Эксперт уверяет, что чистый убыток авиакомпании с 2020 года снизился в 22 раза:
– Авиакомпания «Якутия» создавалась правительством Республики Саха (Якутия) в годы катастрофического обрушения отечественного рынка авиаперевозок. Главным аргументом создания предприятия с государственным участием была жизненная необходимость сохранения авиационной доступности огромной территории Якутии, так как главная роль авиации и тогда, и сегодня остается социальная – обеспечение конституционного права граждан России, проживающих на Севере, права на передвижение. В годы пандемии эта функция авиакомпании еще более усилилась. Доставка оборудования, вакцин и медикаментов в условиях Якутии можно осуществить только авиацией.
Пассажирские авиаперевозки в числе отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Понятно, что в силу этого финансовое состояние АО «Авиакомпания «Якутия», как и многих других авиакомпаний мира, сейчас определяется как кризисное.
По информации Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), убытки авиакомпаний России в 2020 году составили 197,3 млрд рублей. В прошлом году в качестве поддержки отечественным авиакомпаниям было выделено свыше 106 млрд рублей. АО «Авиакомпания «Якутия» было предоставлено 155 млн рублей господдержки из федерального бюджета.
При этом, согласно прогнозам экспертов, в 2021 году, убытки российских эксплуатантов ожидаются в районе 50 млрд рублей.
Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и независимые эксперты ожидают восстановление отрасли не раньше 2023-2024 годов.
АО «Авиакомпания «Якутия» по итогам 2020 года получен убыток от операционной деятельности в размере 2 842,3 млн рублей, перевезено 499 511 пассажиров, что на 30% меньше, чем в 2019 году. Деятельность авиакомпании в 2020 году характеризуется значительным снижением производственных и финансовых показателей, которое связано с негативным влиянием ряда факторов, в том числе роста курса доллара, закрытием международного авиасообщения и влиянием пандемии коронавируса в целом.
Тем не менее, авиакомпания постоянно проходит плановые и внеплановые проверки от государственных и контрольных органов, а также обязательный ежегодный аудит финансовой отчетности. Так, например, согласно проверке Счетной палаты РС (Я), проведенной по результатам деятельности за 2018 - I полугодие 2020 года, были выявлены нарушения, которые устранены или устраняются по итогам предписания от декабря 2020 года.
Также согласно последней проведенной плановой проверке Росавиации в августе 2021 года, по итогам первого полугодия отмечена существенная положительная динамика по некоторым показателям финансово-экономической устойчивости. На рейсах АО «Авиакомпания «Якутия» за 9 месяцев 2021 года перевезено 636,8 тыс. пассажиров, что на 78,6% больше, чем в аналогичном периоде 2020 года, и на 13,5% выше уровня 9 месяцев «допандемийного» 2019 года. Авиакомпания «Якутия» стабильно входит в ТОП-20 авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров и занимает 18 место среди российских авиакомпаний (по данным ФАВТ МТ РФ).
При этом, по итогам деятельности в 2020 году, достигнут второй по отрасли результат по минимизации сокращения пассажироперевозок, а по темпу роста производственных показателей в 2021 году динамика деятельности авиакомпании «Якутия» находится на четвертом месте по РФ. Так, чистый убыток с 2020 года снизился в 22 раза и составил 128 млн рублей за 9 месяцев 2021 года.
В целях обеспечения мер по восстановлению рентабельности деятельности, а также, для обеспечения положительного значения общей доходности деятельности АО «Авиакомпания «Якутия» был разработан «План мероприятий по оптимизации и повышению эффективности деятельности на 2021 год». За 9 месяцев достигнут положительный эффект в 506 млн рублей. Также указом главы РС(Я) утвержден план финансового оздоровления АО авиакомпания «Якутия» до 2025 года.
Немаловажно отметить и социальное значение, авиакомпания «Якутия» выполняет 45% рейсов из аэропорта Якутск. Особо подчеркнём, что крупные авиаперевозчики, такие как «Аэрофлот», «Ютэйр» и др. выполняют рейсы в направлении республики только в период высокого пассажирского спроса, когда как в другое время спрос на магистральные направления с низкой рентабельностью, в большей части выполняет основной региональный перевозчик.
Кроме того, авиакомпания «Якутия» выполняет значительное количество рейсов внутри республики, доля пассажирских перевозок составляет 40%, в том числе и в арктические районы, где в силу географических особенностей воздушный транспорт является безальтернативным. В этом плане авиакомпания несет определенную социальную нагрузку.
Маршрутная сеть авиакомпании предполагает специализацию на межрегиональных, международных, заказных и чартерных рейсах в Дальневосточном Федеральном округе с основным базированием в аэропортах Якутска, Москвы, а также планомерное развитие восточного направления (открытие базирования в аэропорту Хабаровска).
При этом развитие деятельности авиакомпании строится и на активном участии с августа 2021 года в Единой Дальневосточной авиакомпании, с распределением маршрутной сети, определением единого расписания, парка используемых воздушных судов, тарифной политики, в том числе объемов субсидирования авиаперевозок, на основе соглашения об участии субъектов ДФО.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0