Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

Выдающийся косторез Иван Мамаев — человек удивительной судьбы, прославившийся и вошедший в историю благодаря своим подаркам Иосифу Сталину на 70-летие, которое отмечалось в стране в 1949 году.

Выдающийся косторез Иван Мамаев — человек удивительной судьбы, прославившийся и вошедший в историю благодаря своим подаркам Иосифу Сталину на 70-летие, которое отмечалось в стране в 1949 году.

А где же экспонаты?

Об этом не раз сообщалось в печати, и мы в этом смысле не пионеры. А буквально несколько лет назад это прозвучало на одной из научных конференций в Якутске. Старший научный сотрудник Национального художественного музея РС(Я) Ефросиния Ноговицына сообщала: все подарки, преподнесённые в тот год вождю, были размещены в Музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина в Москве, где их видел выдающийся российский этнолог, ученый-северовед, доктор исторических наук Илья Гурвич, который в 1951 году написал следующее:

«Произведением высокого мастерства является чорон, вырезанный И.Ф.Мамаевым в честь 70-летия вождя народов И. В. Сталина. Чорон представляет собой сосуд 24 см высоты. На нем вырезана картина празднования Ысыаха. Юрты  в посёлке заменены домами, видны сельская электростанция, столбы для электропроводки, трактор, работающий на поле, табун упитанных лошадей. Чорон богато украшен орнаментом, и на нем сделана надпись на якутском языке: «Солнцу Сталину за победу, за счастье от якутского народа».

Среди других подарков, изготовленных Мамаевым -  серебряный пояс и якутский нож с ручкой из бивня мамонта в ножнах из капо корня.

6

В Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского этих ценных экспонатов, конечно, нет. Зато наш музей хранит свидетельства славного жизненного пути мастера и до сих пор постигает его тайны. А где же сами экспонаты?

Эти и другие дары вождю народов после его кончины и разоблачения культа личности разошлись по музеям Москвы.

По счастливой случайности, признаётся Ефросиния Ноговицына, в своем исследовательском материале «По следам одной статьи И.С. Гурвича», некоторые подарки И.В. Сталину ей удалось найти…

А начали их искать в 2011 году, когда об этом попросила дочь легендарного костореза Раиса, проживающая с семьей в Горном Алтае.

Как ответил Государственный центральный музей современной истории России, его фонд насчитывал восемь экспонатов из Якутии и семь из них - те самые подарки. Чорон, серебряный пояс работы И.Ф. Мамаева, а также мужской олений костюм работы П.Н. Николаевой из Оленёкского района присутствовали в постоянной экспозиции, а в Якутию они отправили фотографии в хорошем разрешении и согласие на их демонстрацию.

Мастер Иван Мамаев был не просто хорошим резчиком. Он был по-настоящему одаренным творческим человеком. Талант у него был от Бога, и он это знал - я еще об этом расскажу.

4

Тайны старого стола

Готовясь к выставке по случаю 130-й годовщины со дня рождения Ивана Мамаева и заказав афишу, музей имени Емельяна Ярославского вдруг обнаружил, что родился косторез не 3 июля 1893 года, как значилось в одних документах, а 3 июля 1895 года, о чем свидетельствует архивная справка. Вышло, что подготовились загодя. Тем не менее, документы подняли, с его рабочего стола смахнули вековую пыль… И этот самодельный стол оказался совсем не простым…

9

Хранитель отдела фондов Юлия Илларионова рассказала:

— В 1961 году в музей поступила коллекция предметов народного художника СССР Ивана Фёдоровича Мамаева, которую сдала его дочь Ада Мамаева-Кычкина. Она, кстати, родила в том году ребенка. Благодаря ей, в музей поступил самодельный токарный станок или рабочий стол мастера, который был оценен в 120 рублей, и кресло, за которое ей заплатили 20 рублей. Кроме того, трость из березы, ручка которой из кости сделана в форме головы орла, инкрустирована металлическими скобами, вдавленными в дерево, имитирующими оперение птицы.

7

Среди тех, кто подписал акт приёма, были директор музея Мария Местникова, заместитель Иван Новгородов, главный художник Вячеслав Кандинский, - самые известные люди республики.

Станок Ивана Федоровича, как выяснили специалисты, предназначался для работ про металлу. Юлия Владимировна пыталась найти что-то подобное в каталогах - нет таких. А у станка Мамаева даже имелся переключатель скоростей (!). Другая его особенность заключалась в столе для станка, который резчик изготовил по типу ножной швейной машинки «Зингер», если кто помнит, что она собой представляла. То есть в нерабочем состоянии станок переворачивался, так сказать, вниз головой и прятался в стол. Он изготовлен из добротного крепкого дерева, видимо, лиственницы, с несколькими выдвижными ящичками, которые он сделал из ящиков, в каких в Якутию доставляли продовольствие. Возможно, чай. В одном из них Юлия Владимировна разглядела какой-то штамп, но понять, чей, не удалось.

Хотела она открыть эти самые ящички в столе — не тут-то было. Ящички оказались с секретом.

         На помощь хранителю фондов пришли художник-реставратор Василий Протопопов и специалист отдела природы Владимир Бочкарёв. Пока разгадывали тайны стола, прониклись к мастеру ещё большим уважением и сошлись во мнении, что так его мог сделать только неординарный и очень талантливый человек. Инженер высшей пробы.

Чтобы открыть любой ящичек, им понадобилось вначале открыть верхний. Исследовав конструкцию, они обнаружили под столешницей деревянную задвижку, установленную в боковой стенке, чуть сдвинули её вверх. Ящичек поддался!

Теперь нужно было вытащить его целиком — так открывался закреплённый к боковой стенке вертикальный брусок, слегка приподняв и крутанув который можно было высвободить его выступающие части из пазов нижних ящичков. Непросто было разгадать секрет мастера!

 Интересно, какие тайны он там прятал? И от кого?

Уважаемое кресло

Кресло, за которое дочь мастера получила 20 рублей и, сидя на котором, он работал, тоже заслуживало уважения. По-царски высокое — трон, а не кресло — оно было оббито ковровым покрытием, которое со временем вышаркалось и было отдано на восстановление реставратору НХМ Андрею Никифорову. Это кресло Иван Федорович делал под себя, учитывая собственные анатомические особенности, чтобы работалось долго и с комфортом, не приходилось думать о перерывах и отдыхе. Плюс ко всему, оно было крутящимся, а сидушка - с пружинками, какие раньше делали на диванах.

Со временем кресло потеряло одну ногу, из спинки выпала деталька, предназначение которой современным исследователям еще предстоит разгадать, но не растеряло своего былого очарования…

11

Удивительно то, что при всём этом мастер был абсолютно неграмотным. Родился он в бедняцкой семье, жившей во 2-м Одунинском наслеге Горного района. Настолько бедной, что в тринадцать лет Иван был вынужден податься в люди. Он батрачил и стал колесить по белу свету: жил у богачей Кангаласского района, Булунского. Вот и вся наука!

Видимо, там, в Булунском районе он и приспособился вырезать из кости: материал для этого там был. Потом, кстати, уже в 30 лет, в Якутске, его приняли в артель «Муосчут» («Косторез»), которая, к большому сожалению, просуществовала совсем немного, но…

По заказу правительства Якутии в 1925 году коллектив артели «Муосчут» изготовил макет якутского балагана, а сам Иван Федорович инкрустировал бивнем мамонта альбом о достижениях Якутии. И балаган, и альбом были подарены Академии наук СССР в честь её 200-летнего юбилея и ныне хранятся в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге.

Всю жизнь был рабочим

Мастер-золотые руки зарабатывал на жизнь, трудясь рабочим: чернорабочим в продовольственном комитете села Казачье, кустарным рабочим в рядах Усть-Янского добровольческого отряда. Был слесарем, монтажёром в Мархе, трактористом в Амге, механиком в Усть-Алданской МТС, десять лет - с 1936 по 1946 годы - учил других управлять трактором. И бойцом Красного отряда, разумеется, тоже был.

Непростая жизнь и рабочая биография, в которой хлеб приходилось добывать кровью и потом, научили его всё делать на совесть, потому, где бы он ни работал, пользовался уважением и получал благодарности. Например, от директора Мархинского совхоза №1. Или вот: за рационализаторские предложения в 1933 году его приняли в инженерно-техническую секцию, которая, видимо, существовала при школе механиков сельского хозяйства Наркомзема, где он работал инструктором.

Имел несколько почётных грамот Президиума Верховного Совета СССР и Усть-Алданского райисполкома, награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов», Орденом «Знак почёта».

Помогли письма

Работая трактористом, с 1940 года Иван Федорович принимал участие в художественных выставках. В 1945 году его приняли в Союз художников ЯАССР.  Наконец, покончив в 1946 году с тракторным делом, Иван Федорович устроился косторезом в Управление по делам искусств при Совете министров Якутской АССР. Видимо, свою роль сыграло письмо, датированное 29 июня 1945 года, председателю СНК ЯАССР Илье Винокурову, с которым он познакомился еще в молодости, работая в Булунском районе.

«Здравствуй, брат, друг, уважаемый Илья Егорович! Знаю, что у тебя нет свободного времени, но моё призвание не даёт мне покоя. Илья Егорович, надеюсь, ты вспомнишь мою просьбу. Работая с 1929 года в системе Наркомзема, я прошел путь от рулевого тракториста до старшего механика, стал преподавателем в школе механизации. На старости лет хочу поработать в якутском изобразительном искусстве в косторезном отделе. Хочу оставить память о своём таланте. Надеюсь, ты исполнишь заветную мечту - уйти из Наркомзема, чтобы до смерти заниматься ремеслом, данным мне от природы…»

В другом письме Иван Федорович пишет:

«… Илья Егорович, дадим развитие не только косторезному делу, но и ювелирному искусству, чтобы все сказали: «Надо же! Забитый якутский народ достиг такого развития, такого совершенства! Это мечта старого кустаря Мамаева...»

Эти письма впервые нашла, сделала перевод на русский язык и опубликовала в печати исследователь творчества Ивана Мамаева Ефросинья Ноговицына.

Четыре года счастья

Постановлением Совета министров ЯАССР 25 февраля 1950 года Ивану Мамаеву была назначена персональная пенсия местного значения. В этот год он, наконец, был переведён в музыкально-художественное училище преподавателем косторезного дела, где и работал, как обещал, до самой смерти в 1954 году.

За два года до его кончины Президиум Верховного совета Якутской АССР присвоил Ивану Мамаеву звание народного художника Якутской АССР. Отметим также, что он был депутатом 2 и 3 созывов Якутского городского совета, членом правления Союза советских художников Якутии.

Его не стало в 1954 году. Ему было всего 59 лет.

Как и хотел, он оставил память о своем таланте...

 Елена СТЕПАНОВА

Фотоматериалы предоставлены Якутским государственным объединенным музеем истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского. 

  • 5
  • 1
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Общество

Үлэ киһитэ Дмитрий Саввин

“Үлэ киһитэ” бириэмийэны ыраах Аартыка улууһуттан сылдьар үлэһит, хара тыа ыллыктарын…
02.05.24 09:54