Наравне с другими специалистами здесь с детьми занимаются учителя-логопеды, которые в своей работе, исходя их диагноза, состояния ребёнка, используют разные методики.
Учитель-логопед Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Александра Павловна Исакова рассказала о своей профессии и об одном из методик визуальной поддержки «Социальные история», которая используется для коррекции поведения ребёнка:
– Особенность моей профессии заключается в том, что специалист в этой области должен одновременно быть и врачом, и психологом, и педагогом. Целью моей работы является развитие у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья навыков социального взаимодействия и коммуникации. Перед нами, в первую очередь, стоит задача повышения качества их жизни и полной социализации.
Успешность нашей работы зависит от выбора правильной методики. Метод визуальной поддержки «Социальные истории» мы в своей работе начали использовать с 2019 года. Метод разработан Кэрол Грей в 1991 году. Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В группу этих методов входят многие виды печатных (или электронных) материалов, ярлыки, указатели, причинно-следственные картинки, например, для изучения эмоций. Пары картинок «Сначала-потом» – для изучения режима или адекватных норм поведения с другими людьми.
Короткие описания определенной ситуации, события или занятия составляют конкретную информацию о том, чего можно ожидать в этой ситуации и почему. Методика признана мировым профессиональным сообществом в качестве эффективного подхода к социализации детей с ОВЗ, и востребована как специалистами, так и родителями.
– Какова цель этой методики?
– Цель социальных историй – предоставить достоверную информацию в понятной и безопасной для ребёнка форме. Визуальные правила содержат информацию о том, что можно делать, а что – нельзя, какое поведение считается допустимым, а какое – неприемлемым. Целенаправленно и систематически грамотно оставленная социальная история способна наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению. При этом она не исчезает, как простой рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.
Визуализация при обучении очень эффективна для людей с аутистическими чертами, так как использует самый сильный канал восприятия. В среднем случае именно зрение развито у ребёнка с РАС.
– Как повлияло использование этой методики на коррекцию поведения детей?
– Использование социальных историй в моей работе существенно повлияло в освоении правил поведения в социуме и в динамике развития детей-инвалидов. Метод весьма продуктивен в работе с детьми-инвалидами, так как дети в конкретной и понятной форме получают информацию об общепринятых правилах и нормах социального поведения в незнакомых для них социальных ситуациях.
– А родителям самим можно составить социальную историю?
– Да, конечно, можно. Мы при обучении детей используем самостоятельно созданные или уже готовые визуальные правила с различными социальными ситуациями. Родители могут заказать в онлайн магазинах или же сами могут составлять. Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда у ребёнка ещё не сформирован тот высокий уровень абстракции, который позволяет понимать рисованные картинки или схематические символы.
Данные правила точно передают смысл конкретной социальной ситуации и сформулированы таким образом, чтобы ребёнок смог их понять, запомнить и легко научился ими пользоваться. Работу с такими правилами стоит продолжать до тех пор, пока ребёнок самостоятельно и свободно сможет применять эти правила.
– Расскажите, пожалуйста, об одной социальной ситуации, чтобы читателям было более понятно.
– Возьмём, к примеру, социальную историю «Как вести себя в столовой». Начинаем с того, что даем ребёнку посмотреть фотографии с готовой социальной историей. Потом рассказываем от первого лица ребенка весь путь: что будет, что его ожидает, потому что ребёнок должен понимать, что с ним происходит, и чего ждать от этой ситуации.
На каждой странице истории фото самого ребёнка, выполняющего описанное в истории действие и надписи: «Когда наступает время обеда», «Я мою руки», «Иду в столовую, чтобы покушать», «Я встаю в конец очереди за последним человеком», «Когда подошла моя очередь, я выбираю еду», «Я ем медленно и аккуратно и использую столовые приборы», «Когда я закончил, я вытираю рот салфеткой», «Убираю за собой грязную посуду», «Я молодец! Мне нравится, когда веду себя правильно в столовой».
Весь этот процесс играем с ребенком в сюжетно-ролевую игру «В столовой», используя столовые приборы, посуду, чтобы он заранее знал. В конце эту социальную историю даём домой для повторения.
– Какие рекомендации Вы можете дать по написанию социальной истории?
– Социальная история пишется от первого лица. Для написания надо, во-первых, выбрать одно поведение или социальную ситуацию, на которую будет направлена социальная история («У врача», «Как мыть руки», «В автобусе» и т.д.). Каждая социальная история должна фокусироваться только на одной ситуации, с которой у ребенка возникают трудности.
Во-вторых, опишите социальную ситуацию, которая особенно вызывает затруднение у ребенка.
В-третьих, добавьте описание того, чего следует ожидать от конкретной ситуации. Включите в текст чувства, переживания и поведение ребенка, демонстрируемое им при таких обстоятельствах.
В-четвертых, в социальную историю включите описание того, какое поведение ожидается от ребенка в данной социальной ситуации. Укажите причины, почему это важно. Далее завершите историю заверением в достижении соответствующего поведения в описанной социальной ситуации. Расскажите о влиянии такого поведения на других людей и на самого ребенка. Помните, история должна вызывать положительные эмоции и давать эффективные стратегии поведения, а не описывать отрицательный опыт.
– Есть ли отзывы родителей, которые научились методу «Социальных историй» во время реабилитации в центре?
– На самом деле, таких отзывов много. Приведу один пример, мальчику пять лет, у него РАС (расстройство аутистического спектра) – проблемы с коммуникацией с окружающим миром. Как рассказала бабушка, после прохождения реабилитации в нашем центре семья стала использовать эту методику у себя дома: «Мой внук не убирал за собой грязную посуду, а после изучения социальной истории «Как вести себя в столовой», он стал убираться. Потом научился самостоятельно ходить в магазин за хлебом. Для нас это большое достижение».
– Александра Павловна, спасибо большое за подробный рассказ о столь важной методике, которую смогут использовать семьи, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Желаем дальнейших успехов в Вашей непростой, но очень нужной работе.
Мария РЕШЕТНИКОВА
- 4
- 0
- 0
- 0
- 0
- 0