В ходе панельной сессии были обсуждены вопросы:
Как создать транспортную мобильность в Арктике?
Развитие мультимодальных перевозок пассажиров и грузов
Государственная поддержка развития авиасообщения в Арктике
Перспективы развития наземной и внутренней водной инфраструктуры в АЗРФ
Вопросы обновления парка воздушных судов и создания инновационных транспортных средств
Как соотнести развитие транспортной инфраструктуры в Арктике с грузовой базой?
Как обеспечить связь арктических территорий с морскими портами?
Возможности ГЧП в развитии транспортной системы в АЗРФ
Модератором панельной сессии был руководитель Секции транспортного и инфраструктурного развития АЗРФ Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации ФС РФ
ШАТОХИН Д.А.
Участники дискуссии:
АНОШКИН Д.С. Директор по промышленной логистике и аутсорсингу АО «РЖД Логистика» БЛОХИН А.Н. Руководитель подразделения РУСАК НГТУ имени Р.Е. Алексеева
БОНДАРЬ О.А. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
БОРИСОГЛЕБСКАЯ Л.Н. Проректор по научной и проектно-инновационной деятельности ФГБОУ ВО «ОГУ имени И. С. Тургенева»
ГУБАРЕВ В.Н. Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
КАМЕНИР Н.В. Руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта
КАПУСТА А.С. Советник генерального директора АО «Омсктрансмаш» КОТКИН С.Н. Член Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
КОСИНОВ Л.Ю. Начальник управления регулирования перевозок и международного сотрудничества Федерального агентства воздушного транспорта
КУДРЯВЦЕВ А.Б. Заместитель директора по ОрВД и ИВП филиала «Аэороновигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
МИРЗЕАБАСОВ Т.А. Генеральный директор ООО «Антер»
МИХЕЕВ В.Р. Руководитель проектов перспективных разработок АО «Вертолеты России»
СМИРНОВ С.В. Директор Ассоциация «Созвездие»
ФИЛИППОВА Н.А. Доцент кафедры Транспортной телематики ФГБОУ ВО «МАДИ»
ШЕПИТЬКО Т.В. Директор Института пути, строительства и сооружений РУТ (МИИТ)
ШИРОКОВ А.И. Член Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виктор ГУБАРЕВ выступил на панельной сессии с докладом "Развитие Арктической зоны РС (Я) в контексте транспортной инфраструктуры":
Уважаемые товарищи!
Республика Саха (Якутия), крупнейший по территории субъект РФ со сложной транспортной схемой, большим количеством труднодоступных населенных пунктов. В сентябре в рамках Международного Северного Форума по устойчивому развитию мы провели первую парламентскую сессию на тему "Правовые аспекты жизнеобеспечения и устойчивого развития северных и арктических территорий". Сегодня в рамках своего выступления высказываю отчасти консолидированную позицию законодателей регионов Арктики и Севера. Нормативно-правовое регулирование развития российского Севера и Арктики характеризуется повышенным вниманием к ресурсам Севера. В то же время отмечается снижение уровня жизни населения, наличие разногласий между коренным населением и недропользователями в части распределения доходов.
В документах стратегического планирования развития Арктической зоны РФ и РС (Я) определены ориентиры расселения населения, развития экономики и производства, создания социальной инфраструктуры.
Надеемся, что заработает в полную силу недавно принятый Закон РФ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", однако, до сих пор нет базового закона о развитии Арктической зоны.
Одной из главных проблем для Республики Саха (Якутия) является обеспечение транспортной доступности для населения. Пришествие в Якутск железной дороги, строительства моста через реку Лена, открывает новые перспективы транспортного сообщения на Северо-Востоке РФ
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет почти 40 тыс. км. 68% - это грунтовые дороги и автозимники, и на их содержание ежегодно направляются средства в размере порядка 2 млрд. рублей. Хотелось бы подчеркнуть, на содержание автозимников направляется 50% расходов, а это более 1 млрд. рублей, предусматриваемых на содержание автомобильных дорог в РС (Я). Автозимники для самого большого регионов страны, является одним из основных и безальтернативных для доставки грузов в отдаленные населенные пункты. В связи с этим считаем, что необходимо начать строительство автозимников с продленным сроком действия по сухопутным автозимникам.
Для увеличения объемов Дорожных фондов субъектов, входящих в ДФО, предлагаем в федеральном законе о федеральном бюджете предусмотреть увеличение норматива зачисления налоговых доходов от акцизов на ГСМ в бюджеты субъектов РФ, входящих в ДФО, в целях доведения его с 1 января 2021 года до 100%.
Учитывая труднодоступность населенных пунктов РС(Я), внутренний водный транспорт является по сути безальтернативным по перевозке грузов для нужд жизнеобеспечения республики.
В настоящее время в соответствии с поручением Президента РФ ведется работа по формированию национального проекта "Внутренний водный транспорт" на период до 2030 года.
С каждым годом состояние внутренних водных путей ухудшается из-за недостатка дноуглубительной техники. Если в 1980-1990-е гг. на эти цели привлекалось до 39 единиц дноуглубительной техники, то в навигацию 2020 года работало всего 13 земснарядов. Предлагаем Минтрансу РФ увеличить финансирование а содержание путевых работа в Ленском бассейне, а также решить вопрос ремонта ГТС в рамках подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Госпрограммы "Развитие транспортной системы".
При разработке Нацпроекта также предлагаем предусмотреть предложения по расширению программы льготного лизинга на строительство речных судов на условиях срока лизинга до 15 лет по ставке 2,5%, а также увеличения размера возмещаемой ставки при строительстве судов для Северного завоза до 15% от стоимости нового судна.
Остро стоит вопрос замены скоростных пассажирских судов на подводных крыльях и грузопассажирских судов, которые обслуживают среднемагистральные линии Ленского бассейна. Средний возраст данных судов составляет более 30 лет, которые были спроектированы, построены и введены в эксплуатацию в советское время. Необходимо поручить Минтрансу РФ включить финансирование строительства грузопассажирских судов для обслуживания социально-значимых маршрутов в районах Крайнего Севера в госпрограмму "Развития транспортной системы России".
Воздушный транспорт в республике является единственным межрегиональным видом транспорта, обеспечивающим связь с остальной территорией РФ, и выполняющим важную социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность региона. Здесь бы я хотел остановиться на ряде моментов.
Первое – ценовая доступность перевозки пассажиров по социально значимым маршрутам за счет совершенствования государственной поддержки.
В Арктической зоне России на начало года численность населения составила 2 431,5 тыс. человек. Из них 67,7 тысяч человек проживают в 13 арктических улусах Якутии, где транспортная доступностьодна из самых сложных. Протяженность внутренних маршрутов сопоставила с межрегиональными перелетами, тарифы из райцентров до узлового аэропорта Якутска – от 15 до 37 тысяч рублей. Мы неоднократно обращались с предложением о субсидировании из федерального бюджета маршрутов из труднодоступных населенных пунктов до центральных городов России с промежуточной посадкой в Якутске, однако федеральный закон № 184-ФЗ относит данные полномочия к региональным.
Из бюджета Республики Саха (Якутия) для поддержки населения субсидируется 50% от экономтарифа по 14-ти межрайонным маршрутам в Арктическую зону для граждандо 23 лет и старше 55 лет. В ограниченных возможностях регионального бюджета спецтарифами могут воспользоваться только 10% жителей арктических районов, общая потребность субсидирования авиаперевозок по арктическим направлениям Якутии составляет 2,5 млрд. рублей.
Поэтому, полное финансирование субсидирования невозможно без участия федерального бюджета. Предлагаем рассмотреть возможность разработки для субъектов Арктической зоны Российской Федерации отдельной программы поддержки внутрирегиональных перевозок пассажиров воздушным транспортом с субсидированием пассажирского тарифа без возрастных ограничений и субсидированием сквозных тарифов от труднодоступных населенных пунктов до крупных городов с пересадкой в узловых аэропортах Арктической зоны и заменой типа воздушного судна и номера рейса. Продолжить работу в части предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионам Российской Федерации на финансовое обеспечение доступности местных воздушных перевозок населению и расширения маршрутной сети местных воздушных перевозок.
Второе – необходимо синхронизировать процессы строительства и реконструкции аэропортов с обновлением парка воздушных судов.
Аэропортовая сеть в Арктике, в частности в Якутии (это 32 аэропортами и 133 посадочные площадки), находится в критическом состоянии. Износ основных фондов составляет 80%.
Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, предусмотрена реконструкция 4 арктических аэропортов Якутии (Депутатский, Белая Гора Черский, Жиганск, сметная стоимость реконструкции указанных аэропортов составит 4,21 млрд. рублей). В целом для комплексного обеспечения транспортной безопасности аэропортовой сети требуется реконструкция всех 26-ти северных аэропортов. Направлены предложения в Министерство транспорта РФ по включению 10 аэропортовых комплексов (Ленск, Сунтар, Алдан, Мома, Усть-Куйга, Саскылах, Усть-Мая, Батагай, Оленек, Зырянка) в Федеральный проект Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года и до 2030 года.
Предлагается: поручить Министерству транспорта РФ включить в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с 2024 года 10 аэропортов Республики Саха (Якутия).
Из 14 арктических аэропортов в республике искусственные ВПП имеют 3 (Тикси, Чокурдах, Черский). Реконструкция аэропортов не включает в себя строительство и перевод грунтовых ВПП на искусственные. В этой связи, необходимо оптимизировать планы обновления парка воздушных судов для Арктики. Так, планируется замена АН-24 на лёгкие многофункциональные самолёты и списываемой вертолетной техники для осуществления внутренних региональных и местных пассажирских перевозок.
Предлагаем: В рамках государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности России на 2013-2025 годы» предусмотреть мероприятия по разработке и производству легких многоцелевых самолетов вместимостью для эксплуатации в условиях Арктической зоны России. Также, предусмотреть механизмы льготного лизинга приобретения воздушных средств.
Хотелось бы услышать мнение участников сегодняшней дискуссии о сроках, источниках финансирования строительства и ввода самолетной техники для эксплуатации на грунтовых и ледовых аэродромах. Соответствующие мероприятия предусмотрены в рамках развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года.
Третье – поддержка государством ФКП «Аэропорты Севера».
В 2007 году при поддержке Правительства Российской Федерации с целью сохранения и эффективного развития аэропортов с малой интенсивностью полетов в Республике Саха (Якутия) успешно реализован первый пилотный проект по созданию Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера», который объединяет 29 аэропортов, в том числе 2 аэропорта Магаданской области.
Ежегодно ФКП «Аэропорты Севера» обслуживает свыше 30 тыс. рейсов, 500 тыс. пассажиров.
С 2015 года объем федеральной субсидии ФКП «Аэропорты Севера» не индексировался и в 2020 году составил 1 041,8 млн рублей меньше на 81,6 млн руб. (-7,8% к 2019 году). В 2021 году размер федеральной субсидии запланирован в сумме 952,9 млн рублей меньше на 88,9 млн рублей (-8,6% к 2020 году) при необходимом объеме финансирования на текущее содержание в сумме 1 362,4 млн рублей. До 2023 года прогнозируется дальнейшее сокращение объема субсидии на 10% ежегодно.
Ежегодно возрастают эксплуатационные затраты на содержание введенных после реконструкции и строительства зданий и сооружений. В период до 2024 года запланирован поэтапный ввод более 31 тыс. кв. м. помещений и 1 500 тыс. кв. плоскостных сооружений в 15 филиалах ФКП «Аэропорты Севера». Кроме того, из сметы финансирования полностью исключены расходы на приобретение спецтехники и оборудования, необходимых для эксплуатации аэропортов с учетом запланированных работ по замене грунтовых покрытий взлетно-посадочных полос на искусственные (Олекминск, Нюрба, Черский, Маган).
Недостаточное финансирование ставит под угрозу дальнейшую деятельность предприятия. ФКП «Аэропорты Севера» вынуждены сокращать регламент работы аэропортов, оптимизировать штат, что к социальной напряженности в коллективе. Существуют высокие риски увеличения тарифов на аэропортовые услуги, которые вместе с наземным обслуживанием составляют 18-20% в структуре себестоимости рейса, в результате чего неизбежен рост стоимости авиабилетов на внутренних направлениях республики, которые уже сегодня являются самыми высокими по стране.
Предлагается: предусмотреть с 2021 года увеличение федеральной субсидии ФКП «Аэропорты Севера» до 1,5 млрд рублей ежегодно, а также финансирование расходов на эксплуатацию, содержание аэропортов, доведение количества техники и оборудования до нормативных показателей.
Наконец, хочу остановиться на поддержке малого предпринимательства. Имеющийся пакет поддержки предпринимательской деятельности в Арктике направлен в основном на снижение издержек крупных сырьевых финансово-промышленных групп и не влияют на малое предпринимательство, которое выполняет важнейшие социальные функции на севере.
По данным переписи предпринимателей (за 2015 год) в Арктической зоне России 29 тыс. малых предприятий, где было занято 193 тысячи человек. Наблюдается убыль малых предприятий и числа работников малых предприятий. Так, в Республике Саха (Якутия) по итогам 2016 года в арктических районах действовало 303 малых предприятия и было занято 1 550 человек, то в конце 2019 года – 918 человек.
Подчеркну, никакие преференции для ведения деятельности в Арктике, да и в целом по Крайнему северу, для субъектов малого предпринимательства, по сравнению с другими регионами Российской Федерации не предусмотрены.
С 2014 года федеральным законодательством установлена обязательство работодателя, включая малые предприятия, обеспечивать государственные компенсации расходов работников на оплату стоимости проезда в отпуск и обратно. Средние затраты работодателей на отпуск по Крайнему Северу составляют 30 тыс. рублей в год на одного работника, в Арктике в условиях высоких тарифов эта сумма удваивается. С учетом коэффициента семейственности, это неподъемные затраты для малых предприятий.
Предлагаю: для развития предпринимательства в районах Арктики предусмотреть компенсацию из федерального бюджета расходов работодателей-малых предприятий по оплате один раз в два года стоимости проезда работников и членов их семей к месту использования отпуска исходя из единых и территориально обоснованных ставок компенсаций. Предварительные расчеты по Якутии дают оценку 800 млн рублей ежегодно.
Уважаемые товарищи! Без решения этих вопросов, обеспечивающих транспортную доступность населения северных и арктических районов, ситуация будет оставаться крайне сложной.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0