ИЗ РОДА КАРАКАН
- Руслан Еремеевич, по якутским обычаям принято спрашивать - откуда вы родом, кто были ваши родители, где жили ваши предки?
- Я родился в селе Лягинцы. Родители – простые колхозники. Мама работала сначала на звероферме, потом на животноводческой ферме. Отец тоже трудился в колхозе разнорабочим. Летом косил траву, зимой возил сено, дрова, строил, ремонтировал.
Предки мои жили на речке Мундуруччу, в 90 км от центра Лягинского наслега (с. Тегюльтя). Дед и прадед похоронены там. Многие поколения рода Каракан жили в тех краях, на берегах Сиибиктэ и Мундуруччу. До революции добывали пушнину, разводили оленей, лошадей, держали крупный рогатый скот, рыбачили и охотились.
Когда пришла советская власть, вступили в колхоз в местности Джорохойдоох. Мама с детства работала в колхозе. Там же трудились ее братья, которые в 40-х ушли на фронт. Весь род Каракан жил одной большой семьей.
Рядом жили еще два больших рода: Тоторбот и Джаранка. В 50-х годах прошлого века во время укрупнения колхозов центром Лягинского наслега стало с. Тегюльтя, а Джорохойдоох стал участком. Там прошло все мое детство, и туда я поныне стремлюсь всей своей душой.
ЗАКРЫТИЕ ЛЯГИНЦЕВ
- Лягинцы ведь потом переселили. Что чувствует человек, когда он вынужден покинуть родину?
- Конечно, было тяжело, когда в 1969 году власти решили закрыть наше село. Но мы тогда были детьми и многого не понимали. Помню, как разбирали школу, детский сад, магазин. Каждый день в Чакыр уплывала какая-нибудь семья со всем скарбом. Все село выходило их провожать на берег…
Осознание трагичности всего произошедшего пришло гораздо позже, когда я стал взрослым. А тогда, будучи детьми, мы восприняли переезд, как приключение, нам все было интересно. С 4 класса я учился в Чакырской восьмилетке, старшие классы окончил в Амге.
- Там вы жили в интернате? Не трудно было?
- Я с первого класса жил в интернате, поскольку наши родители проживали на участке, а школа была в Лягинцах. Но я никогда не чувствовал себя отделенным от семьи, поскольку в интернате со мной был и старший брат Володя и младшая сестра Люда. Каждые выходные мы уезжали в Джорохойдоох и сейчас я езжу туда раз десять-двадцать в год. Мы восстановили все избушки, строения, которые там были. Поэтому внешне там почти ничего не изменилось со времен нашего детства.
ИДЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ
- Какой у вас характер? Есть ли черты, которые остались неизменными с детства?
- Пожалуй, я не смогу охарактеризовать себя сам. Я простой, как и все лягинцы: с детства радуюсь хорошему, а когда случается плохое - огорчаюсь.
- Тогда спрошу иначе: какие черты характера вам нравятся в других людях?
- Люблю людей, похожих на моих земляков. Лягинцы очень простые, прямые люди, они не умеют хитрить и обманывать. Когда мы переехали, то наивно удивлялись, если где-то сталкивались с кривотолками или обманом. У нас так было не принято. По жизни уважаю честных и искренних людей.
СОВЕТСКОЙ ЗАРПЛАТЫ ХВАТАЛО НА ВСЕ
- С какой профессии вы начали свой трудовой путь? На что хватало тогда зарплаты и ощущали ли вы когда-нибудь нужду?
- Я начал работать в совхозе, был простым рабочим, потом механизатором. После учебы, был уже механиком, бригадиром, управляющим… Зарплата тогда у всех была примерно одинаковая: небольшая и немаленькая. Мне всегда хватало. Я хорошо работал и сильно не тратился. Родители держали коров, поэтому у нас всегда были свое мясо, сметана, масло.
- Многие люди с ностальгией вспоминают советские времена, а некоторые наоборот их проклинают. А какими для вас были времена СССР?
- В советские годы, как и в жизни в целом, было и хорошее, и плохое. Хорошо, что у всех была гарантированная работа, пенсия, бесплатные и качественные медицина и образование. Минус же в том, что такая система по-простому называется «уравниловка». При такой системе люди становятся безынициативными, работают без души, без фантазии. Сейчас ты сам творишь свою жизнь, и все зависит только от тебя самого.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ТОГДА НЕ БЫЛО, БЫЛИ КОММЕРСАНТЫ
- Вы являетесь одним из самых первых предпринимателей республики. Как вы решили начать свое дело и почему?
- Накануне развала СССР меня незаметно сделали снабженцем, часто отправляя за пределы республики - привозил запчасти для сельхозтехники. Я был молод и мне нравилось много ездить, общаться с людьми.
В 90-е годы не было предпринимателей. Их называли коммерсантами. В народе сложилось мнение, что коммерсант - это какой-то непорядочный человек с хитрецой, эдакий барыга. Поэтому мои родители были категорически против того, чтобы их сын становился коммерсантом. Также меня не хотели отпускать из совхоза.
Но я был настойчив, потому что больше, чем к заработкам, стремился стать свободным, хотел сам располагать своим временем. Это было, как будто ты покупаешь себе свободу и становишься независимым. А работая на предприятии, находишься совсем в другом положении.
В конце концов я договорился с родным совхозом, что буду помогать им, и меня отпустили. Родителей, пусть и не без усилий, тоже удалось переубедить.
ПРО ПРЕСЛОВУТЫЙ МИЛЛИАРД
- Извините, если вопрос вам покажется некорректным. Про вас часто пишут, используя слово «богатый». Как вы к этому относитесь, обижаетесь или, наоборот, гордитесь?
- Слово «богатый» долго ко мне не относилось. Работал, как все предприниматели тех лет. Но когда во время проведения больших мероприятий ко мне стали обращаться за помощью, я не умел отказать. Даже машины на призы выставлял. Тогда меня и начали называть богатым, хотя призы я давал, чтобы поддержать спортсменов, а не для того, чтобы похвастаться.
И сейчас многие думают, что я очень богатый человек. Особенно, когда публикуют декларацию о доходах и видят там цифру миллиард. А на самом деле богатство - понятие растяжимое. У крупных предпринимателей все деньги находятся в обороте, а не в кошельке. Это не богатство в 1 млрд оборотных средств. Это объем работы, которые выполняет предприниматель.
ДЛЯ МАЛОЙ РОДИНЫ
- Расскажите, пожалуйста, о реализованных проектах во имя вашей малой родины?
- Наше поколение всегда стремилось вернуться на родину. В советские годы я пытался построить там охотничью избушку, получить разрешение. Но нас долго не пускали туда, не давали участков, потому что знали, что мы оттуда уже не уйдем. Разрешили лишь в последние годы советской власти, а позже получилось оформить аренду на нашу родную землю.
Старики из Лягинцев написали маленькую книгу и на ее презентации мы впервые собрались и заложили такую традицию. Создали свое землячество, установили памятник и начали строить музей. Провели в Чакыре первый большой ысыах лягинцев, организуем разные мероприятия.
ИСПЫТАНИЕ СУДЬБЫ
- Я знаю, что вам довелось полностью потерять свой бизнес и заново его возродить. Что было главным стимулом для этого?
- Был такой непростой период в моей жизни, когда я всерьез заболел. Вопрос стоял о жизни и смерти. Тогда же все мои склады и базы в Нижнем Бестяхе сгорели дотла.
Пожалуй, этот пожар спас мою жизнь. Я должен был обязательно выжить, чтобы возродить свое дело. После операции, едва начав ходить, стал потихоньку восстанавливать базу. Поговорил с поставщиками, и они помогли мне подняться на ноги. Тогда я работал по 25 часов в сутки и смог вернуть все, что сгорело. Сейчас думаю, что и болезнь, и пожар были для меня жизненным экзаменом, испытанием судьбы.
О ВЕРЕ И СОСТРАДАНИИ
- Руслан Еремеевич, верите ли вы в Бога?
- Я - советский ребенок, пионер, комсомолец... Вырос в атеизме, одним словом. Но после болезни я съездил на родину, попросил помощи у предков. У меня якутское верование, как и у большинства людей из народа саха.
Мы верим, что человек всегда должен чтить предков и свою родину. Когда я в Лягинцах, у меня очищается сознание и возвращаются силы, прибывает энергия. И эта любовь к родине всегда помогает. В церковь я, правда, не хожу, но на родине всегда молюсь духам предков, стоя на коленях.
- К вам часто обращаются, как к меценату за помощью в самых разных ситуациях. Есть ли случаи, которые особенно вам запомнились, запали в душу?
- Когда люди просят, видно сразу, насколько их случай серьезный. Когда видишь, как через тебя приходит помощь страдающим людям, испытываешь несравнимую ни с чем радость.
Я сам был в такой ситуации, когда остался один после пожара и больницы, поэтому с большим состраданием отношусь к людям, особенно к одиноким, у которых нет родственников, семьи.
ЗАЧЕМ НУЖНО ДЕПУТАТСТВО?
- Почему вы решили стать депутатом?
- По сути, я пришел к такому решению не по своей воле. Когда обанкротился совхоз «Амгинский», мы пригласили Ил Дархана Егора Афанасьевича Борисова в Покровку, чтобы обсудить, как вывезти из кризиса процветавший ранее совхоз. Тогда Егор Афанасьевич сказал мне: «Надо, чтобы ты стал депутатом». Я удивился, зачем мне это? Он ответил: «Сможешь больше помогать своим землякам».
Во второй раз об этом говорили уже с Айсеном Сергеевичем Николаевым и неожиданно для себя, в 2018 году, я решил участвовать в выборах.
14-ЧАСОВОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ
- Как выглядит ваш рабочий день? Во сколько начинается, когда заканчивается?
- Просыпаюсь я обычно часов в 5-6, встаю, читаю новости, завтракаю и в 7.30 прихожу на работу. В это время приходят первые работники и с 8 часов мы начинаем работать.
Мой рабочий день длится примерно до 22 часов. Иногда заканчиваю позже, из-за разницы во времени с поставщиками. Не люблю невыполненные дела, стараюсь все завершить и не оставлять на завтра. Тружусь без выходных и праздников. Если так работать, результат обязательно будет.
- Сейчас происходят большие перемены как в мире, так и у нас в стране. Испытываете ли вы тревогу за будущее?
- Время сейчас, действительно, непростое для всего мира. Я думаю, что мы должны усиленно работать, объединять свои усилия, сплачиваться. Трудолюбивый народ или предприятие будут жить хорошо в любые времена. Всегда было так и только так.
ЯКУТЯНЕ - САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ
- И последний вопрос. Есть ли на земле место, кроме Якутии, где вы могли бы жить?
- Я объехал всю Россию, был и на Западе, и на других континентах, но везде для меня получается одинаково. В первую неделю – все интересно, хорошо, а со второй - начинаю скучать по родине, близким.
Мы, якутяне, счастливые люди! У нас очень большая земля, где у каждого есть свой уголок, свой алаас, большая усадьба. В России, тем более в Европе, такого нет и в помине.
Только у нас есть возможность жить просторно, рыбачить, охотиться, собирать ягоды, грибы. За границей шагу ступить нельзя без разрешения и надзора. Мы живем свободно, а это самое большое счастье.
- Спасибо за интересный разговор.
Беседовала Мария СЕРГЕЕВА
Фото из архива Руслана ФЕДОТОВА.
- 6
- 1
- 0
- 0
- 0
- 0