Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -6 oC

 В среду, 14 июня, состоялось очередное XXXVIII пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) шестого созыва. Это было завершающее заседание нынешнего депутатского сезона, после которого парламентарии уйдут на каникулы. Может быть, именно поэтому повестка дня была, как никогда, богата и насыщенна.

 В среду, 14 июня, состоялось очередное XXXVIII пленарное заседание Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) шестого созыва. Это было завершающее заседание нынешнего депутатского сезона, после которого парламентарии уйдут на каникулы. Может быть, именно поэтому повестка дня была, как никогда, богата и насыщенна.

Бюджетный вопрос

Если говорить сухим языком статистики, то всего было рассмотрено 62 вопроса, два из которых депутаты, по тем или иным причинам, отклонили. К этому мы ещё вернёмся, а пока отметим, что выделить какой-то один блок вопросов, пожалуй, нельзя, так как, в целом, все они касались важных тем в жизни республики.

Как всегда, одним из значимых стал бюджетный вопрос. Комментируя законопроект о корректировке госбюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, председатель бюджетного комитета Ил Тумэна Юрий Николаев отметил, что данный законопроект был рассмотрен и поддержан на всех заседаниях постоянных комитетов парламента Якутии. Кроме того, он рассматривался на расширенном заседании профильного комитета 10  июня.

Проект закона рассматривался с учётом итогов социально-экономического развития республики за январь-декабрь 2021 года, прогноза социально-экономического развития РС (Я) на период 2022-2024 годов, сведений об исполнении бюджета на 1 мая и оценки ожидаемого исполнения бюджета на текущий год.

Сразу развеем опасения в части параметров бюджета на текущий и перспективные периоды. Все его показатели на 2022 год и 2023-2024 годы остаются неизменными.

В частности, доходы в 2022 году должны составить 275 736 662 тыс. рублей, в 2023 году – 259 773 504 тыс. рублей, и в 2024– 252 853 257 тыс. рублей.  

Общий объем расходов госбюджета республики на 2022 год должен составить 310 275 335 тыс. рублей, на 2023 год – 262 504 020 тыс. рублей, и на 2024 год – 253 851 757 тыс. рублей.

К сожалению, и это было озвучено ранее, в бюджете заложены цифры по его дефициту. Он будут равняться в 2022 году 34 538 673 тыс. рублей, в 2023 году – 2 730 516 тыс. рублей, в 2024 году – 998 500 тыс. рублей.

Изменения вносятся для погашения долговых обязательств РС (Я) в виде обязательств по государственным ценным бумагам республики в размере 5 650 000 тыс. рублей для погашения долговых обязательств муниципального образования городского округа «город Якутск» по кредитам от кредитных организаций – 561 251 тыс. рублей.

В законопроекте учтено предоставление в 2022 году дополнительной государственной гарантии Республики Саха (Якутия) акционерному обществу «Саханефтегазсбыт» в целях завоза нефтепродуктов для надлежащего функционирования систем жизнеобеспечения республики в размере 700 млн. рублей.

По законопроекту были вынесены положительные заключения соответствующих министерств и ведомств. Прокуратурой республики были вынесены определенные замечания. Рассмотрев данный вопрос, депутаты приняли закон в первом и окончательном чтениях.

Также депутаты утвердили отчёт об исполнении госбюджета РС (Я) за 2021 год.

О поддержке семей с детьми

Большой блок вопросов касался тем поддержки семей с детьми, поддержки семей, усыновивших детей, и вопросов, связанных с их правовыми аспектами.

Парламентарии рассмотрели такие вопросы, как внесение изменений в статьи 17 и 18 Закона РС (Я) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» в режиме первого чтения, также в первом чтении были рассмотрены законопроекты, которыми вносятся изменения в республиканские законы «О правах ребенка», «О республиканском материнском капитале «Семья». 

Любовь Явловская отметила, что основная цель законопроектов заключается в том, чтобы улучшить качество жизни детей-сирот и семей, в которых они воспитываются, и что основной целью любого государства является повышение благосостояния семей в целом.

Повышение выплат должно быть направлено на сокращение бедности, необходимо поддерживать людей, которые взяли на себя такую благородную миссию, как воспитание приемных детей. Из них должны вырасти достойные члены нашего общества, и приемные семьи выполняют эту роль.

В целом, в своих выступлениях депутаты отмечали важность постоянного внимания к этим темам. Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Алексей Еремеев отметил, что необходимо активно подключать средства массовой информации к разъяснению различных вопросов этой сферы и популяризации тем усыновления.

Лекарства – в труднодоступные районы

Очень злободневным был вопрос «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Закона Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза товаров (продукции) в населенные пункты Республики Саха (Якутия) для обеспечения жизнедеятельности населения». По большей части он касался лекарственных препаратов. Отмечено, что транспортные компании в приоритетном порядке завозят в арктические и труднодоступные районы республики только жизненно необходимые лекарственные препараты. При этом остальные медикаменты завозятся фактически по остаточному принципу. В итоге, устранив критические симптомы, впоследствии человек не может полноценно завершить лечение. Неполучение своевременного лечения из-за отсутствия необходимых лекарств оборачивается более высоким затратам на выполнение санитарных рейсов и доставки людей в медицинские центры. Законопроект расширяет перечень лекарственных препаратов для арктических и северных районов Якутии.

Отклонены два законопроекта

Весьма актуальным стало рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в статью 58 Закона Республики Саха (Якутия) «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республики Саха (Якутия)». Председатель бюджетного комитета Юрий Николаев отметил, что поправки, которые предусматривают увеличение расходов госбюджета, должны содержать информацию об источниках финансирования, а также соблюдаться сроки их подачи. Часто при рассмотрении корректировок бюджета, поправки вносятся чуть ли не в ходе рассмотрения на сессиях, что ведёт к увеличению сроков принятия корректировок. При этом они вносятся не только депутатами, но и правительством республики. А ведь любая поправка требует поведения соответствующей экспертизы.

В ходе обсуждения депутаты отметили, что принятие данного законопроекта отсечёт крайне важную часть поправок, что недопустимо, ведь многие из них поступают в порядке живого диалога с избирателями. В итоге народные депутаты, задав ряд уточняющих вопросов и выступив с комментариями, отклонили данный законопроект.

Десять вопросов повестки дня касались запрета продажи алкогольной продукции в различных поселениях республики, которые были приняты депутатами.

Вторым документом, который был отклонен депутатами, стал законопроект «О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О государственной поддержке образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах» и статью 9 Закона Республики Саха (Якутия) «Об образовании в Республике Саха (Якутия)».

Документ предусматривал составление списка и утверждение перечня малокомплектных школ приказом Министерства образования республики. Не будем подробно вдаваться во все вопросы и замечания, с которыми выступили депутаты. Лучше всего подводные камни этого законопроекта обозначили Александр Жирков и сам председатель Ил Тумэна Алексей Еремеев.

Александр Жирков отметил, что статус малокомплектной школы определен федеральным законом. Это определение и сам термин был разработан впервые в Якутии, где депутаты отметили, что школа является не просто образовательным учреждением. Её работа связана с выполнением государственных задач. Нельзя обязанности государства в сфере образовательных услуг и решение судьбы школ отдавать на откуп ведомства, пусть и профильного. «Решать судьбу каждой школы нужно не меньше, чем на заседании Правительства республики!» – отметил Александр Николаевич.

Ещё более точно высказался Алексей Еремеев: «У нас есть федеральные государственные образовательные стандарты, которые действуют на территории республики. Мы проводили политику «школа – это центр развития села». Так сложилось, что вокруг школы сегодня выстраивается вся жизнь наслега. Якутия на протяжении последних 30 лет делала все для сохранения и развития новых школ. Это даёт импульс развитию поселений. Между тем, утверждение перечня малокомплектных школ простым приказом министра образования РС (Я) - это даже не подзаконный акт. Любое внесение изменения в части малокомплектных школ должно быть достаточно хорошо продумано. Мы защищали школы и необходимо продолжать эту политику. Это наша база, это развитие нашей молодежи, наших поселений, это касается будущего всей нашей республики».

В итоге законопроект был отклонен.

Завершая пленарное заседание, Алексей Еремеев отметил, что впереди депутатов ждут большие республиканские мероприятия. Если не будет никаких срочных вопросов, то на следующее пленарное заседание Ил Тумэна парламентарии должны будут собраться только в ноябре текущего года.

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением