Знакомство у библиотеки
- Родители рассказывали, как они познакомились?
- В семье этот случай не вспоминали, мы уже став взрослыми, узнали об этом из воспоминаний, публикаций. Они познакомились, будучи студентами, на ступеньках библиотеки имени Пушкина. Это было в 1944 году. Другом Аси Томской, подруги мамы, был Леонид Попов. И они решили познакомить маму с другом Леонида – Софроном Даниловым. Софрону было 22 года, он вернулся из армии и продолжал учебу в институте. Леонид их и познакомил.
Среди семейных фотографий попадается одна из первых, на которых улыбаются совсем еще юные Мария и Софрон.
- Эта фотография была сделана в тот самый период, - поясняет Любовь Софроновна.
Главные помощники
Молодыми были тогда бабушки и дедушки с обеих сторон – главные помощники семей братьев Даниловых. Им было около пятидесяти, когда их дети поженились.
- Моя старшая сестра Вера родилась на съемной квартире, - рассказывает моя собеседница. - Родители тогда кочевали по съемным углам. Может поэтому Вера часто простужалась и болела.
Тогда родители папы и мамы приняли мужественное и самоотверженное решение – переехать в Якутск. Продав свои дома в Горном и Мегино-Кангаласском районах и добавив один из первых крупных гонораров Софрона, купили большой дом в Сайсарах, на улице Маяковского. Он стоял на возвышенности и казался таким солидным.
Дом Даниловых
В этом доме в 1948 году и родилась вторая дочь Даниловых - Люба. Нарушив традиционную хронологическую последовательность расхожего трио «Вера, Надежда, Любовь», дочка Надя стала третьей в семье Даниловых. Получилось Вера, Любовь и Надежда.
- С нами жили мамины родители, а папины жили с семьей дяди Семена. В доме было две печки: одна в кухне с духовкой, другая – голландка, обогревавшая три комнаты. Несмотря на это, помню, что зимой дома было прохладно. По крайней мере мы каждое зимнее утро грели перед печкой свои штанишки.
Помню, что у нас была очень оригинальная мебель. Родители покупали ее на рынке. На кухне стоял большой буфет. Ящик для вилок и ложек был расположен очень высоко, и я в пятилетнем возрасте использовала старую куклу, как подставку, чтобы достать приборы.
- Не жалко было куклу? Наверное, она была редкостью в те времена.
- Кукла была шикарная! Ее на самом деле купили соседской девочке Вале Яковлевой, но поскольку она была единственной дочкой в семье, а нас уже было четверо девочек – куклу продали нам. Кукла была большая, в коробке, умела пищать, если дернуть за пуговку. Но когда она истрепалась, я использовала ее таким немилосердным образом. Надо было как-то помогать бабушке накрывать на стол.
Бабушкина помощница
- Старшим детям всегда выпадает больше обязанностей по хозяйству. Какие были у вас?
- Я была главной бабушкиной помощницей. Помогала нянчить младших, а также ходила в магазин за продуктами. Бабушка давала мне пять рублей, и я каждый день покупала две булки хлеба с небольшой добавкой.
- Что было на столе?
- Обычно бабушка варила в большой кастрюле суп. Утром мы ели оставшиеся от супа мясо с картошкой. А также иногда варили уху из ряпушки. Часто на столе был керчех, поскольку у нас была безрогая корова, наша любимая кормилица.
- То есть у вас был хотон в городе?
- Да. Был даже сеновал. Помню, как мы с соседскими ребятишками затеяли варить серу из бересты и сливок. Кто-то знал рецепт, и мы развели костер рядом с сеновалом. Нас тогда хорошенько отругали.
Бабушка ухаживала за коровой, а мы водили ее поить на озеро Сайсары. Когда-то мне очень сильно хотелось увидеть, как наша корова будет рожать. Мы договорились с бабушкой, что она мне покажет процесс. Я прождала весь день, но корова разродилась ночью, когда я уже спала и утром в нашем доме, возле печки уже грелся прелестный теленок.
Шоколад с нафталиновым запахом
- Вернёмся к детству. Часто ли вас баловали сладостями?
- Сладостей тогда было не так уж много. Бабушка по маминой линии Варвара Захаровна покупала нам ириски. Они были тягучие, их можно было долго рассасывать. А другая бабушка – Мария Яковлевна припасала для нас шоколадные конфеты.
Она хорошо шила из меха нам шапки из белки и ондатры и хранила под своей кроватью сундук с мехами, куда прятала шоколад. Когда мы ходили в гости к дяде Семену, бабушка доставала пахнущие нафталином сладости. Но шоколад все равно был очень вкусным.
- Родители много работали?
- Да, поэтому до школы нашим воспитанием больше занималась бабушка. Папа работал в Якутском музыкально-драматическом театре, редакции «Кыым», «Хотугу сулус», книжном издательстве, мама трудилась в Институте усовершенствования учителей. Папа часто приходил раньше мамы, и мы вместе ходили ее встречать с работы.
Письменно-обеденный стол
- Софрон Петрович писал, когда был дома?
- В доме у него был кабинет, но в нем было тесно. Там еле поместились кровать и книжный шкаф. Поэтому он писал на кухне. У него был свой уголок за большим обеденным столом. А стол этот был на десять человек. Его смастерил отец народного художника Афанасия Осипова. Они были земляками. В 1995 году этот стол по просьбе Афанасия Николаевича перешел в семью Осиповых, как фамильная ценность.
- То есть все многочисленные романы были написаны за этим столом?
- Нет, дома он писал в основном публикации, выступления. А большие произведения создавались в Доме творчества писателей в Переделкино или Малеевке. Обычно он уезжал туда зимой и несколько месяцев мы жили без папы.
Младшая сестренка Наташа была ответственной за письма, которые мы все по очереди писали папе. Мы шутя называли ее «министром связи». Папа очень ждал наши письма и просил писать почаще.
Мама также часто уезжала в командировки, ездила по школам республики. Она была такой занятой, что моя учительница удивлялась, что на школьные собрания всегда ходил наш папа.
- Вы хорошо учились в школе?
- Да. У Веры даже была грамота за отличную учебу с портретами Ленина и Сталина. А когда я училась, таких грамот уже не было. Грамоты были без портретов. Все дети в нашей семье хорошо учились. Были лучшими учениками в классе.
- Не было ли какого-то особенного отношения к вам, как к детям известного писателя?
- Нет, нас ничем не выделяли.
Дружные соседи
- А какие праздники вы отмечали всей семьей?
- Новый год, 1 мая, дни рождения…
Перед Новым годом дедушка приносил елку, добавлял веток, чтобы елка была пышнее, и мы дружно ее украшали. Ходили на елку и в Русский театр, где нам раздавали сладкие подарки.
Однажды в гостях у подруги мы сначала играли возле елки. Взрослые на ниточках развешивали сладости и нужно было с завязанными глазами срезать себе угощение ножницами. Там я впервые увидела, что нам – гостям, каждому ребенку на прощание подарили сладкие подарки в бумажных самодельных пакетах.
В 1955 году 1 мая отмечали проводы на учебу в Литературный институт дяди Семена. Тогда все жили дружно и редкий праздник обходился без гостей, соседей.
- У соседей было много детей?
- У нас тогда была интернациональная улица. Жили русские, якуты, корейцы, татары. Все дружили семьями, дети всегда вместе играли в лапту, катались на велосипедах. Дедушка нам мастерил ходули, санки. Помню, как долго учили Веру ездить на велосипеде. А я села и поехала раньше ее.
- Вы были бойкой девочкой?
- Наверное. Один раз я подралась с соседским мальчиком и нечаянно порвала ему майку. Пришлось ему отдать свою, новую майку. Я удивлялась, как мальчишка будет носить девчачью майку с присборенной горловиной.
- Были ли у вас домашние животные?
- Была собака Казбек. Зимой она жила у бабушки под кроватью.
Папины фотомодели
Софрон Петрович любил фотографировать и в семейном альбоме сохранились редкие кадры, сделанные им с большой любовью. Будучи творческим человеком, он умел хорошо ловить самые яркие моменты.
- Папа сам проявлял пленки, печатал фотографии при красном свете, а мы помогали ему, - вспоминает Любовь Софроновна.
Несколько фотографий сделаны у ворот дома. Вот девочки катаются на санках, а вот они вместе с мамой... На одном из снимков Люба разглядывает брошь, на другой фотографии эта брошь красуется на ее кофте.
Мама мастерица
Видно, что девочек часто одевали в одинаковые платьица. Мария Егоровна очень хорошо шила, порой даже костюмы мужу, верхнюю одежду – пальто, куртки из замши, она тоже шила сама.
Любе мама сшила красивое синее пальто с воротником из серой норки, которое она с любовью и благодарностью носила после окончания аспирантуры, когда уже поступила на работу.
Мария Егоровна всегда переделывала, подгоняла по фигуре уже готовые изделия из магазина. Она обладала большим вкусом и была настоящей мастерицей.
Летний отдых
- А летом вы не ездили в Горный?
- В Горный нет. Ездили к маминым родственникам в нынешний Хангалассский район. Тогда он назывался Орджоникидзевский. Там мы много купались, собирали ягоды. Помню, когда ходили в кино в сельском клубе, там почему-то делали перерыв в середине фильма. Оказывается, надо было перекручивать кинопленку вручную.
В городе таких перерывов не было. Папа иногда водил нас в кинотеатр «Сайсары» возле нынешнего магазина «Елочка». Потом появился кинотеатр «Айхал», а также летом работал кинотеатр «Сергелях».
В Горный район - в Бердигестях, Мытаах, мы ездили уже взрослыми, на юбилеи папы и дяди, и на Ысыах.
В 1959 году дедушки построили на Сергеляхе дачу и семья Даниловых жила летом там.
Новая квартира
Квартиру удалось получить только в 1967 году. Большие квартиры были редкостью. Отцу и матери по работе предлагали маленькие квартиры, куда с шестью детьми переехать было невозможно.
В какой-то счастливый момент освободилась трехкомнатная квартира в самом центре Якутска. Хозяева - две семьи - хотели разъехаться.
Тогда-то и удалось обменять собственный дом и ордер на маленькую квартиру на эту трехкомнатную. Даниловы переехали на проспект Ленина. В этом доме в этом же подъезде на одной площадке, на 1-м этаже находилась квартира дяди Семена. Так братья стали еще и соседями, чему члены обеих семей были очень рады. Девочки перешли учиться из шестой в восьмую школу.
Самостоятельная жизнь
Когда Любе было 14 лет, мама взяла ее с собой в поездку с группой сельских учителей-биологов в центральные города. Почти все члены группы впервые увидели Москву и Ленинград, побывали на Красной площади, в Кремле, а в Ленинграде - на Дворцовой площади.
Но главное, якутские учителя посетили Московский университет, Институт Биохимии им. Баха и другие известные учебные заведения, интересные для биологов. В Ленинграде для них провели экскурсию на заводе «Красный треугольник».
Такие познавательные поездки Мария Егоровна устраивала для простых школьных учителей со всей республики. Везде предварительно договаривалась об экскурсиях, встречах, местах проживания. Предыдущая поездка была с учителями-биологами, они ездили кроме Москвы еще и в Киев и в Асканию-Нову.
Окончив школу, Люба, как человек уже «знающий» Ленинград, поехала учиться в Ленинградский государственный университет на биолого-почвенный факультет. Это был 1966 год, когда одновременно в стране школу закончили два выпуска: 11 и 10 классы.
- Родители не боялись отпускать вас одну?
- Нет, я ведь уже была в Ленинграде. Тогда многие дети, выпускники школ были очень самостоятельными. Правда помучиться мне все-таки пришлось. Я чуть не опоздала оформиться в общежитие. К счастью какой-то молодой парень взялся меня проводить, донести чемодан и, попросил взаймы по такому случаю десять рублей. Десятку я таким образом истратила, но в общежитии успела даже получить белье и спать в нормальных человеческих условиях.
- А вы не хотели быть, как папа писательницей?
- У меня к этому не было способностей.
- Родители помогали, когда вы учились?
- Я получала стипендию – 33 рубля и 30 присылали родители. На жизнь хватало. Мы с подругами ходили в музеи, театры, кино, гуляли по красивому городу. Когда мы учились на первом курсе, общежитие у нас находилось в Старом Петергофе, это на одну остановку на электричке дальше Фонтанки, в 50-ти минутах до Балтийского вокзала. На старших курсах жили на Васильевском острове.
Память об отце
На одной из фотографий Люба с отцом. Этот снимок был сделан в студенческие годы, когда Софрон Петрович приезжал в Москву. Тогда Люба приехала из Ленинграда, чтобы увидеться с папой. Бросается в глаза необычайное сходство отца и дочери.
Листая книги, обнаружила, что многие из них подписаны специально для дочери Любы.
- Папа всегда дарил нам книги. Причем не только свои, но и книги других авторов, известных советских писателей. В этом году мы с сестрой выпустили сборник папиных заметок, докладов о судьбе родного народа, воспоминаний о современниках. Интересно прочитать сегодня его мысли о железной дороге, об Олонхо, родном языке… Все о чем он писал, актуально и сегодня.
- Большое спасибо за то, что поделились ценными воспоминаниями с читателями нашей газеты «Ил Тумэн».
Фото из семейного архива Любови Софроновны ДАНИЛОВОЙ
- 6
- 4
- 1
- 0
- 0
- 0