Вологодская, Ленинградская, Санкт Петербург).
С ночевками в семи городах и с вокзальными остановками во всех других центрах регионов.
Поездка бесконечных впечатлений
Что по деньгам? Все билеты на поезд суммарно обошлись почти в 35000 рублей (большая половина из семи переездов - в плацкарте), то есть 17500 с носа. Сопоставимо с авиабилетом –Якутск - Санкт-Петербург.
Что по впечатлениям? Это было удивительное приключение, благодаря которому мне довелось осуществить эту пусть и не мечту, то давнее желание, можно сказать, еще с детства.
Железные дороги нынче не те, что раньше. И прежде всего по попутчикам. Так, теперь в поездах запрещено выпивать, в том числе пиво. Нет веселых студенческих компаний и песен под гитару. Помнится, «Как здорово, что вы больны не мной…» я услышала сначала в поезде, впечатлилась и только потом узнала песню в «Иронии судьбы». Нет, боже упаси, катал, что предлагают сыграть в картишки и назойливых продавцов ширпотреба в вагонах и на перронах. Народ все больше уткнулся в свои гаджеты и разговаривает «с ними», а не с соседями по поездке. Исчезла некая дорожная романтика, словом.
Очень много охраны на входе в вокзалы, что «ощупывает» и тебя, и содержимое нехитрого скарба (соответственно, подозрительных личностей внутри меньше). Стало безопаснее намного. Вот. Замеченные перемены не возьмусь оценивать с точки зрения лучше-хуже. Время такое. И еще. Люди стали везде настороженнее, что ли. Вроде бы и вежливее, с одной стороны, а с другой – закрытее.
Сами поезда явно стали комфортнее и чище по сравнению с 90-ми и нулевыми, в которых довелось поездить. Белье накрахмаленное, туалетные комнаты сравнительно опрятные – с мылом и со всеми бумагами. В поезде Владивосток-Москва, в который умудрились подсесть дважды, так и вообще есть душ.
Конечно же, сходу сесть и преодолеть многотысячное расстояние дано не многим, мне, например, даже 20-часовые переезды поначалу казались утомительными, и я очень ждала конечный пункт, но к концу путешествия научилась воспринимать время, проведенное в поезде, как полноценную туристическую часть. На протяжении всего пути проблемы с интернетом, и на остановках стараешься ловить ватсап-сообщения, а с сайтов загружать полезные статьи, чтобы с чувством, с толком прочитать между станциями.
В поезде, отмечу, все равно остаешься наедине со своими мыслями и за это время можно привести их в порядок, наметить планы, не спеша обсудить с близким человеком.
В новым городах, для себя открытых в этой поездке, конечно, впечатлений так и вовсе пурум-пурум.
В бытовом плане из-за постоянных смен мест дислокаций, перемещений, было порой трудновато, но хвалю себя, что ни разу (ну почти) не удалось поныть как следует по тому или иному поводу, который, как известно, всегда можно найти. За терпение себя хвалю, короче.
Вообще, весна выдалась очень непростая и хотелось как-то отвлечься от проблем, по-хорошему оторваться и это путешествие стало настоящей отдушиной, бегством от затяжной хандры. Более того, поездка дала мощный заряд энергии и некой гордости за себя, которых хватило надолго. Жаль, что не навсегда)
На этом и завершу заметки про удивительное путешествие через всю страну.
- 2
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0