Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -20 oC

В парламенте Якутии 18 мая 2021 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), на котором был обсужден проект Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)».

В парламенте Якутии 18 мая 2021 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), на котором был обсужден проект Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)».

На мероприятии, состоявшемся в режиме видеоконференцсвязи, приняли участие члены Общественно-консультативного совета, народные депутаты Республики Саха (Якутия).

Открывая работу заседания Общественно-консультативного совета, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев сообщил, что проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» был внесен на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Главой Республики Саха (Якутия) 30 апреля 2021 года. 

Он подчеркнул, что обсуждение поправок в Основной закон республики проводится в знаменательный день. «Сегодня, 18 мая, в республике отмечают 155 лет со дня рождения  предводителя якутской интеллигенции начала XX века, организатора политической организации «Союз якутов» Василия Васильевича Никифорова-Күлүмнүүр – человека очень творческого, просветителя, посвятившего всю свою жизнь борьбе за улучшение условий жизни местного населения и развитие самоуправления. Это очень важно. Тема сегодняшнего обсуждения сопряжена с идеей, касающейся качества жизни человека, а также системы органов госвласти», - отметил Петр Гоголев.   

Спикер парламента Якутии подчеркнул, что Конституция, определяя жизнь и развитие государства и общества, в то же время является «живым» документом и может изменяться в соответствии с реалиями времени.

Он сообщил, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) проводит широкое обсуждение предлагаемых в Конституцию изменений. Так, проект конституционных поправок 30 апреля был размещен на официальном сайте Государственного Собрания, на котором с 7 мая идет активное обсуждение поправок. Кроме этого 30 апреля проект направили во все муниципальные образования республики для организации общественного обсуждения и внесения предложений. Предложения от муниципальных образований продолжают поступать, отметил Гоголев.

Итоги обсуждений будут подведены 21 мая, на публичных слушаниях по проекту Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)», которые, в связи с пандемией, пройдут в режиме видео-конференц-связи, при этом будет организована прямая трансляция и возможность обратной связи.

Петр Гоголев призвал членов Общественно-консультативного совета к активному и конструктивному диалогу.

С основной информацией выступил руководитель Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), руководитель рабочей группы по формированию предложений по внесению изменений в законодательство Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Афанасий Владимиров.

Он рассказал, что законопроект направлен на совершенствование отдельных положений Конституции (Основного закона) РС (Я) в связи с изменением федерального законодательства. В частности, принятыми в 2020 году поправками к Конституции РФ, необходимостью совершенствования положений о системе высших исполнительных органов государственной власти РС (Я), реализации полномочия региона по созданию конституционных советов при законодательном (представительном) органе государственной власти. А также в целях уточнения отдельных норм Конституции (Основного закона) РС (Я) в отношении контрольно-счетного органа – Счетной палаты региона и рассмотрения и утверждения Стратегии социально-экономического развития РС (Я).

Афанасий Владимиров отметил, что представленный проект конституционного закона республики разработан с учетом предложений народных депутатов, членов Общественной палаты, Федерации профсоюзов РС (Я), поступивших в адрес Главы республики. Он также детально рассказал о внесённых поправках.

Далее слово для экспертного мнения было предоставлено судье Конституционного Суда РС (Я) в отставке, председателю Научно-консультационного совета при Конституционном Суде РС (Я), доктору юридических наук, профессору Дмитрию Миронову, который рассказал об особенностях законопроекта и решаемых им задачах.

«Проект конституционного закона значителен по объёму, занимает самое видное место по числу изменений в системе развития конституционного законодательства республики и служит ее логическим развитием.

Идея обновления Конституции не затрагивает основ конституционного строя, главу I, а затрагивает цель, которая стоит перед всеми субъектами федерации – стабильность исполнительной власти.

Проект конституционного закона ставит ряд целевых задач, в том числе: перенос новых положений Конституции РФ в основной закон Республики Саха (Якутия), включая, в первую очередь, социальный блок. Вторая задача – приведение в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством, в том числе на устранение «старой задолженности» – как, например, характеристику правительства Якутии как высшего органа государственной власти. Третья задача – создание конституционных условий для выполнения императивов Конституции РФ и федеральных законов. Четвертая задача – формулировка конституционных основ для новых образований, в том числе системы публичной власти и другие.

Аннулирование Конституционного суда Республики Саха (Якутия) у нас воспринимается неоднозначно: одни видят торжество справедливости – «суд исчерпал свои возможности», другие – попрание права субъекта на создание собственных органов конституционной власти. Однако, упразднение конституционных уставных судов не нацеливает на аннулирование конституционного (уставного) контроля в регионах. Надо иметь ввиду, Конституционный Совет, как орган осуществления взаимодействия законодательной и исполнительной власти мог бы стать более полезным в сегодняшних условиях», - отмечает Дмитрий Миронов.

«Если подойти с точки зрения развития конституционного законодательства, то это вполне закономерный процесс, который опирается на 72-ую статью Конституции Российской Федерации. А там мысль такая – если изменяется  положение Конституции Российской Федерации и положения федерального законодательства, в частности, федеральных конституционных законов, федеральных законов, то, конечно же, соответствующим образом должны  быть внесены изменения и дополнения в конституции и уставы субъектов Российской Федерации. Конечно, мы все знаем, что в 2020 году были внесены очень крупные изменения, которые мы, юристы, называем обновлением Конституции РФ. И этот процесс охватил очень широкий круг вопросов, которые касаются конституционного строительства в субъектах Российской Федерации, в том числе и в республиках в составе Российской Федерации. И это предопределяет необходимость развития на соответствующем уровне конституционного законодательства субъектов Российской Федерации.

С точки зрения попыток найти в чём смысл этих изменений, здесь подходы разные. Но если абстрагироваться от всех споров, то задача состоит в обновлении конституционного законодательства, которое существует в субъектах. За 25 лет действия этих актов существенно изменились общественные, политические отношения, социальная структура общества, отношения имущественные… С этих точек зрения всё нуждается в определенных изменениях. В частности, за 25 лет обнаружились положения, которые актуализированы в современных условиях. Это касается и субъектов Российской Федерации. Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна соответствовать требованиям времени. В сегодняшних условиях  субъекты должны развиваться более ускоренно, чем раньше, чтобы развивать цифровую экономику, интеллектуальную собственность субъектов, или такие отношения, которые связаны с новым образованием, новой наукой, новыми общественными отношениями в сфере связей и социальных отношений. Всё это требует того, чтобы государственная власть в субъектах Российской Федерации была более действенной, более эффективной, более мобильной».

Следующий момент, который в современных условиях тоже имеет существенное значение. Статья 12 Конституции Российской Федерации говорит о самостоятельности местного самоуправления, о том, что оно не входят в систему органов государственной власти. Но это не должно означать отказ от взаимодействия органов государственной власти с органами муниципального образования. Все они служат в интересах человека, в интересах общества, страны. Есть общее положение, которое с давних времен объединяет органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это публичная власть. Конституция Российской Федерации впервые ставит задачу о том, чтобы понятие публичной власти стало работать в пользу развития общества и государства.

Еще один важный момент, который имеет определённое структурное значение. Я это называю «институциональные изменения» в механизмах государственной власти. Пока это изменение происходит на уровне федеральных структур, органов государственной власти Российской Федерации. Среди этих новшеств можно назвать изменения, касающиеся утверждения министров, кандидатуры которых представляет Президент Российской Федерации. Утверждение имеет значение юридического факта, это непоколебимо, поскольку это правообразующее обстоятельство, значит окончательное решение, в том числе и для Президента Российской Федерации.

В целом Конституция Российской Федерации выражает определённые «институциональные изменения» в системе, в механизмах государственной власти. И задача субъектов Российской Федерации в соответствии с собственными интересами, историческими и культурными особенностями прислушаться и посмотреть в какой степени эти положения применимы к ним. Только это будет выступать условием развития конституционного законодательства субъектов Российской Федерации», - отметил эксперт.

Далее члены Общественно-консультативного совета Макар Яковлев, Егор Ларионов, Евгения Михайлова, Вячеслав Александров задали уточняющие вопросы, касающиеся сроков принятия законопроекта, новой терминологии, целесообразности наделения Правительства РС (Я), подконтрольного Главе РС (Я), статусом высшего исполнительного органа, не вызовет ли это конфликт интересов между действующим кабинетом министров и Ил Дарханом, рассмотрения и утверждения Стратегии социально-экономического развития республики и другие.

Председатель Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) I созыва Егор Ларионов считает, что проект конституционного закона составлен на высоком уровне.

Он поддержал поправку о подконтрольности деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) главе Якутии. Егор Ларионов также предложил ввести новую конституционную норму, закрепляющую обязательство государства по обеспечению безопасности детей в учебных заведениях.

Народный депутат республики II созыва, министр здравоохранения РС (Я) в 2003-2010 годы Вячеслав Александров, в свою очередь, видит новшество Конституции в том, что в ней закреплена ответственность органов власти по обеспечению достойного лечения.

«В региональном законодательстве должны закрепляться вопросы сохранения медицинских учреждений, оптимизация сети должна осуществляться аккуратно, точечно, с гарантией соблюдения прав граждан, только в избыточной части. В новой редакции Основного закона отражается субсидиарная ответственность за здоровье. Соответственно, органы власти должны создавать условия для здорового образа жизни населения. Эта логика должна найти отражение в новом законе о здравоохранении. Приветствую посыл Главы Республики Саха (Якутия) об объявлении Десятилетия здоровья. Ведется строительство кардиологического и онкологического диспансеров», - отметил член совета.

Продолжительная дискуссия развернулась вокруг поправки об исключении положения о Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и установлении норм, регулирующих положения по Конституционному Совету Республики Саха (Якутия). В целом, члены Общественно-консультативного совета поддержали его принятие, но выразили ряд полярных мнений насчет того, каким статусом и полномочиями должен быть наделен новый орган, как будет выстроена его работа, и кто должен работать в составе совета.

В частности, Егор Ларионов поддержал формулировку новой статьи 67.1 об определении Конституционного Совета РС (Я), при этом предложил включить Конституционный Совет РС (Я) в статью Основного закона о системе органов государственной власти республики и подумать о продлении сроков упразднения Конституционного суда РС (Я) до 1 января 2023 года.

Профессор кафедры «Уголовное право и процесс» юридического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Макар Яковлев, напротив, считает, что включение Конституционного Совета РС (Я) в состав органов государственной власти наложит требования по предельному возрасту и иные ограничения на его членов. Он предложил рассмотреть вопрос функционирования Конституционного Совета РС (Я) на общественных началах и расширить количество его членов до 15 человек. Выступающий отметил целесообразность того, чтобы в его состав могли войти политологи, философы, юристы, известные общественные деятели, аксакалы, бывшие руководители республики. Макар Яковлев обосновал свое предложение тем, что, по его убеждению, Конституция является, в первую очередь, политическим документом.

Президент СВФУ Евгения Михайлова, поддержала проект Конституционного закона Республики Саха (Якутия), внесенного Главой республики и предложила наделить Конституционный Совет статусом высшего государственного органа конституционного контроля Республики Саха (Якутия). Она подчеркнула, что это обеспечит независимость нового органа, даст возможность беспристрастно толковать конституционные положения по спорным вопросам.

Депутат Верховного Совета Якутской-Саха ССР (Я) XII созыва, народный депутат республики I, III созывов Михаил Санников также активно выразил свою позицию в данном вопросе. Членами Конституционного Совета РС (Я) он видит депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн), чтобы решения были действенными, а не носили лишь рекомендательный характер.

По итогам заседания члены Общественно-консультативного совета при Председателе Государственного Собрания (Ил Тумэн) приняли рекомендации, в которых с учетом прозвучавших предложений и замечаний поддержали конституционную инициативу Главы РС (Я) – проект Конституционного закона РС (Я) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) РС (Я)».

Резюмируя прозвучавшие выступления, председатель постоянного комитета Государственного собрания (Ил Тумэн) по государственному строительству и законодательству Алексей Еремеев отметил, что состоялся очень полезный разговор. Он сообщил, что на сегодняшний день проводится активное обсуждение законопроекта представителями политических партий, общественностью республики. Итоги будут подведены 21 мая 2021 года на публичных слушаниях по проекту конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)». Парламентарий рассказал о деятельности, проведенной в течение года рабочей группой по формированию предложений по внесению изменений в законодательство Республики Саха (Якутия) в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», сообщив, что все поправки были тщательно выверены и разработаны. Далее парламентарий дал ряд пояснений членам Общественно-консультативного совета на уточняющие вопросы, а также поблагодарил их за поддержку законопроекта.

Подводя итоги обсуждения, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев поблагодарил членов Общественно-консультативного совета за живое и заинтересованное обсуждение. По итогам заседания членам Общественно-консультативного совета рекомендовано выступить на публичных слушаниях по проекту конституционного закона.

Спикер парламента Якутии сообщил, что вопрос о проекте конституционного закона РС(Я) включен в проект повестки двадцать седьмого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) шестого созыва, которое состоится 26-27 мая 2021 г. в дистанционной форме, сообщает пресс-служба Ил Тумэна.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением