Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 30 oC

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева провела рабочую встречу с авторским коллективом программы «Эркээйи эргиирэ», сообщает пресс-служба Ил Тумэна. 

Председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева провела рабочую встречу с авторским коллективом программы «Эркээйи эргиирэ», сообщает пресс-служба Ил Тумэна. 

Феодосия Габышева отметила, что особое место в современном образовательном процессе отводится сохраняющимся и передающимся по наследству из поколения в поколение народным нравственным традициям, обычаям, идеям и назиданиям народной педагогики. На протяжении многих веков народная педагогика была важнейшим средством воспитания подрастающего поколения, своеобразной философией воспитания. Многое из методического арсенала народной педагогики выдержало испытание временем и успешно применяется в учебном и воспитательном процессе, что свидетельствует о великой силе народной педагогической мудрости.

Сегодня обновленная программа «Эркээйи эргиирэ», разработанная в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, вновь обрела свою актуальность и направлена на создание условий для воспитания, самообучения и самовоспитания ребенка, опираясь на народные традиции, родной язык, исконные занятия и этнопсихологию.

KVA 1518

Народный депутат подчеркнула, что за 31 год реализации программа «Эркээйи» получила широкое признание педагогической общественности республики и подняла на новый содержательный уровень систему воспитательной работы детей и молодежи. Она рассказала, что за эти годы создана научно-методическая база для эффективной реализации программы «Эркээйи эргиирэ».

При этом, как научный руководитель данного проекта, Феодосия Васильевна обратила внимание на ряд моментов, в частности на необходимость создания работающих механизмов для полноценного внедрения программы в образовательную деятельность. Большую помощь в этом могут оказать советники директоров школ по воспитанию.

Напомним, что в начале  90-х годов XX века под руководством министра образования Республики Саха (Якутия), доктора педагогических наук  Е.П. Жиркова и при поддержке первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева была утверждена Концепция обновления национальных школ, которая получила высокую оценку педагогической общественности России и других стран.

В 1992 году по инициативе Союза детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) во главе Т.М. Ильиной и доктором психологических наук, профессором А.П. Оконешниковой вместе с известными педагогами республики была разработана программа «Эркээйи» по приобщению детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии.  28 ноября 1995 года постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 517 Программа «Эркээйи» была утверждена как базовая республиканская программа воспитания и развития ребенка.

Заслуженный работник образования РС (Я) Татьяна Ильина отметила, что не все понимают суть и актуальность программы «Эркээйи» в воспитании детей. Она рассказала, что по всей республике была проведена широкомасштабная работа по сохранению, изучению и развитию традиций и культуры коренных народов республики, которая и по сей день является актуальной и сегодня даже приобретает инновационный формат. По программе «Эркээйи» не только дети, но и взрослое население повсеместно стали развивать традиционные промыслы. В любом наслеге есть увлеченно и творчески работающие люди, живут признанные всеми лидеры, которыми все гордились. Если умело использовать этот неоценимый человеческий потенциал, то несомненно, они окажут огромную помощь в раскрытии и развитии талантов, способностей детей.  Продуманные до деталей, яркие мероприятия оставляют неизгладимый след в душе ребенка. Так, уважаемый всем народом Якутии, житель села Баяга Таттинского улуса Борис Федорович Неустроев – Мандар Уус вырастил целую плеяду народных мастеров, организовал школу обучения народному ремеслу. Баягинцы в созданных ими лагерях «Мандар Уус кыһата», «Природный звук Хатылаевых» обучают, приобщают к национальной культуре детей из г. Якутска и многих улусов. Одаренные от природы  люди открывают лагеря, центры для обучения детей. Таким образом, заложена основа для претворения в жизнь основной идеи «Эркээйи» – возрождение  национальных традиций, как одного из видов историко-культурного наследия народа саха. Усилиями образовательных учреждений и общественности были созданы благоприятные условия для осознания детьми себя частью своего народа. Детям была предоставлена возможность реализовать свои способности, раскрывать свой талант и внутренний потенциал. Нет неодаренных детей. Только личное участие ребенка в работе социума обеспечит перенятие им добрых традиций родного села, этнической среды, нравственных ценностей своего рода.

Учеными и передовыми учителями составлены авторские программы по разным направлениям воспитательной работы. Так, успешно реализованы программы «Сатабыл» («Умение», автор Кондратьев П.П.), «Педагогика олонхо, технология «СЭДИП» (авторы Чиряев К.С., Чехордина Е.П., Филиппова Н.И.), «Педагогика Севера» (авторы Никитина Р.С., Федоров Г.М.) в школьной практике, внесшие новое веяние в педагогическую деятельность. В школе «Айыы кыһата», в лаборатории «Сергелях» (рук. Степанова В.Е.) разработаны способы создания образовательных сфер «Мышление и деятельность», содержанием которых является саморазвитие ребенка в соответствии с меняющимся миром. Таким образом, найдены пути отхода от традиционного штампа «воспитательная работа» при становлении, взрослению, самообучению ребенка как успешного человека своего времени. Заложены основы для создания «очеловеченной» школы с 1 по 11 классы, развивающей личность ребенка.

KVA 1493

По программе «Эркээйи» коренные народы республики провели работу по возрождению, изучению и развитию родных языков, культурных ценностей, традиций в воспитании детей. Героический эпос Олонхо получил всемирное признание – стал шедевром устного и нематериального культурного наследия, провозглашенного ЮНЕСКО. Сегодня дети с 3-5 лет приобщаются ко многим видам национальной культуры - тойук, олонхо, хомус, народные танцы.

Участники совещания утверждают, что программа приобщения детей к процессу возрождения и дальнейшего развития культуры народов Якутии за эти годы перерабатывалась и переиздавалась. Предназначением   программы было возрождение национальной культуры и на основе национальной культуры взращивание разносторонне развитого ребенка.

Основная концептуальная идея программы - вернуть человека к человеку, этноса к этносу, т.е. обретения себя в трех ключевых понятиях «Человек», «Здоровье», «Путь жизни человека», вырванных  нами, казалось бы, из обычного словаря современного человека, но имеющих глубокое содержание, если их «прочесть» на той духовной основе мировоззрения саха, исходящей через века к нам от учения наших предков.

По итогам рабочей встречи председатель постоянного комитета Феодосия Габышева поручила Министерству образования и науки РС(Я) разработать программу повышения квалификации для педагогических работников по программе «Эркээйи эргиирэ», распространить опыт пилотных школ программы «Эркээйи» и возродить работу научно-методического центра «Эркээйи эргиирэ».

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением
Түһүлгэ

«Суораттааҕым барахсан»

Кэҥкэмэ кэрэ айылҕатыгар олорор Чомчоевтарга ааспыт өрөбүлгэ ыалдьыттаан, «Суораттааҕым…
14.07.24 12:30