Издательский дом Редакция Подписка
Погода в Якутске: . -0 oC

27 августа отмечался День российского кино. Сегодня много говорится о феномене якутского кинематографа, которому предстоит стать еще и высокотехнологичным. Залог успеха в тандеме талантливых режиссеров, сценаристов, операторов и специалистов по компьютерным технологиям.

27 августа отмечался День российского кино. Сегодня много говорится о феномене якутского кинематографа, которому предстоит стать еще и высокотехнологичным. Залог успеха в тандеме талантливых режиссеров, сценаристов, операторов и специалистов по компьютерным технологиям.

Начинал с рекламы

В преддверии Дня кино в музее «Россия — моя история» состоялась встреча режиссера фильма «Рядовой Чээрин», технического директора медиалаборатории креативного кластера в «Квартале труда» Дмитрия Кольцова с кинолюбителями. С 2005 года он работал в производстве рекламы.

«Я начинал со многими, кто потом пришел в якутское кино. Тогда, учитывая, что у нас были ограниченные бюджеты, мы старались сделать имеющимися средствами красивую и дорогую картинку, ролики. С огромным интересом осваивали новое программное обеспечение, современные компьютерные технологии. Изучали в основном по книгам, которые удавалось приобрести, — рассказал он. — Хочу сказать, что все новое надо пробовать. Сейчас, к примеру, многие боятся, что искусственный интеллект негативно повлияет на творчество. Но с моей точки зрения, надо грамотно этим инструментом пользоваться и уж точно не стоит бояться».

IMG_0158_1.jpeg

Дмитрий вспоминает, как после мировой премьеры «Аватара» в 2009 году все загорелись идеей снять, что-то подобное в формате 3D. Настойчивость, знания и творческая свобода дали нашим ребятам возможность создать первую на Дальнем Востоке работу в этом формате — рекламный ролик компании «Туймаада даймонд». Это уже позволило говорить о том, что качественно, современно и, самое главное, недорого, можно снимать и в регионах. 

От актера до режиссера

Работу в якутском кинематографе Кольцов начал актером на съемках военного фильма «Рядовой Чээрин». Картина снятая по повести фронтовика Тимофея Сметанина повествует о якутском солдате-охотнике вступающем в схватку с немецкими снайперами. Поскольку на «Сахафильме» не хватало артистов славянской внешности ему предложили сыграть командира роты. Поскольку Дмитрий не просто увлекался, а профессионально занимался компьютерными технологиями, он быстро нашел общий язык с оператором, звукорежиссером и другими «технарями» съемочной группы. «Чем больше я вникал в съемочный процесс, тем больше думал «вот мне бы доверили снять этот фильм». Ну подумал да и забыл. Съемки закончились, но по разным причинам картина долго не выходила. И тут мне звонит продюсер Нюргун Иванов и предложил смонтировать снятый материал...», — говорит Дмитрий.

IMG_0163.jpeg

В процессе монтажа выяснилось, что материала недостаточно и потребовались дополнительные съемки. Но исполнитель главной роли не смог принять в них участие. Тогда решили переписать сценарий. И эту работу снова предложили Дмитрию. В конце концов руководство предложило ему стать главным режиссером картины. «Вот так, из актера я стал режиссером», — улыбается наш герой. 

По сути фильм пришлось создавать заново. Была поставлена задача - снять качественное, серьезное кино российского уровня. Тут Дмитрий напоминает: бюджет «28 панфиловцев» составлял 150 миллионов, военной драмы «Сталинград» — 30 миллионов, «Т-34» — целых 600 миллионов рублей. «Рядовой Чээрин» обошелся в три миллиона. Стало понятно, что надо искать нестандартные подходы. Здесь огромным преимуществом оказалось то, что Дмитрий профессионально владеет цифровыми технологиями позволяющими создавать визуальные эффекты. Например, для съемок потребовались многокилометровые окопы. Из-за ограниченности бюджета снимать пришлось на даче — на одной стороне вырыли окопы в несколько метров, на другой был небольшой дом, в разных углах которого, оборудовали землянку, штаб и партизанский шалаш. 

IMG_0168_1.jpeg

«Снимали на хромакее — поставили сзади синий экран и на этом фоне снимали сцены. Потом на них наложили кадры сделанные в центральной полосе России. К тому же в Якутске съемки проходили уже в октябре, лежал снег, а по сценарию действие происходит осенью. Но все получилось очень органично», — рассказал Дмитрий о рабочих моментах. Компьютерную графику Дмитрию помогали создавать еще двое ребят: «Знаете, когда выходит какой нибудь голливудский блокбастер в проморолике показывают команду компьютерщиков, там человек сто. И вот я думаю, а если бы так снялись мы - втроем, кто-то бы просто не поверил». В итоге 54% картины снято на хромакее, 72% сцен с применением компьютерной технологии. Рейтинг на «Кинопоиске» - 7,3 из 10. Всероссийская телепремьера состоялась 9 мая 2022 года на канале СТС. 

О видеокамерах, «Титанике» и якутских фильмах

Точкой отсчета современного якутского кинематографа Дмитрий Кольцов считает использование видеокамер. Многие помнят, как появились видеокассеты, на которых можно было не только записывать и смотреть фильмы, но и снимать самим. «Это дало возможность рассказывать истории. Собственно это и есть кино, которое потом показывали друзьям, знакомым. Свою лепту внесло телевидение, где начали снимать первые якутские сериалы уже на профессиональном уровне», - говорит Дмитрий. 

Большую роль сыграла система кинопроката в республике. В 90-е многие кинотеатры закрывались, не выдержав конкуренции с видеопрокатом и телевидением. Чтобы выжить, где-то открывали магазины, рынки и ночные клубы. Одним из переломных моментов стал знаменитый «Титаник» собиравший полные залы. С этого времени зритель снова пошел в кино. Дмитрий считает, что заслуга директоров наших кинотеатров в том, что они не стали филиалами крупных федеральных прокатных сетей, а остались самостоятельными. 

«И они протянули руку помощи нашим авторам. Якутские режиссеры получили возможность показывать свои работы зрителям. Мы увидели, что это интересно людям. Не только «Москва слезам не верит», а истории из окружающей нас жизни, будь то в городе или в деревне. Вслед за этим пришел и коммерческий успех. По сути это было неплохое коммерческое вложение — потратить на создание фильма, условно говоря, сто тысяч и потом собрать миллион. А уже когда после ковида кинотеатры снова потеряли зрителя и не было возможности показывать мировые премьеры наши режиссеры помогли — предложили свои фильмы», — делится Кольцов.

Киноиндустрия будущего

Сегодня Дмитрий Кольцов является техническим директором медиалаборатории в «Квартале труда». По его словам, когда к нему обратились и предложили создать студию, он сразу поставил условие — внедрять самые современные технологии. До недавнего времени считалось, что снимать можно на так называемой «зеленке» и затем менять фон. Но это уже вчерашний день и Дмитрий предложил установить большую видеостену — светодиодные экраны, на которой проецируется нужное изображение и на этом фоне вести съемки. 
«Тогда еще в России это только начинали осваивать. Посоветоваться было не с кем. Тут на помощь пришли наши ребята занимающиеся компьютерными играми. Мы вместе с ними стали разбираться, пробовать и у нас получилось. Сейчас, когда мы общаемся с теми же москвичами, мы не просто говорим на одном языке, а у нас есть свои фишки, о которых они не знали», — рассказывает он.  

IMG_0171_1.jpeg

Огромные планы должны осуществиться с вводом современного кинопавильона в Якутске, запланированном в 2027 году. Там будет большой круглый, по всей площади, светодиодный экран позволяющий снимать любые фильмы. Пока что, возможности кинематографистов ограничены суровыми климатическими условиями, когда снимать крупные продолжительные сцены, например, зимой на открытом воздухе, не представляется возможным — сложно выехать большой группой, не выдерживает аппаратура. Первые опыты такой технологии уже опробованы в медиалаборатории «Квартала труда». «Мы отсняли зимние планы на природе, а главных героев в студии и совместили эти изображения. Тут мы столкнулись с проблемой, что нам придется дорисовывать пар, когда герои разговаривают», — улыбается Дмитрий. 

Творческий потенциал у наших ребят огромный, убежден он. Это высокий уровень компетенций, постоянный поиск нового. «Разговаривая с москвичами я поймал себя на мысли, что имея такие бюджеты, как у них, мы могли бы снимать еще круче. Тем не менее, все наши последние фильмы не уступают по качеству, по эффектам», — считает Кольцов. Важно, что именно в Якутии сложился уникальный тандем талантливых, самобытных кинорежиссеров и технических специалистов. Сегодня Дмитрий Кольцов успевает не только руководить медиалабораторией, но и снимать. В процессе картина о СВО, начинается работа над новым фильмом «Звезда» по собственному сценарию в жанре фэнтези. 

«Я всем говорю, что нет лучшего места, чем Якутия где ты можешь не только снять кино, но и найти зрителя, получить признание в России. Это золотое время. Я убежден в этом на сто процентов. Мы сейчас находимся на этапе зарождения у себя большой киноиндустрии», — подчеркивает он. 

Фото: из открытых интернет-источников
 




 




  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Комментарии (0)

Никто ещё не оставил комментариев, станьте первым.

Оставьте свой комментарий

  1. Опубликовать комментарий как Гость.
Вложения (0 / 3)
Поделитесь своим местоположением