Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . 2 oC

30 сентября в роли Фигаро в абсолютном итальянском шедевре Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» мы увидим его — именно этот спектакль будет показан в честь юбилея народного артиста Якутии Юрия БАИШЕВА.

30 сентября в роли Фигаро в абсолютном итальянском шедевре Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» мы увидим его — именно этот спектакль будет показан в честь юбилея народного артиста Якутии Юрия БАИШЕВА.

У него есть все, что нужно артисту оперного театра: умение держаться,  сценическое обаяние, прекрасный баритон, и что-то такое тонкое, едва уловимое и загадочное, что его многочисленные поклонницы безуспешно пытаются разгадать. В какой бы роли он не вышел — незабываем!

Юрий Баишев — любимец публики, покоритель женских сердец, ведущий солист Государственного театра оперы и балета им.Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона.

Выпускник Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Юрий стажировался в Милане и это путешествие в Италию произвело на него неизгладимое впечатление. После этого он объездил всю Россию, и ему рукоплескал зал, когда он выступал на лучших сценах страны — в Большом театре и Мариинке, Большом зале консерватории им. П.И. Чайковского и Калининградском Кафедральном соборе, на Дальнем Востоке и за рубежом — Китае, Монголии, Японии, — словом, всюду, куда он ехал со своим родным театром. Много выступлений было по всей Южной Корее — и спектакли, и концерты.

Ему подвластны абсолютно разноплановые образы, и он исполнил десятки оперных партий в спектаклях национального, зарубежного и русского репертуара — от сложных до популярных. Но именно теперь, в свой юбилейный год, он виртуально возвращается в Италию. 

Мы вспомнили с ним, каким был его путь на сцену и поговорили о его Фигаро. И вот что он рассказал.

—  Как вы поняли, Юрий, что у вас особенный голос, не такой, как у всех?

— У меня какого-то особенного голоса нет, я так думаю. У каждого человека есть голос, а методик, чтобы его поставить, сейчас очень много. Но голос - это же еще не всё. И ценится не он сам, а то, что за ним.

— А что за ним?

— Знаете, я ведь на сцену никогда не стремился. Мне нравилась музыка, хорошее пение, нравилось петь самому — так и случилось то, что случилось. Мне нравилось учиться. Я рвался на вокальные уроки. Если есть свободная минута у педагога, полчаса, час — я стремился занять это время. Где-то концертмейстера поймал — позанимались. А оказывается, всё это приводит на сцену.

— Любопытно. А можете рассказать о педагоге, к которому вы так рвались?

 — О-о, это уникальный случай. Я учился у разных педагогов, и все они — замечательные. Они задавали мне направление, и я по нему шел. В Якутском музыкальном училище я два года учился у Валентины Ивановны Колодезниковой, которая поставила голоса многим нашим артистам.

А потом уехал в консерваторию, где постигал академический вокал у оперной и концертной певицы Анны Геннадьевны Пантелеевой. В Высшей школе музыки Милана моим педагогом была прекрасное меццо-сопрано Зухра Байбурина.

После Италии, оказавшись на родине, я снова получал уроки — теперь у доцента кафедры академического пения и оперной подготовки Марии Евсеевны Николаевой. Четыре женщины! Четыре прекрасных меццо-сопрано! Ни у одного мужчины мне учиться так и не довелось.

— Вы сейчас как занимаетесь?

— Постоянно! В интернете много уроков по вокалу — на английском, немецком, итальянском, есть и переведенные на русский язык. У нас же должна быть постоянная тренировка — как у спортсменов.

— Кроме четырёх названных педагогов, кто еще сыграл важную роль в вашей судьбе?

— Меня с самого рождения и до моего становления воспитывала и во всем мне помогала бабушка — Александра Тимофеевна Баишева. В Тюнгюлю она мыла полы в медпункте СПТУ, а когда у нее испортилось зрение, я пошел работать вместо нее — с шестого класса и до окончания школы. Я очень стыдился своих одноклассников, скрывал это, учителя, по-моему, не знали этого. А если и знали, то я им благодарен за то, что они даже вида не подавали. А мы с бабушкой получали зарплату 75 рублей, и на эти деньги жили.

— Наверное, всё-таки кто-то знал?

— Знали, конечно. Я мог там работать благодаря тому, что директор СПТУ Егор Александрович Захаров согласился на это. А врач медпункта Анастасия Гаврильевна Толстякова, чтобы сохранить бабушке зарплату, как раз и настояла на том, чтобы я работал вместо неё. И я таскал воду, мыл шприцы, полы, выполнял её поручения.

Так что мне по жизни встречалось много хороших людей, и я точно знаю, что их больше, чем каких-то отрицательных персонажей.

— Вы очень позитивный, Юрий! А в чем источник вашей энергии?

— От позитивного отношения к жизни происходит много хорошего. Я и сам позитивно заряженный. Меня очень радует небо, природа, воздух, которым мы дышим — я благодарен этому каждый день.

Я выращиваю много цветов, розы редких сортов, сам за ними ухаживаю — мне кажется, это прекрасно, потому что это — жизнь. Рядом со мной её много, ведь каждая травинка — это жизнь. У меня на участке много берёз, и они меня радуют. Мы же с ними дышим одним воздухом, каждый день — вместе с природой! И это все придает мне силы. И вот с таким прекрасным настроением идёшь в театр, творишь, даёшь концерты, поешь в спектаклях.

— На вашей аватарке вы запечатлены вместе с Альбиной Борисовой. Что она для вас значит?

— Альбина Михайловна — моя родная тётя. И, конечно, она мой наставник. Мой кумир. Я люблю, когда мы вместе с ней поем дуэты.

— Как минимум, вас обожают еще две женщины: ваша жена Мария и ваша дочь. Где вы познакомились и влюбились в Марию, чем она вас обворожила?

— Мы впервые увидели друг друга в музыкальном училище. Знаете, как это бывает, когда пробегает искра? Ну вот эта искра так и горит 30 лет. Мы с тех пор ни разу не расставались — родные души. Мы вместе учились у Валентины Колодезниковой, вместе в консерватории, в общежитии, снимали квартиру...

— Юрий, в имени вашей дочери живет Италия!

— Да, ее зовут Флоренция — мы дали ей имя в честь города цветов, где, по официальным источникам, впервые состоялась постановка оперного спектакля.

— Поет ли ваша Флоренция?

— К сожалению, нет. Наши дети избрали свой путь. Мы пытались дать им музыкальное направление, но не срослось. Флоренция даже поучилась в музыкальном училище. Но оказалось, что она больше увлечена графическим дизайном и сейчас получает профессию в художественной сфере.

Сына мы назвали в честь моего дедушки — Илларион. Он учится на юриста и работает в сфере строительства.

— А расскажите, пожалуйста, об Италии и миланской школе. Что там вас особенно поразило и запомнилось?

— Когда я попал в Италию, у меня, конечно, был культурный шок. Там все очень красиво. Меня поразила архитектура, здания, улицы, люди. Милан — это же город-музей! Я попал в театр Ла Скала. Акустика там — просто фантастика! И в этом театре все поют по-разному: есть топ лучших исполнителей, и я их видел, а есть обычные, ничем не примечательные.

— Видимо, как везде. А каким вы видите своего Фигаро?

 — «Севильский цирюльник» — это комическая опера. Фигаро — делец, у него фонтан нерастраченной энергии. Без него ничего в маленьком городе не происходит. Он и парикмахер, и хирург, и кровопусканием занимается. Где-то обед готовит, как повар, а где-то ветеринар: у кого корова заболеет или баран, так он идет, лечит. Записку передать даме от воздыхателя? Вот этим он займется с превеликим удовольствием! Он распространяет косметику, духи, какие-то мази и побрякушки... Ловкач и пройдоха, он тем не менее, интересен публике, с ним не соскучишься.  Ну, а каватина Фигаро — так это же хит Россини!

— Фигаро, на мой взгляд, ваша полная противоположность. Или в вас тоже что-то живет от Фигаро?

— Нет, конечно, я совсем не Фигаро.

— А что тогда вам помогает войти в образ?

— Музыка! Сама музыка! Есть увертюра перед спектаклем, и это помогает войти в роль, в партию.

— Поделитесь, пожалуйста, как вы готовитесь к спектаклю.

— Мы сейчас усердно занимаемся с итальянским дирижёром Алессандро Биччи. Оттачиваем навыки: партия Фигаро очень высокая.

— А итальянский у вас как идёт?

— Надеюсь, неплохо. Ну а чтобы петь на чистейшем итальянском, нужно всё-таки быть итальянцем. Поэтому мы репетируем, готовимся, волнуемся. Надеюсь, мы сумеем подарить нашему зрителю самые прекрасные эмоции. Приходите 30 сентября на спектакль! Уверен, он вам понравится!

— С юбилеем вас, Юрий!  Высокого вам творческого полета и восторженных поклонников вашего таланта!

17

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением