Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -4 oC

Своим мнением по теме реформирования парламента с Sakhaparliament.ru делится заместитель Председателя Верховного Совета РС(Я) XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) I и II созывов, Председатель Палаты республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) I созыва, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 1996 по 1999 гг., заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Егор Михайлович Ларионов.

Своим мнением по теме реформирования парламента с Sakhaparliament.ru делится заместитель Председателя Верховного Совета РС(Я) XII созыва, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) I и II созывов, Председатель Палаты республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) I созыва, члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 1996 по 1999 гг., заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия) Егор Михайлович Ларионов.

ларионовАксакал якутского парламентаризма Егор Михайлович Ларионов выступает на торжественном собрании, посвященном 20-летию Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я). 2014 годВопрос реформирования парламента РС(Я) - труднейший вопрос на сегодняшний день. Для нас, ветеранов Верховного Совета XII созыва, вопрос так и вовсе болезненный. Не было никаких оснований тогда для разгона, но это уже давняя история.

Получается, почти 30 лет мы занимаемся реформированием. После разгона был узаконен двухпалатный парламент, два созыва он работал с такой структурой. Дальнейшие созывы уже были однопалатными.

Не слушать «горячие головы»

Начиная с пятого созыва на различных совещаниях, диспутах идут неприятные разговоры, что, мол, парламент плохо работает, расходы слишком большие, надо их сократить и т.п. И высказывалось мнение уменьшить количество народных депутатов до 35, некоторые предлагали и до 25, искренне полагая, что сокращение численности спасет парламент от лишних трат. А некоторые излишне «горячие головы» так и вовсе желают избавиться от парламента.

То есть может получиться так, что 35 парламентариев будут на постоянной основе принимать законы, то есть заниматься чисто законотворчеством. При этом никто из инициаторов не говорит о представительных и контрольных функциях, указывая лишь количество законов, чтобы их было побольше, в том числе приводя в соответствие с федеральным законодательством.

От политики, государственной деятельности я, как пенсионер, давно отошел. Теперь все мое богатство, как в песне поется, телевизор да газеты. Но практическая работа в XII созыве, в первом и втором созывах Ил Тумэна, думаю, дают мне право высказаться на эту животрепещущую тему.

Напрямую коснется сотни тысяч избирателей

Прежде всего, к этому вопросу надо относиться сверхосторожно, поскольку, затрагивается становой хребет республики. Хочу предупредить и напомнить, что разные восстания, революции начинаются, как правило, с разрушения парламента – возьмите всю мировую историю. Свежий случай со штурмом Капитолия, расстрел Верховного Совета РСФСР из относительно недавнего российского прошлого. Посмотрите -  бунтующий народ прямиком идет в парламент. Поскольку именно законодательные органы определяют экономическую стратегию, тактику любого государства.

Именно Ил Тумэн принимает законы, по которым живет население, утверждает республиканские программы, активно взаимодействует с коллегами по Дальневосточному округу, с Федеральным Собранием. Таким образом, при серьезных изменениях затрагивается становой хребет, основа государственности, именно поэтому любой реформаторский вопрос, относящийся к парламенту, надо принимать сверхосторожно.

Во-вторых, эта реформа будет затрагивать не только интересы будущих 35 народных депутатов, а напрямую коснется тысяч и тысяч избирателей, практически всех жителей республики. Начиная с оленеводов Севера и заканчивая промышленниками Южной Якутии. Затронет практически все отрасли народного хозяйства.

В-третьих, мы, законодатели, помним, какие острые вопросы и недовольства были высказаны избирателями по нарезке округов, когда от 150 депутатов при Верховном Совете количество сократилось до 70 человек, именно столько представлено в Ил Тумэне и на сегодняшний день.  А теперь предлагается 35 человек. Думается. спустя 30 лет наши избиратели уже лучше знают избирательную систему и цену законам, после введения которых всем, как ни крути, будет трудно, властям тоже. Появятся сложности в арктической и центральной зонах, даже в крупных промышленных городах.

А как же представительные и контрольные функции?

И спрашивается: а что такое профессиональный парламент? Разве сейчас наш парламент, Госдума, да возьмем все страны непрофессионально работают? Они сами всегда заявляют, что являются профессионалами своего дела. В нашей Государственной думе, как известно, все 450 депутатов работают на постоянной основе.

В будущем новый парламент Якутии, как предполагается, будет заниматься законотворчеством, только, грубо говоря, штамповкой законов,  приводить  их в соответствие с федеральными законами. Так, к примеру, говорил один товарищ в одном из диспутов на эту тему, считая, что это очень даже хорошо.   

Напрашиваются вопросы: а как же основные функции парламента? Куда денутся представительные функции, то есть защита интересов населения, округа, откуда народный депутат был избран? Это ведь важнейший вопрос. К кому обращается за помощью простой народ, если на местах чиновники не могут ему помочь? К депутату своему: «Помоги, Иван Иванович!».

И куда денутся контрольные функции? В Конституции Республики Саха (Якутия) четко прописано, что Ил Тумэн - это представительный, законодательный и контрольный высший орган власти. К слову, на федеральном уровне, по инициативе президента Путина Госдуме и Совету Федерации переданы дополнительные функции, чтобы все кадровые вопросы, в том числе по составу правительства, принимал сам парламент, чтобы депутаты были ответственны перед народом. Именно за это мы проголосовали летом, поправив Конституцию страны.

Некоторые говорят: сейчас, де, контрольных функций парламента практически не осталось, поскольку образована Счетная палата республики. Не в этом дело. Сам парламент должен помочь Контрольному комитету принимать актуальные, злободневные решения, усилить функциональные обязанности комитета. Чтобы он не только проверял финансовые документы, как исполняются законы в целом, программы, которые были утверждена парламентом. Тогда комитет и будет активно работать, даже если где-то со Счетной палатой полномочия стыкуются. Эти вопросы решаются запросто, можно сказать. Причем самим парламентом.

Если все эти представительные и контрольные отпадут, то будут приниматься лишь законы. Кто будет защищать насущные интересы граждан? Если все это ослабится, любой руководитель ведомства будет указывать: «Ты, товарищ депутат, принимай свои законы, а мы будем исполнять». И все.

Нигде вы не найдете незатратного парламента

И третье, что я хочу сегодня сказать, передавая мои не очень причесанные мысли. Еще года два назад один из участников в дискуссии бросил «крылатую» фразу: «70 народных депутатов слишком много, тратят народные деньги, надо их сократить, а деньги отдать детским садам». Вот с тех пор и можно услышать на каждом углу, что парламент слишком затратный. Мол, сидят в своих хоромах-кабинетах, деньги народные проедают.

Я настаиваю, именно парламент - зеркало государства, региона, города. Как он обеспечивает государственную и национальную политику, как он защищает своих граждан от трудностей, от всех бед, это и должно отражаться, в том числе, и во внешних атрибутах, в самих зданиях.  У нас предлагают здание мэрии, в котором находится Гордума, «перевезти» подальше от центра. Избиратели живут во всем городе, а их представители, я считаю, должны находиться и работать на сессиях в центре города. Иначе мы многое потеряем.    

Нигде вы не найдете незатратного парламента. Это закон жизни. Пусть депутаты сами коров не доят, не ищут золото и т. п., проще говоря, но они делают так, чтобы это молоко стало возможным надоить, найти золото.  Все это работа парламента и исполнительных структур. Конечно, содержание органов власти довольно затратно, но оно по-иному приносит свои дивиденды, в виде повышения качества жизни населения. В этом я убежден.  

Потом, даже при сокращении вдвое количества депутатов, цифры пойдут, наоборот, вверх Уважаемый мной журналист «Якутска Вечернего» Виталий Обедин уже подсчитал, что расходы Госсобрания с 333,5 млн руб (в 2021 году) возрастут до 600-700 млн рублей. Эти 35 депутатов (вместо нынешних 19 постоянников) не будут сами строчить законы. Появятся хорошие специалисты, помощники, эксперты, юристы, технические работники, их всех надо будет обеспечить техникой для работы и т д. Расходы увеличатся вдвое, как минимум.

Моим коллегам и тем, которые будут заниматься этим вопросом мой совет: не торопиться. Ситуация во всем мире сложная, конфликты, коварная болезнь, сейчас не время, чтобы принимать скоропалительные решения, можно подождать. Правильно говорил председатель Госсобрания Петр Гоголев о необходимости осторожного подхода.

Необходимо обсуждать, активизировать, встречаться с населением, разъяснять нюансы, а затем только принимать ответственные решения в интересах избирателей, всех жителей республики.

Тема вызывает большой интерес, как среди населения, так и в законотворческом сообществе. Sakhaparliament.ru приглашает высказать свое мнение экспертов, политологов, депутатов разных созывов. Следите за нашими публикациями под специальной меткой «Реформа парламента».

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением