Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 8 oC

Главное

Актуально

В Ил Тумэне обсудили проект закона "О факториях" РС(Я)"

В парламенте Якутии состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) «О факториях в Республике Саха (Якутия)». Мероприятие провела председатель постоянного комитета Государственного Собрания…
18.05.24 09:17
Түһүлгэ

Талааннаах тарбахтаах удьуор уус

Маҕаһыыҥҥа билигин дьиэ тэрилин арааһа баар эрээри, үгүс дьон олохтоох уустарга сахалыы моһуоннаах төгүрүк остуол, олоппос, ыскаап, сундуук сакаастыыллар, тиэргэннэригэр балаҕан туттараллар.…
18.05.24 12:44
Общество

Александр Атласов работает в Намском улусе

По информации Комиссии по чрезвычайным ситуациям на данный момент организовано круглосуточное дежурство в 12 населенных пунктах, подверженных к затоплению. Председатель постоянного комитета Ил Тумэн…
18.05.24 09:31
В Ил Тумэне

В Ил Тумэне обсудили проект закона "О факториях" РС(Я)"

В парламенте Якутии состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по разработке проекта закона Республики Саха (Якутия) «О факториях в Республике Саха (Якутия)». Мероприятие провела…
18.05.24 09:17
Уопсастыба

Факториялар тустарынан сокуону дьон кэтэһэр

Ил Түмэн Төрүт олохтоох аҕыйах ахсааннаах хотугу омуктар уонна Аартыка дьыалаларыгар сис кэмитиэтигэр «Саха Өрөспүүбүлүкэтигэр факториялар тустарынан» диэн сокуон барылын ырытан оҥорор, чочуйар…
18.05.24 09:02
Общество

Добровольческая семья для наших

Среди многочисленных организаций по производству маскировочных сетей для участников СВО есть один удивительный коллектив. Сегодня хочу рассказать о большой, дружной и многонациональной семье…
17.05.24 16:44
В Ил Тумэне

Восьмое пленарное заседание парламента Якутии состоится 13-14 июня 2024 года

Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Алексей Еремеев подписал распоряжение о созыве восьмого (очередного) пленарного заседания парламента Якутии седьмого созыва.
17.05.24 16:17
Уопсастыба

Ил Түмэн дьокутааттара көмө оҥороллор

Өлүөхүмэ оройуонугар халаан уутуттан ыксаллаах быһыы-майгы буолла. Норуот дьокутааттара биир бастакынан халаан уутуттан эмсэҕээбиттэргэ күүс-көмө буолаллар. Бу туһунан Ил Түмэн пресс-сулууспата…
17.05.24 16:07
Уопсастыба

Уус Алдан улууһун баһылыга В.И. Аммосов Суоттуга

Ыам ыйын 15 күнүгэр Уус Алдан улууһун баһылыга Василий Иванович Аммосов Суоттуга халаан уутун көрсүүгэ бэлэмнэнии үлэтин хаамыытын уонна улуустааҕы «Сэһэн Ардьакыап аатынан түмэл» көҕүлээһининэн…
17.05.24 15:13
Культура

Открылся кинозал в Верхоянском районе

В Центре культуры села Бетенскес Адычинского наслега Верхоянского района состоялся торжественный запуск кинозала, работающего по технологии «Экстра Синема». Так, у жителей наслега появилась…
17.05.24 14:23

АХШ Арассыыйа алмааһыгар сыһыанын уларытарга күһэллэр

ТАСС биллэрэринэн, ыам ыйын 17 күнүгэр (Reuters ааҕыныстыбаҕа сигэнэн) АХШ былаастара аан дойдутааҕы алмаас индустриятын өттүттэн кириитикэ киирэринэн, арассыыйа алмааһын хааччахтааһыҥҥа сыһыанын уларытарга күһэллэр.
18.05.24 09:48

Правила для госпиталей ветеранов

В госпиталях ветеранов войн будут оказывать разнообразную медицинскую помощь: первичную медико-санитарную, специализированную, высокотехнологичную, паллиативную. Предполагающий это приказ Минздрава от 09.04.2024 № 173н вступает в силу 17 мая.
17.05.24 14:16

Чернобыль дуораана

Бүгүн, муус устар 26 күнүгэр, Радиациялаах саахаллары итиэннэ катастрофалары туоратыы уонна онтон эмсэҕэлээбиттэри кэриэстээһин күнэ бэлиэтэнэр. Өйдөбүнньүк күн Чернобыллааҕы атомнай электростанция саахалын кэнниттэн сэттэ сыл буолан баран, 1993 сылтан…
26.04.24 11:27

 Ежегодно от общего пирога под названием «бюджет Якутии» довольно большие куски отламываются АК «Якутия». В последнее время такой расклад многих не устраивает. А на фоне новостей об очередных провалах горе-перевозчика и вовсе подталкивает некоторых на решительные заявления. Интересный прецедент случился недавно на «пленарке» Ил Тумэна.  

 Ежегодно от общего пирога под названием «бюджет Якутии» довольно большие куски отламываются АК «Якутия». В последнее время такой расклад многих не устраивает. А на фоне новостей об очередных провалах горе-перевозчика и вовсе подталкивает некоторых на решительные заявления. Интересный прецедент случился недавно на «пленарке» Ил Тумэна.  

  Де юре, де факто

В 2021 году по поручению президента Владимира Путина появилась единая дальневосточная авиакомпания на базе АО "Авиакомпания "Аврора". В нее вошли региональные перевозчики - "ЧукотАвиа", "Хабаровские авиалинии", "Авиакомпания Якутия", "Полярные авиалинии", "Камчатское авиапредприятие".

Если ранее 100% акций АК "Якутия" принадлежали правительству республики, то в апреле этого года доля участия республики в авиакомпании была уменьшена на 25% плюс одну акцию для передачи их создаваемой единой дальневосточной авиакомпании «Аврора». «Мы надеемся, что реализация этого проекта поможет субсидировать не только перелеты из Якутска, Хабаровска и Владивостока в центральную часть страны, но и в районы нашей республики», - сказал тогда глава региона Айсен Николаев. 

Желанными «плюшками» от участия в «Авроре» мы еще не успели насытиться. Федеральные субсидии пришли, но их (авиабилетов по сниженной стоимости) пока определенно мало. Так что поживем – увидим…  

Также из важных обстоятельств – в сентябре по соглашению сторон из авиакомпании уволился занимавший должность гендира Владимир Горбунов. Имя нового управленца, по словам главы республики (после заседания Генсовета), будет озвучено совсем скоро. Как и на предыдущих руководителей, на назначаемого топ-менеджера авиакомпании возлагаются определенные надежды.

Лучше поздно, чем… еще позже

Двадцатого октября в ходе пленарного заседания в Ил Тумэне был принят  законопроект «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В документе определены текущие финансовые расходы и доходы региона, а также представлены расчеты на перспективу. 

В числе прочих вопросов, дискуссию депутатов вызвала информация о выделении очередного транша бюджетной субсидии на сумму  570 миллионов рублей на поддержку авиакомпании «Якутия». К слову, на 2021 год на нужды АК «Якутия» в казне заложено в общей сложности более 1,5 миллиарда рублей.

Члена комитета по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации Ил Тумэна Виктора Федорова в этом вопросе не иначе как «бельмом в глазу» у региональных властей не назовешь. Ведь не раз ему было сказано, республике нужна своя авиакомпания, хоть какая, а своя... Но нет, все равно неугомонный парламентарий не отступает – выступил теперь с инициативой провести финансовый  аудит в АК «Якутия» - на что, мол, даем деньги?  

00f29d60 02c9 47f4 8dbb af3b86fd40e4

Нардепы предложение коллеги не поддержали. Хотя Федоров утверждал о необходимости проверки не голословно, а основываясь на цифрах аналитической справки от финансового института, в свою очередь, сделавшего заключение из официальных данных по балансу предприятия.    

Из выступления Федорова на заседании: «Авиакомпания стабильно дает в год 1,5 млрд убытков. С такой тенденцией она в 2022 году будет иметь около 8 млрд рублей убытков. Из 13 магистральных рейсов убыточны семь. В 2020 году  из 26 магистральных маршрутов были все убыточные. Из 20-ти межрегиональных маршрутов по Дальнему Востоку и Сибири в 2019 году рентабельность была только у трех. В 2020 году из 13 маршрутов - только у одного маршрута. По международным маршрутам все пять убыточны. Хоть какие-то копейки зарабатывает на внутрирегиональных рейсах. Из 17 рейсов внутри республики 17 рентабельны. На стороне терпим убытки, а в республике последние крохи денег забираем у наших бедных сельчан».

Позже мы поинтересовались, откуда у депутата такая заинтересованность. «Да, авиакомпанией «Якутия» я занимаюсь достаточно давно. Даже по служебной надобности, когда работал председателем комитета госсобрания Ил Тумэн по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры, мы постоянно исследовали состояние, в котором находится авиакомпания, в связи с тем, что государством постоянно выделялись субсидии на поддержание летной льготности. Как говорится, ничего личного, сейчас поступила очередная заявка на 570 миллионов рублей. Финансовый анализ показывает, что данную авиакомпанию спасти практически невозможно. Есть ли смысл продолжать, должна решать исполнительная власть, которая является единственным учредителем АК «Якутия», - отметил он. 

«Если мы сами не начнем эту процедуру (прим авт. – банкротство), и ее начнет сторонняя организация, то государству придется отвечать по обязательствам. А это страшное дело - там десять миллиардов рублей будет нагрузка на бюджет...», - подчеркнул Федоров. 

Как утверждает народный депутат, аудиторская проверка могла бы установить - "может жить" авиакомпания или нет. В первом случае учредитель должен назначить специалиста, который будет ее "выводить из штопора". Во втором - правительству необходимо "нанять ликвидатора и попытаться максимально спасти имущество и расплатиться с кредиторами".

По мнению нашего собеседника, вопрос авиационного сообщения в республике нужно разделить на две части: внутриреспубликанские перевозки и магистральная линия (Москва-Санкт-Петербург-Новосибирск-Хабаровск). «На внутриреспубликанских перевозках надо оставлять компанию «Полярные авиалинии». Оснастить ее современной, более экономичной техникой. На магистралях сейчас у нас только из Москвы летает пять-шесть авиакомпаний. Конечно, желательно иметь свою авиакомпанию, но она должна быть компактная. АК «Якутия» не имеет в собственности ничего. Здание технического центра абсолютно не нужное, где работает 400 человек, в залоге. Контора в залоге. Нет ничего своего - минус 17 миллиардов долгов. Не нужны такие компании в современном мире», - пояснил депутат.

Как он отмечает, новую авиакомпанию власти республики могут создать на базе АК «Алроса». Насчет ремонтного обслуживания,  по словам Федорова, текущий ремонт воздушных судов можно проводить в Якутске, а средний - во Владивостоке. «Ремонтную базу нужно выводить из АК «Якутия» в «Полярные авиалинии». Делать единую техническую базу независимую, которая на хозрасчете обслуживает, в том числе малую авиацию «полярников» и «Алроса», - добавил парламентарий.

С одной стороны, настойчивые призывы депутата «банкротить» авиакомпанию выглядят подозрительно – а не пытается ли человек «расчистить поле» в собственных или чужих интересах? А с другой стороны, «Якутия» ведь давно идет ко дну, а после конца, как правило, приходит логичное начало чего-то. Федоров лишь предлагает перейти на новый этап с меньшими потерями.  Правда, это «что-то новое», кажется, очень пугает людей в кабинете министров. Вопрос о том, почему же власти республики, несмотря ни на что, как говорит молодежь, топят за АК «Якутия», мы задали председателю правительства Андрею Тарасенко. 

(Продолжение следует).

 

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением