Социальное жилье не строят
- Василий Петрович, на ваш взгляд, какие поправки требуется внести по части защиты прав людей с ограниченными возможностями?
- - Как известно, после принятия поправок в Конституцию РФ на федеральном уровне потребуется изменить около 100 законов. Началась работа по модернизации законов и в нашем регионе - для этого были созданы комиссии по изменениям в республиканское законодательство.
Конечно, сегодня необходимо внести поправки в те законы, которые касаются инвалидов. К примеру, требуются поправки в Федеральный закон № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по обеспечению жильем инвалидов, т.е. чтобы законодатели внесли поправки по строительству социальных домов. Потому что покупка собственного жилья не по карману многим инвалидам. А квартирный вопрос – это, как известно, основополагающий вопрос жизнедеятельности человека. Сегодня к нам каждый третий инвалид приходит именно по жилищному вопросу.
Вообще, по закону инвалидам должны предоставлять социальное жилье, но строительство таких социальных домов не ведется. К примеру, в Якутске лет десять назад ввели такой дом на 144 квартиры по ул. Пушкина и все - строительство на этом закончилось.
- Почему уже не строят социальное жилье?
- Поскольку в республиканском бюджете на это нет средств. Полтора года назад я перед зампредом правительства Ольгой Балабкиной ставил этот вопрос. Она сказала, что в ближайшие годы не стоит ждать строительства социального жилья, потому что в инвестпрограмме это не предусмотрено, средств нет.
- А сколько инвалидов нуждается в таком жилье?
- На сегодняшний день в очереди на получение специализированного социального жилья в Якутске стоят около 2 тыс. инвалидов. В целом, по всей республике проживает порядка 60 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья, причем, число инвалидов с каждым годом только увеличивается. Примерно, на 3-4 тыс. человек каждый год. А процент реабилитации инвалидов очень низкий.
Сегодня необходимо, чтобы средства на строительство социального жилья выделялись не только в Якутске, но и в крупных городах Нерюнгри, Мирном, а также в райцентрах.
Капремонт для сельских инвалидов
- Но не все же инвалиды живут в больших городах, райцентрах, многие проживают в селах…
- Да, вы правы. И вот здесь необходимо сказать о том, что в нашем законодательстве ничего не говорится о выделении средств на ремонт жилья инвалидов, проживающих в частных домах. В Фонде капремонта говорят, что капремонт не распространяется на индивидуальное жилье. А между тем, подавляющее большинство инвалидов проживает в сельской местности, в своих, частных домах. Особенно страдают от невозможности провести ремонт в доме одиноко проживающие люди, с тяжелой нозологией.
Стройматериалы сегодня стоят очень дорого, и, конечно, инвалиды их просто не в состоянии приобрести и сделать ремонт дома. И здесь требуется финансовая помощь от государства. Знаю, что в некоторых регионах такая норма уже введена – на ремонт жилья инвалидов из бюджета выделяется энная сумма, именно на ремонт. Необходимо изучить такой положительный опыт и ввести норму и в наше региональное законодательство.
Кто оплатит проезд?
- Какие еще проблемные вопросы требуют решения на законодательном уровне?
- Мы считаем, что необходимо законодательно решить вопрос по оплате проезда инвалидов до места прохождения ими медико-социальной экспертизы. К примеру, люди с ограниченными возможностями здоровья, живущие в отдаленных поселках арктических и северных улусов, куда можно добраться только на вертолете, не могут попасть в районный центр, чтобы пройти медико-социальную экспертизу по продлению сроков инвалидности. Тем более сейчас, в связи с сокращением многих сельских, поселковых больниц, с этим стали возникать очень большие трудности. А инвалидам, кроме МСЭК, надо же еще выезжать в райцентр для обследования, лечения. Проезд очень дорогой, а пенсия у них мизерная. Получается, что инвалиды, особенно третьей группы, получающие социальную пенсию, стали заложниками своих арктических поселков.
Как известно, неработающий инвалид, получающий трудовую пенсию, имеет право проезда до места отдыха и обратно один раз в два года. А инвалиды, получающие социальную пенсию, лишены этой возможности. А ведь социальная пенсия равняется региональному прожиточному минимуму.
В-четвертых, в 2004 году государство взяло на себя обязательство, в соответствии с ФЗ-181«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жильем инвалидов, ставших в очередь до 2005 года на получение жилья в виде компенсационных выплат. В первые годы в республике ежегодно по 70 - 80 человек получали эти компенсационные выплаты. А в последние годы выплаты получают всего лишь порядка 30 человек. Многие инвалиды умирают, так и не дождавшись этой компенсации. Очень медленно идет этот процесс.
А тормозится он из-за того, что средств не хватает. Вроде бы средства увеличивают немного, а стоимость жилья с каждым разом дорожает. Всего же на эти цели в год на одного получателя выделяется 2 млн. 700 тыс. руб., из них 50 % оплачивается из федерального бюджета, 50 % - из регионального. Что в итоге может получить инвалид – сумму, на которую квартиру не купить? Поэтому тоже нужно в законодательном плане как-то отрегулировать этот вопрос.
Инвалиды не хотят трудоустраиваться
- В последние годы принимается много хороших законов в поддержку социально-незащищенных слоев населения. Но на стадии их исполнения, появляется много всяких загвоздок.
Например, в свое время мы с трудом добились изменений по закону о квотировании рабочих мест для инвалидов. Если раньше квоту для людей с ограниченными возможностями здоровья должны были предоставлять предприятия, имеющие численность работников от 100 человек и выше, то позже, благодаря тогдашнему народному депутату республики Альбине Поисеевой, нам удалось снизить это число, и сегодня квоту инвалидам должны предоставлять предприятия с численностью работников от 35 человек. В настоящее время количество квот, установленных органами занятости населения республики, ежегодно увеличивается. Но количество работающих инвалидов остается практически на прежнем уровне – около 8 тыс. человек.
К сожалению, количество работающих инвалидов не увеличивается, потому что сами инвалиды не заинтересованы в трудоустройстве! Сейчас в республике порядка 28 тыс. инвалидов – рабочего, допенсионного возраста. Из них в службы занятости в год обращается всего лишь около 1300 человек. Почему так происходит? Потому что заинтересованности у инвалидов нет - с одной стороны, государство для них квотирование установило, а, с другой стороны, как только они устраиваются на работу, начинают зарабатывать, им сразу урезаются льготы. К примеру, как работающим инвалидам им уже не положены жилищные субсидии, лишаются они и проезда раз в два года до места отдыха и обратно, могут даже снизить группу инвалидности и т.д. Поэтому инвалиды и не идут работать из-за страха потерять свои льготы.
Два года назад мы провели мониторинг, который показал, что 58 % опрошенных именно по этой причине не хотят устраиваться на работу. Им выгоднее не работать. К тому же, как правило, инвалидам предлагают низкооплачиваемую работу – уборщицей, дворником. То есть, устраиваясь на работу, они теряют больше, чем приобретают.
Так что законодателям надо принимать такие законы, чтобы их реализация была не в ущерб самим инвалидам.
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0